10 мин.

Автор небольшого телеграм-канала занимается просвещением. Мы с ним поговорили: про диджейство, книги и культуру

Создатели телеграм-канала о футбольной культуре «не патчем едины» публикуют стильные подборки, фото со стадионов и даже еду из разных регионов.

В январе они объявили о запуске «Переплета» — проекта о футбольной литературе. Они планируют привозить в Россию журналы и книги из Великобритании. Первая посылка уже отправилась к создателям, а пока мы поговорили с создателем канала Александром о концепции «не патчем едины», изданиях и футбольной культуре.

– Чем занимаетесь, если не секрет, как давно болеете (если болеете) и рассказываете о футболе? 

Учусь на третьем курсе журфака, стараюсь развиваться. Диджею потихоньку, читаю книги. Пытаюсь создать что-то интересное. Продолжаю вести свой проект. 

Футбол очень сильно повлиял на меня, расширил мои границы восприятия мира. И дал повод увлекаться разными вещами, которые без футбола не стал бы изучать. 

Живу в Санкт-Петербурге, болею за «Зенит», а еще «Вест Хэм». В старшей школе начал писать в блогах о футболе. Самое ценное в личном творческом плане это, конечно, телеграм-канал «не патчем едины». 

– Расскажите об этом канале, и есть ли посты, которые больше всего по душе. И почему.

Я создал канал весной 2020 года во время пандемии и карантина. Благодаря чтению других каналов стал по-другому воспринимать футбольную культуру и субкультуру. Поэтому появилась идея создать свой и рассказывать о разных проявлениях футбола, вкраплениях в искусстве, музыке, литературе будь это красивая фотография стадиона, форма, история про инновации.

«Не патчем едины» отчасти рефлексия. Цель — делиться красотой о футболе, чувствовать себя причастными к субкультурным течениям, которые объединяют людей. Мне не хотелось делать копию любого другого канала. Даже начиная с названия: «не патчем едины» это не просто странная фраза. Она означает для меня огромное разнообразие футбола. Что футбол не ограничивается стилем одежды или менталитетом определенной группировки людей. Каждый может найти в футболе свое и открывать новое. Через несколько месяцев я позвал своего друга Максима делать канал вместе. Он из Екатеринбурга и болеет за «Уралмаш». 

Больше всего мне нравится делать посты, которые появляются спонтанно во время путешествий, когда, например, фотографирую стикер на фоне стадиона и начинаю его исследовать. 

Очень важным этапом для канала и меня стало издание зина в январе 2022 года. Он был связан с дизайном и всем интересным мне. Получилась очень удачная история, его можно было увидеть в Севкабеле во время выставки работ студентов, а еще мне удалось реализовать 100 копий среди читателей канала.

Весной мы планируем издать журнал, поэтому приглашаем всех авторов присоединиться к его созданию. 

– Какие культурные, спортивные и общественные проекты вдохновляют?

Из футбольных проектов вдохновляет RAFL (Russian Aesthetic Football League)— относительно новый проект, посвященный атмосфере российского футбола. У команды есть сайт и соцсети, которые оформлены очень профессионально и со стилем. RAFL со вкусом «упаковывает» разные истории, и заигрывает с ретро-темой. Приятно видеть, как задумка сделать российский футбол красивее и в хорошем смысле медийнее воплощается в жизнь. Недавно команды выпустила свечи с ароматом легендарных российских клубов прошлого, это ли не красота.

Отдельно слежу на телеграмом Pitch Invasion — этот канал «взрастил» мое восприятие футбольного фанатизма, открыл много нового и привил важные ценности. Хочу выразить огромную благодарность Руслану за то, что он делает много полезных вещей, несет на своих плечах тяжелую ношу околофутбольного просвещения и с первых дней поддерживает «не патчем едины. Это очень помогает. 

В последние годы я стал активнее наблюдать за музыкальной сценой и увлекся электронной музыкой, поэтому хотел бы выделить пару петербургских проектов. Это TESTFM — радио, лейбл и большое комьюнити любителей разножанровой музыки. Еще один проект с музыкальными трансляциями — Renegade Radio Camp. Идейная команда выпускает свой мерч, а недавно оборудовала крутейшую студию с жирным звуковым оборудованием в одном из питерских заведений.

Ну и Витя Кравченко в последнее время очень тронул и вдохновил меня своими видеороликами.

– Почему решили продавать печатные издания? Сейчас ведь все не так просто с ввозом любых товаров. Тем более, с периодикой. Даже стоит вспомнить опыт lebigmag.

Тема футбольной печати важна, все это начиналось с детства, когда коллекционировал журнал «Футбол». Мне давали деньги на еду в столовой, а я экономил и покупал журналы и стикеры Panini. Для меня при выборе чтения печатного или электронного носителя всегда выбор в пользу печати. Это всегда вызывает ностальгию и это сделало футбольную публицистику желанной вещью. 

Мне жаль, что сейчас в России нет футбольного журнала, хотя создают много классных нишевых проектов. Например, фанзин фанатов «Локомотива» «Локо-пропаганда», журнал «Скитальцы» от граундхопперов, где они рассказывают о матчах и стадионах. 

Но все равно в той же Великобритании этого значительно больше. В том же Mundial выходит много текстов о фанатских группировках, шаржей, карикатур, они используют разные шрифты, издание хочется держать в руках. 

В Британии много изданий о футбольной культуре, где все фокусируется не на самой игре. Подобные издания можно найти почти в каждом крупном английском городе. В Уэльсе, Ирландии тоже есть такие журналы, есть издания о женском футболе. Дико завидую тому, как у них все это доступно и не нужно месяц ждать посылку. Надеюсь, что у меня получится внести свою лепту. И в журнале, который хотим выпустить весной, я вдохновляюсь Mundial, но попытаемся сделать свое. 

Очень долго думал о создании проекта, чтобы привозить британские журналы, но все упиралось в деньги, доставку, которая стоила больше самих журналов. Сейчас оптимальный момент: появились финансы, а еще нашел поставщика с лояльной стоимостью доставки. Первая партия будет на 200 фунтов. Не знаю, как с поставками у тех же lebigmag, но футбольные журналы заказываю разные издания централизованно только у одного поставщика. Первая посылка уже едет. Очень надеюсь, что «Переплет» найдет отклик. 

Для меня большой минус в российских изданиях в том, что уровень верстки и тексты довольно «сырые», а для меня очень важно оформление. Хочется, чтобы у нас появился журнал о футбольной культуре, который  будет приятно читать и листать, а не издание с газетной версткой из «нулевых». 

– Есть ли у вас коллекция журналов о футболе на иностранном? Расскажите. Если да, то сколько это экземпляров?

Мою коллекцию нельзя назвать большой, но ценные экземпляры в ней есть. Помимо двух выпусков Mundial, есть журнал Language of Football («Язык футбола») от команды These Football Times, в котором собраны футбольные идиомы на разных стран: Аргентины, Бразилии, Португалии Испании, Италии, Испании, Франции, Японии, Нидерландов и даже России. Причем российские выражения в журнале подобраны очень тщательно: есть термины «кузьмич», «дерево», «напихать», «горишь», «судью на мыло», с забавной расшифровкой на английском. Российский раздел составлял Эндрю Флинт — британский журналист из Манчестера, который уже продолжительное время живет в Тюмени.

Еще есть очень красивый журнал, посвящены одному матчу сборной Финляндии. Издание Glory запечатлело решающую игру финнов в группе квалификации на Евро-2020 через атмосферу одного дня в Хельсинки. Там много стильных фотографий и кратких интервью с болельщиками, получился такое издание для журнального столика. В тот день Финляндия впервые в истории вышла в финальную часть Евро.

Также у меня лежат программки «Сток Сити» и «Вест Хэма»: они напоминают, что футбольная программка может быть не тонюсенькой брошюрой, какие зачастую для галочки печатают российские клубы. 

– Какому бы печатному подарку вы очень обрадовались, если это не журнал. Книга, открытка? 

Хоть у меня на полках и стоит уже очень много нечитанных книг, все равно не могу перестать влюбляться в новые издания. Был бы очень рад фотокнигам про клубную культуру и рейвы в Великобритании 1990-х. Хочу еще найти толстенное издание, посвященное эволюции обуви Adidas.

Ну и было бы классно украсить комнату архивными кадрами из музыкального или футбольного мира, чтобы были лицензированными и напечатанными на хорошей бумаге

– Расскажите немного о концепции «Переплета»: так понимаю, сейчас это будет «обычный» книжный с необычным ассортиментом, но что дальше?

Пока что «Переплет» — телеграм-канал о футбольной литературе. И пока даже не используем «ВКонтакте». Первая поставка не такая большая там 16 журналов и книг в разной ценовой категории: журнал от 6 фунтов до книги за 30 фунтов. Пока что меня радует, как стартовал проект, но очень важно, Как отреагируют люди и, конечно, чтобы не нарушились логистические цепочки. Еще в мыслях добавлять не только футбольные, но и музыкальные издания. Но здесь вопрос о том, как найти поставщика. 

– Есть ли в России аналоги или близкие вам по духу книжные и околокнижные проекты? Тот же «Фаланстер», «Порядок слов», «Смена», «Полка»?

Если перечислять проекты, как-то связанные с футболом — то это «МагШоп» — проект про фанзины, конкретно фанатский самиздат. Автор рассказывает о локальных изданиях со всего мира, которые выпускают разные группировки болельщиков. 

Если брать книжные и издательства в целом  — то отмечу питерский магазин «Все свободны» на улице Некрасова, импонирует деятельность изданий «Белое яблоко» (о поп-культуре) GARAGE (издательство одноименного музея современного искусства)  и Ad Marginem (много философских книг и другого нон-фикшена).

– Вы планируете зарабатывать на этом деле, или это исключительно просветительская история? 

Главная цель «Переплета» — сделать британские издания о футболе доступными для болельщиков из России. В «Переплете» будет минимальная наценка, чтобы мы могли заказывать новую партию. Я планирую на журнал делать наценку 200-300 рублей, на книгу — не больше 700 рублей. Хочется, чтобы проект развивался, а для этого нужны деньги.

– У вас будет физический магазин или пока ориентируетесь онлайн? Верно понимаю, что если и откроете точку, то это будет в Санкт-Петербурге?

Пока что будем развиваться в онлайне, об открытии магазина даже не задумывался еще. Возможно, будем выставляться на всяких поп-апах и маркетах, барахолках. Все зависит от отклика и развития проекта.

– Поделитесь первыми рекомендациями: какие журналы и книги о футболе на английском нужно прочитать и советуете бы всем, почему?

Конечно, Mundial посоветую, это очень классный журнал, лично для меня — образец идеального футбольного издания. Те, кому больше интересен фото-контент, могут полистать журнал Glory. Каждый выпуск редакция посвящает разной стране и оформляет журнал красивыми футбольными кадрами и небольшими текстовыми историями. No Place Like Home еще хороший журнал, там тоже есть тексты на разные темы футбольной сферы, инфографика разная. Очень высокий уровень верстки и оформления текстов.

Из последнего впечатлила книга лондонского музея дизайна Football: Designing the Beautiful Game, посвященная одноименной выставке про связь дизайна и всего творческого с футболом. Там и поглазеть на раритетные картинки можно, и интервью с креативными людьми есть. 

– Приоткройте завесу и расскажите, что планируете привезти в первой поставке, Когда примерно это произойдет?

Первая посылка уже едет из  Великобритании, время доставки зависит от расторопности почтовых служб. В первый раз мы заказали не так много книг, поэтому многие издания будут в одном экземпляре. Но «Мундиалей» будет три штуки. Едет книга про дизайн английских футбольных программок в период с 1965 по 1980-й год с огромным количеством стильных обложек и иллюстраций. Еще есть необычный экземпляр — выпуск японского журнала SHUKYU, посвященный ЧМ-2018 в России. Японцы тоже стильно дизайнят, плюс журнал на японском языке, но пишут, что в нем будет специальная брошюра для перевода на английский. Самому интересно, как это будет выглядеть. Еще едет фотокнига, посвященная английским фанатам на чемпионате в России. Следите за телеграмом «переплёта», там будем подогревать аудиторию рассказами об изданиях из первой поставке.