5 мин.

На память от финала Кубка Англии 2013/2014

По ряду причин сезон можно занести в копилку Арсеналу. Но в своих рассуждениях я не хочу сразу раскрывать все карты, поэтому лишь обозначу: Кубок Англии в моей субъективной шкале ценностей, не является первостепенным. Попробую аргументировать свою позицию.

Третьего дня меня не оставляют слова, написанные Б.С. Кузиным, биологом-ламаркистом, близким другом Мандельштама: "Успех принято считать такой же абсолютной ценностью, как, скажем, золото. По нему оценивается результат всей жизни. <...> Кем следует считать человека, не добившегося никакого успеха в жизни? - Неудачником. Конечно, успех при этом имеется в виду только публичный. Да другим он и быть не может. Людей волнуют не дела, но мнения об этих делах."

Так вот, если оценивать Арсенал по делам, то это самая героическая команда АПЛ на настоящий момент (перехватив флаг у Уигана), и финал или полуфинал Кубка будут примером (матчи, а не сам трофей). Сколько раз было, что команда сама загоняет себя в ситуацию, когда приходится отыгрываться при плотной игре соперника в обороне. И результат совершенно непредсказуем! Да не только в этом сезоне: матч с Редингом, когда четвертый гол, переводящий в овертайм забивает в атаке Косельни, а Дженкинсон (все защитники), дабы избежать спорной ситуации буквально вносит его в ворота. Или серия игр с Миланом в плей-офф Лиги Чемпионов, когда до «успеха» не хватило совсем малость.

Многие критикуют Венгера за это (одним словом я назвать не решаюсь; нестабильность - какая нестабильность, к черту, если из раза в раз повторяется! Скорее уж геройство). Однако здесь я обнаруживаю парадокс в том, что именно это отличительная черта. Арсенал нашел свою игру, которая заключается ни в контроле мяча, игре в стеночки и забегания, или фланговых атаках. Игра Арсенала – в героическом превозмогании себя самого и патологическом упрямстве. В начале сезона была серия игр, когда Арсенал оборонялся, удерживал мяч в концовке у углового флажка, изменял себе. Но это скорее, исключение, подтверждающее правило, или способ доказать себе, что и такие навыки присутствуют. При пропущенном же, логичном или нелогичном, голе, они же продолжают играть, как будто ничего не случилось, не закрываясь. Авантюрный футбол.

Честно говоря, нравится или не нравится кому такое упрямство – это личное дело каждого, но это то, что стоит обсудить. Что до меня, я не люблю спорт. Более того, я считаю, что спорт – это одно из самых низменных проявлений человеческой сущности. В спорте по большому счету нет ни капли человечности: спорт – это торжество силы, победа любой ценой; проигравший же презрен и жалок, как бы он не был достоин по каким-то другим критериям. Олимпийский лозунг: “главное не победа, а участие” – дутое вранье. Прогресс в спорте исключительно интенсивен – быстрее, выше, сильнее, но ни в коем случае не разнообразнее. В спорте не изобретают велосипед, и пресловутый барселонский стиль – это не достижение, а лишь инструмент к достижению цели. Не стоит далеко ходить и вспомнить, часто возникающий вопрос о продаже Сеска Фабрегаса.

И в этом ключе, Арсенал выгодно отличается от остальных. Арсенал не играет в футбол, если угодно. Он живет футболом. Торжество духа, характера. Тогда, как другие упражняются в искусстве быть первым, команда Венгера проживает несколько жизней вместе с нами. Со взлетами и падениями, с истериками и нервными срывами, но также и с периодами душевного подъема и радости. Команда увлекающаяся, как Олдос Хаксли. Легко загорающаяся и легко переключающаяся на другое.

Стремление Арсенала к победам – не самоцель, а проявление честолюбия. Если не все, то многие хотели бы быть богатыми и знаменитыми. Но честолюбие Арсенала никогда не переходит грань, для его удовлетворения не ломаются судьбы людей и не нарушается экологическая обстановка. Религия Арсенала – пантеизм, с его жаждой жизни, любовью к красоте. В этом его железная логика, или ослиное упрямство – кому как нравится. За этим бесконечно интересно наблюдать.

К началу матча с Халлом, я оказался в метро, и жалел, что не смогу его посмотреть. Мобильный интернет (о слава!) оповестил о счете 0:2 к восьмой минуте, определив за меня последовательность действий в ближайшие два часа. Уже к концу первого тайма я сидел в баре, не отрываясь. Я грезил на яву. Для меня, книжного человека, этот матч стал апофеозом литературности.

Много уже сказано, но мало по сути. Расскажу про Ремзи. Я видел его первые матчи. Он отличался старанием и техникой. Видел ужасную травму, слезы отчаяния Фабрегаса и Шоукросса. В такой момент, вряд ли думаешь о далеком будущем, но призрак окончания карьеры явственно повис в воздухе. Помню, как после травмы, Аарон вышел и забил в последнем для нас победном матче против Юнайтед (том самом, где Видич в штрафной снял рукой мяч с головы Ван Перси). Когда-то тогда и определилась любовь. Выбор – удел человека – выбор любимчика совершился сам собой. И это при том, что мой идеал игрока –поздний Скоулз, костолом с идеальным дальним пасом, или Милнер – двужильный зубр уходящей эпохи, но никак не техничные футболисты и любители нестандартных решений, пасующие пяткой в середине поля или пасующие на обегание по внешнему контуру. Подкупала жажда жизни, желание доказать всем, что ты не труп.

Любая память – стерва, она играет на чувствах. Даже последние три тайма недавнего финала деформировались под катарсисом победы. Что говорить о далеком прошлом. Раньше говорили о плохом видении поля Ремзи, его отупении при приеме мяча, низкой технике, а из положительных качеств выделяли отработку в обороне. В моей голове же все в точности наоборот – от его забегов в защиту мало пользы, а остальное – на уровне. Честно говоря, я не заметил большого прогресса, за исключением одного – он превозмог боязнь стыков.

Когда начинал, я не хотел писать о Венгере. Обожествляя его, нет нужды говорить о нем отдельно. В какой-то степени Арсен Венгер и Арсенал в этом тексте –синонимы. Но его вера в правое дело на самом деле много значит. Сложно прожить жизнь не зря, не веря в свою правоту. Доказывать же в первую очередь надо самому себе. Общественное признание этого сезона лишь сняло тяжелую ношу чрезмерной ответственности. Ремзи – неидеальный игрок (заметили, как после победного гола, ходил по полю, радостно всплескивая руками), любитель выпендриться, но олицетворяет собой весь Арсенал. То, что у него получилось – фантастично, не является обязательным пунктом программы, и в каком-то смысле может оказаться вредным. В то же время, это гимн жизни и человечности во всех проявлениях, проявление героической натуры.

 Совершенствоваться, сохраняя свою самостийность – отличительная черта нынешнего Арсенала. Соревнования apriori неспособны выявлять лучшего. Лучший – это тот, кто знает, чего достоин, для кого на первом месте человеческие, а не спортивные ценности. Для кого футбол не является суррогатом жизни или соревнованием, а для кого футбол – это его жизнь.