11 мин.

«Ашан» уже 40 лет спонсирует «Ланс». Сетью владеет очень таинственная семья (их почти никто не видел)

Денис Пузырев прихватил тележку.

«Ланс» представляет самый маленький из городов нынешней Лиги чемпионов – там проживает чуть более 30 тысяч человек. Даже в глубоко провинциальных Браге и Дортмунде и тихом курортном Сан-Себастьяне – больше в 5-6 раз. «Болларт Делелиз», домашний стадион «Ланса» (вместимость 38 тысяч), может принять все население города, включая младенцев и стариков, и еще останутся места. 

Но сам «Ланс» нельзя назвать маленьким клубом. Да, ему далеко до «ПСЖ», «Лиона», «Монако» или «Марселя», но есть чемпионский титул и еврокубковый опыт. 

Современный футбол так устроен, что за каждой историей успеха того или иного клуба (особенно если речь о сильнейших европейских лигах) стоит богатый владелец или щедрый спонсор, на деньги которых нанимаются тренеры, покупаются сильные игроки, развивается молодежная академия. «Ланс» не исключение. А имя и логотип компании, которая вывела клуб из маленького городка на нынешний уровень, известны многим из вас. Ведь это Auchan («Ашан») – большая торговая сеть, у которой только в России около 250 магазинов с 33 тысячами сотрудников.

Много лет «Ашан» стабильно входит в топ-5 рейтинга Forbes по выручке иностранных компаний в России. Более того, на первое место списка впервые в истории вышла французская компания Leroy Merlin («Леруа Мерлен»), которая, как и «Ашан», как и Decathlon («Декатлон»), принадлежит одному владельцу – семье Мюлье, которая за 60 лет построила гигантскую бизнес-империю с весьма оригинальной системой владения и управления. Уже более 40 лет «Ашан» спонсирует «Ланс», и все последние успехи клуба несомненно связаны с этим сотрудничеством.      

«Ланс» – это французский «Шахтер». Его красно-золотые цвета символизируют кровь и уголь

Ланс основали еще в XII веке как небольшую крепость, которая должна была защищать окрестные территории от вторжения нормандцев. 700 лет город жил обычной жизнью, время от времени переходя от одних завоевателей к другим. Все изменилось в середине XIX века, когда в соседнем городке Уньи обнаружили крупные залежи угля.

В разгар индустриальной революции уголь был главным энергетическим ресурсом. Открытие его залежей, да еще так близко к крупным промышленным центрам, было большой удачей для Ланса. Город быстро стал центром угольной промышленности региона, а владельцы шахт разбогатели за считанные годы.

Неудивительно, что и местный футбольный клуб, который создали в 1906-м, был тесно связан с шахтерами.

К 1932-му, когда в стране создали футбольную лигу, он получил профессиональный статус, обзавелся стадионом на угольные деньги и быстро попал в высший дивизион. Тогда же появились и красно-золотые цвета, сохранившиеся до сих пор. Как ни странно, они тоже связаны с угольной промышленностью: красный символизирует кровь шахтеров (ведь это рискованная работа), а золотой – богатство, которое принес региону уголь – «черное золото».

В 1950-х клуб несколько раз был призером чемпионата, но дальше вполне объяснимо потух. В начале 1960-х Франция закрывала шахты, и экономика Ланса пришла в упадок. Владельцы угольного бизнеса больше не могли содержать футбольный клуб, и «Ланс» оказался на грани ликвидации. Но ему повезло – мэр города Андре Делели, футбольный фанат, выделил на команду бюджетные деньги, объяснив, что она нужна для морального духа местных жителей.

Муниципальное финансирование держало «Ланс» на плаву – в 1970-х клуб был крепким середняком и несколько раз заскакивал в еврокубки. В «Лансе» конца 70-х и начала 80-х начинали тренерские карьеры Роже Лемер и Жерар Улье. Но, чтобы выйти на более высокий уровень, требовался хороший коммерческий партнер. И он нашелся по соседству – в 50 километрах от Ланса в городке Рубэ располагалась штаб-квартира компании «Ашан».

«Ашан» мог бы спонсировать «Лилль». На выбор повлияли топ-менеджеры сети из шахтерских городков

Выбор «Ланса» был не самым очевидным для «Ашана». Рубэ – по сути, пригород Лилля, города, где играет непримиримый соперник «Ланса». Их матчи называют «северным дерби». Противостояние принципиально в том числе и из-за того, что Ланс – город рабочего класса, а Лилль – буржуазии, потому что находился на важном торговом пути, связывавшим Францию с городами Фландрии. Многие жители были традиционно заняты в торговле и сфере услуг.

Так почему же «Ашан» выбрал «Ланс»? Все дело в происхождении топ-менеджеров торговой сети. Жерве Мартель и Кристиан Лагранд, которые и заключили первое спонсорское соглашение, родились в небольших шахтерских городках и с рождения болели именно за «Ланс».

За кого болеют члены семьи Мюлье, достоверно не знает никто. Это очень закрытая семья, члены которой практически не общаются с медиа и не появляются на публике. Мало кто во Франции даже знает, как они выглядят. Их семейный девиз: «Шум не приносит никакой пользы, а добро не производит шума». В этой тишине они создали одну из самых успешных компаний в истории Франции.

Владельцами «Ашана» являются 800 человек. Все они родственники

Члены этой семьи редко попадают в списки богатейших людей Франции, несмотря на то, что годовой оборот холдинга «Ассоциация семьи Мюлье» (Association Familiale Mulliez) оценивается в 100 миллиардов евро, а состояние семьи – минимум в 26 миллиардов евро (а были оценки и в 40 миллиардов евро).

Во-первых, их состояние непросто посчитать из-за непубличного статуса компании. Акции компаний холдинга не торгуются на бирже, а почти полностью принадлежат членам одной семьи. Вторая проблема для составителей рейтингов в том, что никто точно не знает, сколько в этой семье членов.

В рейтингах богачей часто встречается «бизнесмен Х и семья». Это значит, что акции распределены между главой семьи, его супругой и парой-тройкой наследников. С Мюлье все гораздо сложнее. Членами этой семьи являются 1400 человек, из которых около 800 (данные L’Équipe) – совладельцы семейного бизнеса. При этом никто не знает, как распределяются акции внутри семьи – вместо традиционного для компаний собрания акционеров стратегические решения принимаются на закрытом семейном совете. Еще один девиз Мюлье, помещенный на фамильный герб – «Tous dans tout» (Все во всём). И это принцип, которого они придерживаются уже шесть поколений.

Городок Рубэ, родной для семьи, c XIX века был центром текстильной промышленности региона. С производства и торговли тканями и началось восхождение Мюлье. Основателем бизнеса считается Луи Мюлье-Лестьен, открывший текстильную фабрику еще в 1904 году. Компания производила ткани на продажу, а в 1945-м запустила сеть магазинов готовой одежды под брендом Phildar.

Это был довольно успешный, но локальный бизнес. Поворотным моментом в истории семьи стал 1961-й. 29-летний внук основателя компании Жерар Мюлье вернулся домой с впечатлениями от США, где его поразили огромные торговые моллы за пределами городов. И он загорелся идеей – открыть такие же дома.

Первый магазин Auchan запустили на месте заброшенной семейной фабрики в родном Рубэ. «Ашан» происходит от названия района Рубэ Hauts-Champs (О-Шам), где и появился торговый центр. Но чтобы компания попала на первые страницы бизнес-справочников, Мюлье заменил первую букву «О» на «А». Другая фишка магазина, подсмотренная у американцев – огромная парковка, чтобы покупатели могли увозить товары на автомобиле.  

Земляки не сразу оценили новацию – они привыкли к покупкам в маленьких семейных лавках, магазинчиках или на рынке. Первые четыре года «Ашан» работал в минус, и семья почти признала неудачу. Но Жерар не сдавался – ему помог совет друга, владельца другой крупной французской сети Carrefour Марселя Фурнье, который рассказал, что гораздо выгоднее продать 100 коробок шоколадных конфет с небольшой наценкой, чем 10, но с крупной. Мюлье привлек людей большими скидками, и это сработало.

В 1977-м Мюлье открыл первый в Европе гипермаркет – магазин площадью 12 тысяч квадратных метров в Лилле. В 1981-м первый «Ашан» под брендом Alcampo открылся в Испании. Началась международная экспансия.

Параллельно выстраивалась оригинальная система собственности и управления бизнесом – чтобы занять всех членов огромной семьи. Ревностные католики Мюлье не признавали абортов и средств контрацепции, у пар рождалось по 10-15 детей. И Жерар придумал такой план: молодые люди занимали управленческие должности, постигая принципы работы бизнеса, а затем при поддержке более опытных родственников запускали собственные проекты, которые входили в семейный холдинг.

Практически все стартапы при мощной финансовой поддержке оказались успешными. Из знакомых российскому потребителю это уже упоминавшиеся «Леруа Мерлен», «Декатлон», бренд недорогой молодежной одежды Pimkie. А всего под управлением Association Familiale Mulliez около 60 компаний самого разного профиля – сеть винных магазинов, международные французские школы, строительные компании, рестораны, автосервисы, магазины электроники, мебельные магазины, бренд женского белья и многое другое.

Армянин оказался успешнее азербайджанца на севере Франции

«Ланс» никогда не был частью империи Мюлье, но семья десятилетиями вкладывает деньги в клуб, объясняя это вкладом в традиционную культуру местного сообщества. 

Президент самой успешной версии «Ланса» Жерве Мартель тоже связан с «Ашаном» – в 1983-м уволился из компании, чтобы издавать газету бесплатных объявлений, а в 1988-м купил клуб и стал его президентом. Стабильные спонсорские деньги обеспечивал приятель Кристиан Лагранд – директор «Ашана» по развитию и главный публичный спикер от компании.

При Мартеле и Лагранде «Ланс» выиграл в титул в сезоне-1997/98 –  накануне французского чемпионата мира. В той команде под руководством Даниэля Леклера зажигали югославский форвард Анто Дробняк, чех Владимир Шмицер, камерунец Марк-Вивьен Фоэ.

В середине 2010-х «Ланс» оказался в кризисе. Мартель захотел продать клуб богатому инвестору и в 2013-м договорился с азербайджанским бизнесменом Хафизом Мамедовым. Возможно, вы помните логотип Azerbaijan – Land of fire на футболках «Атлетико» в двух сезонах подряд (2012/13 и 2013/14). У «Ланса» был такой же. Реклама Азербайджана, проплаченная Мамедовым.

Он фанатичный любитель футбола, который теоретически мог вернуть «Лансу» величие, но помешали проблемы с бизнесом на родине. Все это привело к нарушениям в финансовых отчетностях клуба – сезон-2014/15 «Ланс» доигрывал, зная, что его отправят во вторую лигу вне зависимости от занятого места.

После неудачи азербайджанца Мамедова «Ланс» подхватил француз армянского происхождения Жозеф Угурлян – основатель инвестфонда Amber Capital. Его предки бежали из Армении в Ливан в начале XX века от геноцида армян в Османской империи. Угурлян с 2010-го года занимает пост вице-президента Всемирного армянского благотворительного фонда, созданного в начале XX века для сохранения армянского языка и культуры и помощи армянским диаспорам по всему миру.

Угурлян вернул «Ланс» в Лигу 1 и еврокубки, а также снизил долговую нагрузку.

****

Союз «Ланса» и «Ашана» сохранился и после того, как Жерве Мартель (президент клуба, который привел спонсора в клуб) и его друг Кристиан Лагранд (куратор клуба в «Ашане») отошли от дел в 2018-м. Знаменитый логотип торговой сети вернулся на футболки.

В сентябре 2023-го семья Мюлье (в консорциуме с местными властями) купила 13% акций «Ланса» за 20 миллионов евро. Тогда же «Ашан» и продлил контракт с «Лансом» до 2027-го года. 

«Важное событие для нашего клуба, – заявил генеральный директор «Ланса» Арно Пуйе. – Это подчеркивает крепость отношений между двумя символами региона. Для нас большая честь демонстрировать в каждом матче название компании из нашего региона, которая стала символом глобального успеха, и брендом, который знают и уважают далеко за пределами Франции. Наша цель — высоко поднять красно-золотые цвета Севера и дать повод для гордости нашим болельщикам».

Фото: Joaquin Corchero/Keystone Press Agency, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Panoramic/Keystone Press Agency/; /Oleg Nikishin; ; rclens.fr