Он отставал от соперников, но оказался первым на финише. Феноменальный успех Юрия Борзаковского на ОИ-2004
В тяжёлое время, которое переживает современная российская лёгкая атлетика, хочется хоть иногда вспоминать о хорошем. В случае с Юрием Борзаковским приходится говорить не то что о хорошем, а о вечном. Его финиш с поднятыми руками и соперниками позади на Олимпиаде-2004 – важный эпизод в истории, который остаётся нетронутым даже в эпоху крупномасштабных скандалов.
Юрий следовал нехитрой тактике и сотворил настоящее чудо.
В Афины Юрий приехал, по мнению многих, точно не за победой. Но у легкоатлета из России на самом деле были все основания для завоевания медали. Борзаковский был автором нового национального рекорда, который не сильно уступал лучшему результату по миру, выигрывал чемпионат мира в помещении и всего за год до ОИ едва не стал чемпионом мира на летнем первенстве. Неужели этого было мало?
Серебро на ЧМ-2003 в Париже стало очень важным. На забеге в 800 метров он отрабатывал ту самую победную афинскую тактику, разработанную спортсменом с его тренером Вячеславом Евстратовым. По задумке Юрий должен был начинать в размеренном темпе, чтобы по максимуму сохранить силы для финиша и дать ультраскоростной финиш.
Всё изначально шло по плану – Борзаковский держался за другими бегунами. Однако метров за 300 до финиша, когда соперники резко ускорились, он рванул за ними. Это было полным несоблюдением оговоренной тактики. Юрий, конечно, бился до конца, но так и не догнал победителя Джабира Саида-Гуэрни из Алжира. Их разделили 0,03 секунды. Борзаковский поднялся только на вторую ступень пьедестала и теперь точно знал, как не надо.
На ОИ-2004 россиянин приехал уже опытным бойцом. Казалось, что каждый олимпийский толчок был продуман. Но за день до старта его настигла тревога. Юрий позднее рассказывал, что в ночь перед забегом он не мог сомкнуть глаза. Его одолевали мысли и сомнения, и единственное, что помогло ему провалиться в сон – воспоминания о прогулках с малышом-сыном, который наблюдал за папой по телевизору.
Тем не менее, на дорожке он был спокоен как удав.
– Подумал, что это обычный забег, который ничем не отличается от десятков других. Своих соперников я по отдельности уже обыгрывал, – говорил Борзаковский впоследствии.
Оставалось только грамотно разложиться, как и завещал тренер. Борзаковский начал медленно, и даже занял последнюю позицию среди всех участников забега.
Спустя плюс-минус 400 метров Юрий подсократил отставание от лидеров. Теперь он бежал в основной группе. Лидеры, как и ожидалось, начали наращивать скорость, но Борзаковский, наученный Парижем, не купился. Он продолжил удерживать пятую позицию до финального виража.
Финишная прямая, к которой Борзаковский готовился, если не всю жизнь, то как минимум в тот олимпийский цикл, наконец-то ему покорилась.
Он обошёл всех соперников и победно поднял руки ещё до финиша. Это было триумфом: ни один спортсмен России и СССР ещё никогда не финишировал первым на дистанции в 800 метров.
Время, показанное Юрием едва ли можно занести ему в актив – оно было почти на две секунды хуже его личного рекорда. Но какое это имеет значение, когда на весь стадион слушал российский гимн? Эта победа по праву находится в топе самых ярких в истории российского спорта, а Борзаковский, которому, увы, так и не покорилось золото ЧМ, – живая легенда.