5 мин.

Тигр в шкуре пса

"- А что такое кольраби? - Это немецкая капуста. - А это вкусно? - Это НЕМЕЦКАЯ КАПУСТА!"(с)

История лучшего плеймейкера немецкого футбола последних двадцати, а то и тридцати лет, Штефана Эффенберга, показательна сразу с нескольких сторон. Во-первых, она абсолютно не трагична. Немцы и трагичность - вещи несовместимые, по крайней мере на таком уровне. Девяностые-начало нулевых, время, на которое пришёлся  расцвет Штефана как игрока, действительно совпал с кризисом в футболе его страны, причём в первую очередь это касалось сборной. Он правда не попал на ЧМ-90, крайний победный для немцев, зато был полноценным игроком основы уже на Евро-92, где стал серебряным призёром, влетев вместе с соотечественниками от шокировавших всех датчан. Да, он показал трибунам то, что показал и сборной на ЧМ-94 явно ничего не светило. Да, вроде как формально этот самый жест ему помешал стать чемпионом Европы в 96-м, когда немцы внезапно вышли из комы и вернулись в большой футбол. Но с другой стороны, он не был участником ЧМ-98, и ЧЕ-2000, абсолютно заслуженно избежав того позора и унижения, которые рухнули тогда на бундестим. Наоборот, он с 99-го по 2001-й, выигрывает три чемпионата кряду, три Кубка страны и Лигу Чемпионов!И ассоциируется он, хоть и по факту выиграл не так много для игрока его таланта, с успехом, силой и уверенностью. Он - главный символ борьбы и победы в немецком футболе в период его бесславного десятилетия!Его Бавария неожиданно проиграла в финале МЮ, после чего сцепила зубы, сжала кулаки и через два года сама взяла трэбл!Команда с Оливером Каном, Марио Баслером, Лотаром Маттеусом, Элбером, Янкером, Йеремисом и Тарнатом - его команда. А Баслер и Маттеус вообще в 99-м проиграли, а в 2001-м их уже не было. Кстати, после герра Лотара именно Эффенберг стал капитаном и в этом чине взял Кубок, Чемпионат и ЛЧ-2001. Так кто здесь неудачник?!

Во-вторых, его метания по клубам до 30-ти лет, неудачи в Италии и хроническое спасание Гладбахцев от вылета то в одиночку, то почти в одиночку, кажущиеся чуть ли не прожиганием таланта и потерей возможности играть и выигрывать в великих клубах, они всё о том же: о себе любимом и фоне. Эффенбергу важнее реальных футбольных побед как ни крути командных, клубных были победы личные, разного свойства: драки на дискотеке, жесты трибунам, красивый и безнадежный уход во Флоренцию из богатого и перспективного Мюнхена, такое же безнадежное возвращение в Менхенгладбах, но здесь берите выше - превращение безнадежной ситуации во вполне сносную, и так несколько раз подряд!Герой-одиночка, спасающий сезон за сезоном команду серостей, стоящую на вылет и вот-вот уже готовую туда упасть - какой еще славы и признания вам надобно?!Герой не ищет побед. Они сами его находят, когда он уже совсем супер-пупер-мегагерой и ладно уж, всех спас, точно?Никто не тонет?Ну, тогда пойду доказывать, что я и среди крутых и великих всё равно самый крутой и великий. И через год после тотальных провалов сборной Моя Бавария выиграет всё. И теперь уже Я выгодно смотрюсь на любом фоне. И вообще, пусть все думают, что если бы я был в сборной, я бы спас и её и выиграл бы всё и там, пусть плачут теперь, сожалеют, что отстранили!..

В-третьих, конечно, назвать карьеру Эффе полноценной, всё-таки язык не поворачивается. Хотя бы потому, что логичным её завершением должен был стать Золотой Мяч. В 2001-м, казалось, только его одноклубник, герой финала ЛЧ, а именно серии пенальти, Оливер Кан, может соперничать с ним за этот трофей. Однако Кан стал всего лишь третьим, Штефан же оказался ещё десятью позициями ниже. Сумасшедший по непредсказуемости был тот розыгрыш Мяча, не верится даже... Мда. Так вот, неполученный ЗМ, непризнанность гения на первых порах, несдержанность и скандальность самого футболиста, долгое время вынужденного находиться на футбольной периферии, в то время как куда менее талантливые получали призы и выигрывали кубки, и даже тот же Золотой Мяч(или, по крайней мере, бывали в претендентах)это всё, конечно, не пустой звук. Эффенберг действительно производит впечатление крепкого, сильного, сверхзлого и сверхзубастого пса, который, однако, был часто пинаем, исцарапан, предан и выброшен на помойку, в общем, потрёпан изрядно. И даже когда он получил, выгрыз роль альфа-самца не только среди маленьких бездомных щенков, всё равно в итоге быстро был списан из-за тяжести предыдущих побоев и возраста, толком не оценённый. Индивидуально не оценённый, что наиболее важно для него. И не просто, а демонстративно, 13-е место!

И отсюда вытекает четвёртое. Эта история не о времени, в которое попал игрок и там так-то и сяк-то смог, но вот здесь-то ему не повезло. Она о сути устройства немецкого футбола в целом. В Германии отдельно стоящая Величина редко добивается равноценной славы и успеха. Там личностей творит команда, что она во многом сделала и с Эффенбергом, никуда не деться. Либо эта личность команду разрушает. И вот в это, похоже, Штефан главным образом и боялся встрять. В самом авантюрном возрасте. И не в самом тоже. А в 30 рискнул. И победил. И сегодня, когда ему исполнилось 45, разве кто-то вспомнил бы, если бы не тот риск. А ещё в немецком футболе побеждают и получают признание не самые сильные, ловкие, умелые и талантливые. Даже не самые смелые, отважные и рисковые, нет. Самые живучие. Те игроки и команды, у которых получилось стать неубиваемыми. Рано или поздно, такие там становятся лучшими. И пример Баварии 99-2001 и 2010-2013 слишком очевиден. Те, кто освоил и воплотил в реальность фразу "что нас не убьёт...", торжествуют в немецкой среде. А всякие там моральные победители, неоценённые, непринятые, аскеты и прочие бегуны могут найти себе другую нишу. В Германии, повторюсь, трагедий не бывает, бывают выжившие и остальные. 

Конечно, Эффенберга нельзя назвать неудачником или трупом, даже в немецком смысле. Просто они, гениальный игрок и немецкий футбол, идеально подошли друг другу и чудесно друг друга использовали. Они были нужны друг другу. Футбол Эффенбергу - для самоутверждения, оправдания скандалов и несдержанности, перекладывания ответственности и вообще раскрепощения. Для объяснения бурной и нестабильной жизни до 30-ти. Эффенберг футболу - как показательный, классический пример, какого масштаба личностей он способен выбросить или перемолоть, если/пока те не принимают условий игры. Пока пытаются ставить себя выше футбола. Именно пытаются, потому что поставить себя выше немецкого футбола одному не под силу. В лучшем случае рядом. Да и то - до поры. А что это за пора, гнить в небытие или выигрывать Лигу Чемпионов в качестве капитана и первого среди лучших, тут уж кому что.

С юбилеем, Тигр.