7 мин.

The Man

 

21 ноября 1969 года в шахтёрском городке Донора, штат Пенсильвания, население которого колеблется в районе 5,5 тысяч жителей, родился один из величайших игроков своего поколения, будущий член бейсбольного Зала Славы Кен Гриффи-младший. Удивительно, но Гриффи - игрок от Бога, взрывной центрфилдер, который за карьеру выбил 630 хоум-ранов и никогда не был даже близко заподозрен в приёме запрещённых препаратов - не является лучшим бейсбольным игроком, который родился в Доноре. Более того, он даже не является лучшим аутфилдером-левшой, который родился 21 ноября в Доноре. А всё потому, что 21 ноября 1920 года там, в семье польских шахтёров-эмигрантов, родился Станислав Францишек Мюзиэл, которого бывший комиссионер MLB Форд Фрик назвал "идеальным воином и идеальным рыцарем бейсбола".

В истории бейсбола сложно найти более недооценённого игрока, чем Мюзиэл. Он был выбран в Зал Славы в 1969 году с первого раза (93,2% голосов), его №6 давно выведен из обращения Сент-Луис Кардиналс, он 24 раза подряд играл в Олл-Стар Гейм (с 1959 по 1962 годы проводилось по 2 Олл-Стар Гейма в сезон), он трижды был MVP Национальной Лиги, трижды выигрывал Мировые Серии, и семь раз имел лучший average в лиге. За свою 22-летнюю карьеру он выбил 3630 хитов (причём и дома, и в гостях выбил одинаково - по 1815 хитов) (4 показатель в истории MLB), 475 хоум-ранов (28 показатель в истории MLB), 177 триплов, 725 даблов (3 показатель в истории MLB), 1951 RBI (6 показатель в истории MLB), принёс 1949 ранов (9 показатель в истории MLB), выработал 1599 уоков и при этом его выбивали страйкаутами всего 696 раз. Его карьерный AVG - .331 (18 показатель в истории MLB), OBP - .417 (14 показатель в истории MLB), SLG - .559 (11 показатель в истории MLB), OPS+ - 159, rWAR - 123.4 (9 показатель в истории MLB).

Но при всём этом великолепии и блеске цифр и достижений, когда журналисты и фаны в 1999 году выбирали символическую сборную 20-го столетия (http://en.wikipedia.org/wiki/Major_League_Baseball_All-Century_Team), Мюзиэл в неё не попал, несмотря на то, что аутфилдерам в ростере отвели целых 9 мест. MLB пришлось вмешаться и включить Мюзиэла "вне конкурса", расширив ростер с 25 до 30 игроков. Да, голосования фанатов в таких делах всегда были малообъективными, так как молодёжь склонна голосовать за тех, кого видела в деле, а не за призраки прошлого (достаточно посмотреть на тех, кого добавили в ростер вместе с Мюзиэлом - Хонус Вагнер, Кристи Мэтьюсон, Уоррен Спан и "Лефти" Гроув. Зато МакГуайра и Кена Гриффи включили без вопросов), но проблема в том, что и во времена карьеры Мюзиэла он всегда находился в тени Теда Уильямса, Джо ДиМаджио, Вилли Мэйса, Хэнка Арона, да даже Роберто Клементе и Микки Мэнтла. Все они были суперзвёздами, купались в лучах славы городов Восточного Побережья, а Мюзиэл был всего лишь простым парнем из Запада, чья практически гротескная бэттерская стойка (http://sports.cbsimg.net/images//visual/whatshot/Stan-Musial-rookie.jpg) сейчас привела бы в ужас любого скаута.

Зато в чём Мюзиэл превосходил любого из вышеупомянутых игроков (а также тысячи не упомянутых), так это в народной любви. До 1955 года, когда Атлетикс из Филадельфии переехали в Канзас-Сити, Сент-Луис являлся самым западным городом MLB, и практически весь запад и центр США болел за Кардиналс. А кому, как не Мюзиэлу, главной звезде команды, джентльмену, и при этом своему в доску парню, было предназначено получать любовь всех простых болельщиков запада?

Может, это символично, но в молодости главным наставником Мюзиэла был Дики Керр, бывший питчер Уайт Сокс, который, в отличие от партнёров по ротации Эдди Сикотти и "Лефти" Уильямса, не сдавал игры Мировых Серий 1919 года (http://en.wikipedia.org/wiki/Black_Sox_Scandal). Почему наставником Мюзиэла был питчер? Да потому, что Мюзиэл и сам поначалу был питчером (причём, посредственным), но когда травмировал плечо во время ловли мяча в аутфилде на тренировке, переквалифицировался в хиттера. Наверное, это была судьба.

(Хотя Мюзиэл однажды всё-таки вышел питчером в MLB - в последней игре сезона 1952 года ради пиара и завлечения людей на трибуны Кардиналс объявили, что в игре лидофф бэттеру Кабс Фрэнку Баумхольцу будет противостоять Мюзиэл. Левша Баумхольц единственный раз в карьере вышел отбивать с правой стороны, но это не помешало ему с такой силой всадить по первому же питчу Мюзиэла, что тот отскочил от голени не успевшего среагировать третьего бейсмена Солли Химаса и укатился в аутфилд (Баумхольц впоследствии сказал, что это был наиболее сильно отбитый им мяч за всю карьеру). Кстати, скорер в этом моменте записал ошибку Химасу, несмотря на то, что Мюзиэл лично обратился к нему и просил изменить решение. Видимо, не хотел портить статистику Стэна)

Для Мюзиэла, как и для его наставника, деньги никогда не были важнее игры. В 1946 году мексиканский миллионер Альфонсо Паскель захотел сделать бейсбольную лигу в Мексике, и выбрал в качестве усиления молодого Мюзиэла. 25-летний Стэн, который всё ещё не забыл времена Великой Депрессии в шахтёрской семье, получал 13,500$ в год, но Паскель, однажды заявившийся в его готельный номер, бросил ему на кровать пять чеков по 10 тысяч долларов и сказал, что Мюзиэл может считать это бонусом к своей будущей зарплате в 125 тысяч долларов в год. Конечно же, Стэн отказался. Более того, позже, когда он уже был признанной звездой и получал 100 тысяч в год, он лично запросил сокращение своей зарплаты на 1960 год до 80 тысяч, так как его прошлый сезон выдался неудачным. Да, прав был Альберт Пухольс, когда запретил журналистам называть себя "El Hombre" - "The Man" по-испански. Он-то, в отличие от Стэна, в погоне за большими деньгами Сент-Луис оставил...

Легенды о джентльменстве и доброте Мюзиэла ходили табунами. Достаточно сказать, что он ни разу не был выгнан с поля и не спорил с судьями, хотя выходил на поле в 3026 играх. Однажды Кардиналс проигрывали Кабс 3-0 в 7 иннинге и Мюзиэл вышел отбивать при раннере на первой базе и двух аутах. Он выбил дабл по линии первой базы, который завёл раннера в дом, но судья первой базы показал фаул, хотя мяч явно был в поле. Игроки и менеджер Кардиналс высыпали на поле, яростно протестуя против такого решения. После того, как судья дома выгнал с поля менеджера и наиболее активного в спорах Химаса, Мюзиэл, ничего не понимая, подошёл к судье Оджи Донателли и спросил: "Оджи, что случилось? Мой хит не засчитали?" Судья покачал головой и ответил, что это был фаулбол. Мюзиэл хмыкнул: "Ну что ж, с этим ничего нельзя поделать". После этого он подобрал с земли биту, вышел в зону бэттера, и отправил следующий питч в ту же часть поля. На сей раз судья первой базы сигнализировал "фэйр", Кардиналс набрали в том иннинге шесть ранов и выиграли игру.

Джо Блэк, чернокожий питчер 50-х, никогда не упускал момента, чтобы рассказать, как Мюзиэл, выйдя отбивать против него, услышал крики с дагаута Кардиналс: "Стэн, не беспокойся, с таким чёрным фоном, который стоит на горке, у тебя не будет проблем с тем, чтобы увидеть мяч!" Мюзиэл в сердцах сплюнул и сделал вид, что ничего не слышал, но после игры подошёл к Блэку и сказал: "Извини за то, что случилось. Не беспокойся насчёт этого - ты хороший питчер и выиграешь много игр". Много игр в итоге Блэк не выиграл (30 побед за 6 сезонов), но добрые слова не забываются никогда.

В другой раз Мюзиэл прогуливался мимо кафе, в котором обычный человек праздновал день рождения своей дочери. Он узнал Мюзиэла, но постеснялся выйти поздороваться - где он, а где Мюзиэл? И тут, когда торжественно вынесли торт и все принялись поздравлять девочку с днём рождения, вдруг откуда ни возьмись, у стола объявился Мюзиэл и заиграл на своей неизменной гармонике (Стэн часто говорил, что он стесняется много говорить в обществе, а гармоника даёт ему голос) "Happy Birthday to you". Несмотря на то, что девочка была без понятия, кто он такой, ей было приятно, а отец и вовсе прослезился от счастья.

В этом был весь Стэн Мюзиэл. Он любил делать людям приятное, уважал любого, несмотря на его цвет кожи или положение в обществе, и предпочитал честность и преданность любым мирским благам. И если я спрошу вас "как вы думаете, на ком женился такой человек?", вы, само собой, ответите - "на своей школьной любви, жили они долго и счастливо, и умерли в один день". И будете почти правы - Стэн таки женился на школьной любви Лиллиан и прожил с ней в счастливом браке 71 год. С "умерли они в один день", правда, не совсем сложилось, ведь Лиллиан умерла более полугода назад, но и тут Стэн не заставил себя долго ждать. 19 января 2013 года "The Man" последовал за любовью своей жизни, оставив после себя наследие, о котором могут только мечтать миллиарды живущих.

Покойся с миром...