6 мин.

Трудности роста. Факел забуксовал

Воронежский Факел впервые в сезоне проиграл два матча подряд. Кроме того, прервалась 25-ти матчевая домашняя беспроигрышная серия. Все когда-нибудь заканчивается и серьезно расстраиваться вряд ли стоит. Но эти поражения заставляют задуматься, так как они стали следствием давно предсказанного игрового кризиса.

С приходом нового президента РПЛ Ашота Хачатурянца появилась надежда на ослабление требований по стадионам для выхода в РПЛ. Этим не преминул воспользоваться президент Факела Роман Асхабадзе, запустив пробный залп в прессе о наличие у клуба больших целей и достаточного уровня финансирования. Теперь дело за РПЛ. Пропустите стадион, и клуб из города-миллионника со значительной посещаемостью будет в лиге не лишним.

Однако последние игры Факела заставляют усомниться в словах Асхабадзе, что 250-300 тыс. достаточно для игры в РПЛ.

Проблемы Факела нельзя списать на потери игроков или усталость. Подобный спад должен был рано или поздно случиться, и связан он с тактическим видением игры Олега Василенко. Главный тренер Факела всю свою карьеру играл по схеме 3-5-2. Подробно на ее особенностях и уязвимых местах мы останавливались в предыдущей статье.  

Клубы ФНЛ за последний год успели привыкнуть к игре воронежцев и найти противоядие. Кто бы что ни говорил, но и во второй по силе лиге есть тренеры, которые способны решать сложные задачи. Сергей Юран, Кирилл Новиков, Роман Пилипчук. Эти люди по-настоящему подготовились к матчу с Факелом. Последние две игры были особенно показательными.

Роман Пилипчук, главный тренер «Олимп-Долгопрудный»:

«Мы хорошо изучили «Факел». Понимали, что Аппаев будет часто смещаться в зону нашего правого защитника, что воронежцы доставляют мяч за счет длинных передач. Поэтому мы посадили в зону центрального защитника Лоуренса, а Кутина – в зону правого защитника. Этим самым мы перекрыли сопернику доставку мяча в зону атаки»

Действительно, Олимп перекрыл Аппаева и закрыл фланги Факела, являющиеся основным направлением доставки мяча в штрафную соперника. И вдруг стало очевидно, что другого способа доставки мяча вперед, кроме как забросом на Аппаева, у Факела нет. Можно посчитать по пальцам одной руки моменты, когда опасность для ворот соперников исходила из центра поля. Единственный вариант, когда Факел доставлял  мяч низом в чужую штрафную – это контратаки. Но Нефтехимик, Олимп и СКА-Хабаровск не спешили раскрываться.

Олег Василенко прекрасно понимает ограниченность схемы с тремя защитниками. Но радикальную перестройку в середине сезона вряд ли может себе позволить. Тем более, что формально, все не так уж и плохо. Отставание от второго места всего 2 очка. Однако после проигрыша Олимпу, Василенко попытался что-то изменить. На матч со СКА Факел вышел играть по схеме 3-4-3 вместо 3-5-2 с Акбашевым и Кулишевым в роли вингеров. Крайними полузащитниками стали Никитин и, сменивший неудачно отыгравшего Мастерного, Черов. На бумаге это позволяло усилить фланговую игру и попытаться уйти от бесконечных забросов на Аппаева из средней зоны.

Но Сергей Юран тоже подготовился. СКА-Хабаровск неожиданно отзеркалил предполагаемую привычную схему Факела 3-5-2. Хотя предыдущий матч с Балтикой СКА играл 3-4-3. Идея была понятна. Юран решил обезвредить фланги Факела по тому же принципу, что и Роман Пилипчук. И сам того не ведая, своими перестроениями Василенко упростил СКА эту задачу.

С первых минут началась битва за фланги. Непривычные к более ограниченным ролям, Никитин и Черов, так и не смогли понять, как им снабжать мячом выдвинутых вперед вингеров. Это привело к невероятному количеству брака при передачах. Кулишев пытался опускаться в глубину, но почти безостановочно получал там по ногам от центральных полузащитников СКА. Наличие высоко выдвинутых фланговых игроков парадоксальным образом не приводило к подачам с фланга на Аппаева. Перевод на фланг Романа Акбашева, единственного человека, способного дать конструктив в центре поля, оголил зияющую пустоту, сквозь которую Факел постоянно пропускал контратаки СКА, не отвечая тем же.

Осознав невозможность наладить игру на флангах, полузащитники Факела вернулись к привычному для них занятию – забросам мяча вперед на Аппаева. Но того ждали 3 центральных защитника СКА, никак не уступающих Хызыру в мощи. Василенко попытался переломить ход встречи, перейдя во втором тайме на привычную расстановку, но было уже поздно. Кроме навесов и одного острого момента в концовке, Факел так ни на что и не сподобился. Юран поставил шах и мат Василенко.

Олег Василенко попал в ловушку схемы с тремя центральными защитниками. 3-5-2 – это не всегда фланговая игра. В ЦСКА времен его победы в кубке УЕФА, игравшего по такой же схеме, очень многое зависело от Даниэля Корвальо. Но Роман Акбашев, при всем к нему уважении, это не бывший полузащитник сборной Бразилии. Акбашев является ключевым игроком команды, но его роль стремительно растет при контратакующей игре. А вот при позиционных атаках Факел не может продавить соперников в центре поля. Поэтому львиная доля атак воронежского Факела – это прорывы по флангу и навесы на Хызыра Аппаева. До нынешнего момента этого вполне хватало, чтобы держаться в лидерах турнира. Но сейчас отсутствие разнообразия атакующей игры все сильней и сильней тормозит команду.

Проблема сильно  усугубляется травмой Руслана Магаля – главной силы фланговой игры воронежцев. Его в полной мере не может заменить ни Василий Черов, ни Владислав Мастерной, который, как кажется, тяжело переживает потерю места в основном составе и смену роли на поле. На другом фланге Андрей Никитин, вернувшийся из Локомотива,  пока не выглядит таким же ярким, каким он был в прошлом сезоне.

Сейчас непонятно, есть ли у Василенко план Б. И нужно ли что-то радикально менять, например, переходить на схему с 4 защитниками, именно сейчас, когда близок конец первого круга? Чехарда с латералями и видоизменение схемы – это попытка выйти из этой игровой ловушки. Получится ли у Василенко – покажут уже ближайшие игры.

Стоит обратить внимание и на еще одну проблему. Кажется, что в трансферной компании 2021 допущен просчет. Основной упор был сделан на покупки фланговых игроков, так нужных Василенко. Но никого в помощь Акбашеву куплено не было. Кулишев пока не выглядит футболистом, способным разрывать линии и дирижировать атакой в центе поля. Также явно вырисовывается проблема в атаке. Казалось бы, неправильно критиковать нападающего, забившего уже 7 мячей, но ни Максим Максимов, ни Андрей Разборов не могут похвастаться стабильным завершением голевых моментов, которые для них создаются с завидной регулярностью.

При всех положительных сторонах нынешнего Факела, слова Романа Асхабадзе про соответствие бюджета команды уровню РПЛ, кажутся некоторым лукавством. Использование достаточно сложного построения и тактики подразумевает под собой соответствующий уровень исполнителей. При хорошей физической форме и отсутствии травм, Факел может быть конкурентноспособен на любом уровне. Но подушка безопасности очень мала как в уровне игроков, так и в вариативности тактической схемы.

Это те трудности роста, которые Олег Василенко и Роман Асхабадзе должны преодолеть не только для развития Факела, но и для собственного прогресса как тренера и функционера.