10 мин.

Рэй Шеро и новая эра хоккея «пингвинов»

9 апреля 2025 года в возрасте 62 лет умер Рэй Шеро. С 1993 года он работал на различных организационных должностях в клубах НХЛ, сначала в качестве ассистента генерального менеджера в Оттаве и Нэшвилле, а в 2006 году Шеро был назначен генеральным менеджером Питтсбург Пингвинз. В Пингвинах он проработал 8 лет и сыграл важнейшую роль в современной истории команды. Потом он работал генеральным менеджером в Нью-Джерси и старшим советником Билла Герина, генерального менеджера Миннесоты. Но самое главное его достижение, безусловно, связано с Питтсбургом. Именно здесь в 2009 году он выиграл единственный в карьере Кубок Стэнли.

Наследие Рэя Шеро нельзя сводить к победе 2009 года – как представляется, еще важнее оказалось его влияние на идейном уровне. Его мыслью была рождена «трехглавая гидра», когда вместо поиска звезд первой величины на роль краев к Кросби и Малкину он добавил к команде Джордана Стаала, возможно, сильнейшего в то время центра третьего звена. Даже после ухода из команды и Стаала, и самого Шеро идея мощного в атаке третьего звена, способного дожать соперника, измотанного после борьбы со звеньями Кросби и Малкина, позволила Питтсбургу найти ресурс для побед в 2016 и 2017 годах.

Рэй Шеро помог сформировать вокруг ядра молодых звезд сильную команду и открыл для нее новую эру – эру, в которой Питтсбург Пингвинз был стабильным контендером и завоевал три Кубка Стэнли. Этот период в истории команды закончился в 2023 году. Сейчас Питтсбургу нужны и новые сильные игроки, и новые сильные идеи.

В память об одном из важнейших деятелей в современной истории Питтсбург Пингвинз представляем перевод материала о Рэе Шеро, подготовленного клубной журналисткой Питтсбурга Мишель Кречиоло для раздела Пингвинз на официальном сайте НХЛ. 

Когда Рэй Шеро получил должность генерального менеджера Пингвинов в мае 2006 года, он позвонил родителям Сидни Кросби, чтобы познакомиться.

Он сказал им: «Я буду заботиться о вашем сыне и надеюсь, все пойдет хорошо».

Без сомнения, именно так все и получилось. Шеро, умерший 9 апреля в возрасте 62 лет, прошел впечатляющий путь с Питтсбургом. Он сыграл определяющую роль в переходе к новой эре хоккея Пингвинов, не затратив много времени на то, чтобы превратить команду в многолетнего контендера. Ведомые своими молодыми лидерами Пингвины два года подряд добирались до финала Кубка Стэнли и выиграли его в 2009 году.

 «Рэй Шеро был важной частью моей жизни первое время в Питтсбурге,  – делится Кросби. – Он помог мне расширить возможности в роли молодого капитана и поддерживал все время. Он сделал так много для нашей организации, мои воспоминания о нем – это нечто особенное. Я благодарен за время, которое провел с ним, и за то, что мы разделили с ним победу в Кубке Стэнли».

Хоккей у Рэя в крови: его отец благодаря тренерской карьере, которая включала два подряд чемпионства с Филадельфией в 1974 и 1975 года, был включен в Зал Славы Хоккея. Сам Рэй играл за команду Университета Сейнт Лоуренс (штат Нью-Йорк), после чего перешел к управленческой карьере. Он работал ассистентом генерального менеджера в командах Оттава Сенаторс и Нэшвилл Прэдаторс перед тем, как получил свой шанс в Питтсбурге. Шеро был нанят на смену легендарному Крэйгу Патрику.

«Честно говоря, было немного волнительно, – рассказывал Шеро в интервью для документального фильма «Питтсбург как дом», посвященного пятидесятилетию команды. – Такую работу вообще трудно выполнять, а это еще и был мой первый опыт в качестве генерального менеджера».

Но это совершенно не было заметно за его решительными действиями. Шеро взялся за работу так, будто он точно знал, как вернуть Пингвинов туда, где их хотели видеть. Его первым действием стал выбор на драфте под вторым общим номером Джордана Стаала – ключевое усиление группы молодых талантов, которая уже включала Кросби, Евгения Малкина, Криса Летанга и Марка-Андрэ Флери. Крупный форвард, забивший 29 голов, будучи 18-ти летним новичком, обеспечил впечатляющую глубину центральной оси и сделал Питтсбург командой, против которой невероятно сложно играть.

В первый год  Шеро команда набрала на 47 очков больше, чем в предшествующем регулярном сезоне. Это четвертый в истории НХЛ прогресс от сезона к сезону. На дэдлайне сезона 2007-2008 Шеро провернул главную сделку за все время его работы в Пингвинах, выменяв Мариана Хоссу и Паскаля Дюпуи из Атланты в обмен на Колби Армстронга, Эрика Кристенсена и проспекта Анджело Эспозито (их первый пик драфта того лета).

Тут есть, что вспомнить: Шеро вел переговоры с Доном Уоделлом, генеральным менеджером Трэшерс на одном телефоне, держал еще одного генерального менеджера на другом, прорабатывая с ним потенциальную сделку, а по мобильному телефону еще и согласовывал действия с Марио Лемье. «Я сказал Марио, что сделка на столе – мы можем получить Хоссу, и я должен сказать прямо, мы рискуем многим, потому что нет гарантии, что этот пацан захочет остаться с нами» – вспоминал Шеро в том же интервью.

«Я до сих пор помню, как Марио сказал, смотри, вместе с Роном (Берклом) я купил эту команду, когда она была на грани банкротства, так что я вполне готов к рискам. Если ты считаешь, что с точки зрения хоккея это хороший шаг, я «за». Решено! Дон, закрываем сделку. Это то, каким был Марио, и это фантастика».

Этот шаг обеспечил дальнейший прогресс Питтсбурга: усиление позволило дойти до финала Кубка Стэнли. А то, что Пингвины проиграли Красным Крыльям в шести матчах, и летом Хосса заключил контракт именно с Детройтом, позволило команде усвоить очень важный урок.

Тем не менее, Пингвины провалили первую половину сезона 2008-2009, что заставило Шеро уволить Мишеля Терьена. Он считал, что это было самым сложным решением из всех, сделанных им в тот период карьеры. И все же оно оказалось правильным, как и назначение Дэна Байлсмы, потому что тренер-новичок привнес столь нужную команде энергию.

То же самое можно сказать и о Билле Герине – форварде-ветеране, которого Шеро приобрел перед дэдлайном в обмен на условный драфт-пик. «Я не знал никого, кто бы, придя впервые в новую раздевалку, чувствовал себя настолько комфортно. Он был великолепен. Он добавил по-настоящему положительной энергетики. То, чего нам как раз и не хватало, потому что мы переживали трудные времена», – рассказывал Кросби, по словам которого это же касалось и Криса Кунитца, пришедшего из Анахайма в обмен на Райана Уитни.

Говоря по-простому, Шеро изменил жизнь Герина, приведя его в Питтсбург. «Я всегда буду благодарен за это и никогда не забуду этого», – делится Герин. Шеро не только дал Герину шанс поднять Кубок Стэнли, он также помог ему перейти к операционной стороне хоккея – к менеджменту.

«Когда я закончил карьеру, я первым делом позвонил жене, но второй мой звонок был именно Рэю Шеро, я хотел встретиться и поговорить о следующем шаге. Он был невероятно добр ко мне – вспоминал Герин, в настоящее время работающий генеральным менеджером Миннесоты Уайлд, где Шеро еще совсем недавно был старшим советником. – Он отвел мне позицию, на которой я мог выучить много всего о другой стороне этого бизнеса».

Герин искренне уважал Шеро, который в 2013 году был награжден НХЛ призом имени Джима Грегори как лучший генеральный менеджер сезона, во многом, за обмен Джерома Игинлы. И хотя команда Шеро провела несколько впечатляющих сезонов после кампании 2009 года, выиграть снова за то время, когда он был генеральным менеджером, Пингвинам не удалось.

«Я был бы счастлив, выиграть еще один Кубок с этими парнями; ты всегда можешь оглянуться назад и сказать, а что если бы мы сделали это или то… да, мы можем поиграть в эту игру, но я знаю одно: руководство, я, тренеры, мы ничего не отбрасывали, не попробовав, – говорил Шеро. – Мы прошли через те времена, было и хорошее и плохое. Но это стало чем-то особенным, потому что у нас были Сид и Джино, что было, то было».

Шеро был освобожден от должности в 2014, но именно он заложил фундамент будущих чемпионств Питтсбурга в 2016 и 2017 годах. Он задрафтовал Брайана Раста (в 2010 году), Олли Мяятту и Мэтта Мюррея (в 2012 году), Джейка Гюнтцеля (в 2013 году) в ранних раундах, а также игроков вроде Тома Кунхакля (в 2010 году) и Скотта Уилсона (в 2011 году) в поздних раундах. Кроме того благодаря Шеро в результате обмена Стаала в Каролину в 2012 году в команду пришел Брайан Дюмулен.

Шеро был столь же хорош и в поиске талантов для работы за пределами льда, он обожал давать им возможности. Он всегда шутил, что его стиль управления – нанять хороших людей и не мешать им работать. Полностью доверяя своему персоналу, Шеро, в то же время, всегда был готов при необходимости поддержать и направить каждого работника.

Список имен, оказавшихся в Питтсбурге при Шеро, включает Байлсму, Герина, Джейсона Боттерилла, Чака Флетчера, Майка Йео, Джона Хайнса, Патрика Эллвина и Тома Фицджеральда – действующий генеральный менеджер Дьяволов называет Шеро «увлеченным наставником». Кайл Дубас говорил, что умение Шеро способствовать развитию людей до того момента, когда они были бы готовы двигаться дальше и уже самостоятельно руководить командой где-то еще, широко известно, и что он будет пытаться сохранить в Питтсбурге это наследие.

Но Шеро оказал влияние не только на хоккейную сторону бизнеса. Его влияние отразилось на всей организации: Шеро удалось создать в Питтсбурге такую атмосферу и привить такую культуру, которые каждого стимулировали к развитию.

Примером может выступить Дженнифер Буллано Риджли, которая прошла путь до должности директора по коммуникациям Питтсбурга с тех пор, как присоединилась к команде в качестве выпускницы-стажера в тот же год, когда сам Шеро стал генеральным менеджером.

В 2008 она была назначена менеджером по связям со СМИ, и буквально спустя месяц в этой должности, директор внезапно ушел в отставку.

В тот день Буллано должна была выйти в раздевалку, чтобы объяснить ситуацию представителям СМИ. Шеро положил ей руку на плечо, сказав: «Ну, теперь, дитя, либо плыви, либо утонешь» и открыл дверь.

«Я просто хочу поблагодарить его за то, что он дал мне возможность плыть, – делится Буллано Риджли. – Он всегда укреплял во мне чувство безопасности. Он всегда старался вовлечь меня в процессы, давал мне высказать свое мнение, без него я бы не оказалась там, где я сейчас. Раздевалки команд НХЛ в то время не были дружелюбны к женщинам, но Рэй Шеро был. Рэй заложил нечто особенное, и ту возможность, которую он дал мне, я никогда не стала бы оценивать, как должное».

Шеро обладал острым хоккейным умом с невероятной страстью к игре, но также ему был присущ и первоклассный артистизм с феноменальным чувством юмора. Он мог заставить смеяться любого и моментально разрядить обстановку. Нам всегда будет не хватать его доброты, щедрости, остроумия.

«Улыбка Рэя Шеро, его личность преображали все в том месте, куда он приходил, день каждого, кого он встречал, становился светлее, – рассказывает комиссионер НХЛ Гэрри Беттмен. – Уважаемый повсеместно в хоккейных кругах за умение выстроить команду и хороший глаз на таланты, он был еще сильнее любим за то, как он относился к каждому, кому посчастливилось быть с ним знакомым».

Текст: Мишель Кречиоло (Michelle Crechiolo @PensInsideScoop), 10 апреля

Источник: NHL.com

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Gregory Shamus, Jim McIsaac, Justin Berl; Pittsburgh Penguins; USPRESSWIRE (Imagn.com)/Charles LeClaire.