12 мин.

'Олимпийское фуэте' Алины: постскриптум

Я предпочитаю писать о фигуристах и моментах их спортивной жизни, врезавшихся в память, моментах неповторимых и абсолютно незабываемых (несколько раз, правда, отвлеклась и сходила на текущую "войнушку", не выдержав, скажем мягко, "несусветностей"). Я думаю, что умный читатель давно понял, что делается это не "хайпа" ради, не праздного пустословия для и отнюдь не из-за значка "hot discussions". Говоря высокопарно, таким образом я 'борюсь' с современным выхолощенным 'поп-текстом', написанным ради плюсов/минусов. Кроме всего прочего, я учусь игнорировать как оголтелый "хейт", так и незрелые, скучные попытки "наброса" в виде псевдо-фактологических рассуждений.

И ценю качественные комментарии.

Мне нравится читать эти комментарии: в них много метких замечаний, красивых сравнений, метафор, деталей. Я уже писала (Постскриптум к Ad astra), что в современном тексте/блоге читатель занимает важное место как активный участник, а зачастую и как автор особого мнения или отношения. Это, я бы сказала, особый тип чтения таких ни к чему не обязывающих 'экзерсисов' пера, как блог.

Пост сегодня – это постскриптум к эссе «Балет, балет: 15-летняя Алина на Олимпиаде-18» и не только. Этот пост не только о читателях, поделившихся мыслями об олимпийской чемпионке, но и об участии читателей в обсуждениях других тем и новостей. Я не буду приводить их ники и подсчитывать количество комментариев - эти комментарии интересны сами по себе как отзывы о событии и собственном впечатлении от ФК. Если вам интересны детали просмотрите здесь:

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/taniaseren/2824684.html https://www.sports.ru/tribuna/blogs/zapiskisumashedshego/2826309.html

https://www.sports.ru/figure-skating/1088665630.html

Алина и поклонники

1. Возвращение: Именно Алина вернула большинство болельщиков в женское ФК. На самом деле, это возвращение началось с Юли Липницкой и, по большому счёту, с работы Этери Тутберидзе и её тренерского штаба. Вообще-то и весь 'сиемоментный околофигурный дискурс' начался с появления на сцене этих фигур и достиг кульминации с 4А (четырьмя А), вернув в ФК огромное число поклонников.

"Восхитительная красная балерина в ФК, я была так озарена этим образом , что и вернуло меня к просмотру и женской одиночки."

"С начала 80 -х перестал смотреть ФК. 2 года назад наткнулся на "Черного Лебедя" Алины, - и заразился !! Почти каждый день смотрю КП Алины, Камилы и ПП Анны. Нет ничего завораживающее и восхитительнее !!"

"...в эти два года произошел качественный скачок. На ступеньку Жука с завитушками от Чайковской, Тарасовой , Мишина была надстроена новая блестящая ступенька Тутберидзе. Отсюда возврат массового интереса к ФК".

2. Послевкусие какой-то 'впечатанности' в сознание ФК болельщика всего события - индивидуальных соревнований среди женщин на Олимпиаде-2018. Скорее всего, женское ФК этих лет будет вспоминаться как легендарное. Да и не только женское (см. посты "Битва титанов" и "История Мао повторяется"). Я думаю, мы живём на излёте этого стремительного прорыва в новое измерение фигурного катания: высокотехничного, комбинирующего заоблачной сложности элементы с выдающимся артистизмом.

Сейчас, на мой взгляд, будет происходить выравнивание или даже некоторый спуск. Дело даже не в том, что не будут прыгать ультра-си достигшие зрелости фигуристки, а в том, что, очевидно, в скором будущем произойдут существенные изменения в женском (и не только) фигурном катании. Но об этом чуть позже.

"Да, красная Балерина навсегда!"

"Каждая деталь, каждый шаг и даже взгляд остались в памяти."

"...Программы Алины, музыка, костюмы, её техническое совершенство и артистизм, удивительный для такой юной девочки, её эмоции после победы, выражение глаз, и поведение в целом, всё это, конечно, в памяти навсегда."

"Просто эта победа была такой яркой, и так выделялась, что пропустить такое событие было никак невозможно, ведь это была просто феерия, фантастика, праздник. А ещё и супер битва двух наших девочек. Ну не забывается такое. Мы же тогда ещё и за Россию болели..."

"...Главное, я-то после первого лутца подумала - это всё, не получится второго идеального проката произвольной. А Алина, наверно ничего не думала, а просто совершила чудо. И потом был взрыв эмоций. У всех. Разве такое можно забыть? И я не согласна с оценками, они должны были быть намного выше."

3. Программы и выступление: Впечатление почти "тотального" преимущества Алины в двух программах. А ведь со спортивной точки зрения всего 1,51 балла и только в короткой. Победил спорт, и это правильно. Ни исключительные компоненты, ни превосходный артистизм не должны 'перебивать' спортивное новаторство, к тому же в безошибочном исполнении. И, к счастью, на олимпийских играх состоялся именно такой триумф.

"...исполненная без срывов Китри шансов не оставляла никому и никаких; просто по замыслу своему, по максимальной технической насыщенности, по визуальному воздействию, по жизнеутверждающему настрою. И Алина блестяще представила этот замысел, даже перенесённый каскад только усилил общее впечатление полного восторга. Поэтому равные баллы Жени в ПП это было несколько странно..."

"У Алины была программа-феерия, программа-праздник. С эстетикой в начале, с красивыми линиями, с нарастающим темпом, и захватывающей дух концовкой, где музыка усиливает вау-эффект прыжков, где вздохнуть от восторга некогда. После такого проката Кэйтлин находилась все еще под впечатлением и не могла проникнуться (хотя Осмонд я очень люблю). А Женя <...> Медведева проигрывала, конечно, больше техникой, но не только ею, но и самой программой тоже. Драма оказалась не такой выигрышной как феерия..."

"Все сошлось и вот наконец настоящее ФК и мощно, и сильно, и нежно, и восхитительно красиво .И когда после прокатов в Лужниках иностранные специалисты говорили, что Алина достигла полного совершенства, думалось , а что же было в Олимпийский год, уже тогда казалось лучше и краше быть не может. Особенная Фигуристка".

4. Личность: До мозга костей спортсменка - Алина боролась, как никто другой. После проката, после оценок, после слёз Жени наступило, по собственному признанию Алины, какое-то опустошение и даже, как мне кажется, некоторая подавленность. Как спортсменка она сделала всё и больше, как подросток 15ти лет не была ещё готова. Но как достойно она вела себя после победы. В целом, те минуты многое объясняют. Я писала в каком-то посте, что она преодолела не только себя, но и смятение судей и собственных тренеров. Сочувствовала Жене и только потом осознала, что это всё ОНА сделала.

"Знаете, я думаю, что Алина была ещё ребёнком на ОИ, карьера только началась - у неё не было поражений, она была фаворит. Я думаю, что поражение Алина бы восприняла спокойнее Жени. Просто потому что одна шла к ОИ дольше, с большими ожиданиями."

"Вы не правы, не была бы Алина счастлива, если бы стала второй:) Она отчаянно хотела победить, иначе бы не было этого "лишнего", если верить Бести, каскада за 40 секунд до конца ДК:) Она рванула тогда за журавлём в небе, без тени сомнения, пан или пропал, как говорят, ва-банк, ведь не будь каскада - вообще мимо пьедестала, а это дано единицам. И именно они становятся ЛЕГЕНДАМИ. А Женя предпочла синицу в руке, сведя риск к минимуму, в расчёте на стабильность..."

"... Но согласна с Вами полностью в том, что она именно "рванула", просто как в омут с головой - она каталась наотмашь, без страха ошибиться, с улыбкой на лице. И не было никаких опасений или осторожничания. И только такие прокаты запоминаются и остаются в истории. Это было шедеврально. Я пересмотрела утром и командный прокат, и личку, и с разными комментаторам, и снова были мурашки и от проката, и от комментариев, и от самой ситуации..."

"...А что касается Алины, то она ХОТЕЛА ПОБЕДИТЬ, а все эти разговоры про порадовать и бла-бла-бла, просто она ж всегда так говорит - хотела порадовать тренера или похвала ЭТ стоит дороже самой медали. Не заметили? Алина никогда не кричит "яяяяяя", она всегда говорит, что победила команда, без команды ничего бы не было, одним словом мания величия отсутствует напрочь..."

"...она была мудра не по годам:) И ещё феноменально терпелива и выдержанна. Ей это не раз уже помогло в жизни и, я очень надеюсь, ещё не раз поможет:)"

5. образ и костюм: Два балетных образа, две балетные пачки. Писали, что это было давнее желание Этери, и ей повезло встретить Даниила и Алину: они воплотили её мечту о балерине на льду, о балерине-спортсменке. Хотя даже костюмы вызывали много сомнений: с пачкой труднее прыгать. Тогда казалось, что ТШТ пошли на риск ради целостности и общего впечатления. Сейчас, по-моему, виднее, что они решились на все эти новшества потому, что впервые у них была спортсменка, способная преодолеть все препоны.

"Самая лучшая Красная Балерина с мире!!!!!!!"

"Алина - маленькая красная балерина, превратившаяся в величественную Клеопатру."

"...С той самой Олимпиады именно с балериной у меня ассоциируется абсолютная чемпионка всего в фигурном катании Алина Загитова. Она неповторима."

"Это выглядело глупо - две пачки в одном сезоне, на одной олимпиаде, как будто фантазии не хватает у швеи или тренера. Но Алина силой своей личности, необыкновенным талантливым исполнением и энергетикой отвлекла от этого внимание. Костюм в короткой вполне можно было сделать в другом стиле, не так прямолинейно; например, в Кармен обошлись без розы в волосах."

"Пачка, видимо, как-то влияет на прыжок, может быть, чтобы не перестраиваться, кто знает, на таком уровне мелочей не бывает. Хотя, скорее всего просто обе программы «балетные»."

"Вот именно это красивейшая пачка черного лебедя всецело дополняла программу и было единое целое этого шедеврального проката. Никакое другое бы платье не смотрелось. И в пачке Алина была очень хороша и грациозна. И вообще это Алинино..."

Об артистизме

После публикации замечательного интервью с Бенуа Ришо (автор М.Лопатин) было не менее интересно читать комментарии и пояснения автора. Я не буду приводить их здесь, чтобы не вторгаться в чужой блог. Но часть интервью была вынесена в раздел новостей и обсуждалась уже в "нейтральном" поле, поэтому я осмелюсь остановиться на моментах, показавшихся актуальными (естественно, полное интервью было, в целом, не об этом).

Итак, в новостях речь шла о поднятии возрастного ценза и о гипотетическом делении/добавлении 'артистической' программы.

Ришо сказал: «Грустно смотреть на то, что происходит сейчас. Мне начала нравиться Загитова, но теперь она исчезла. У нас только с женским катанием такие проблемы: их нет в мужчинах, нет в парах и танцах. <...> Я очень надеюсь, что ISU когда-нибудь повысит возрастной ценз. И второе — проблема, которую я вижу сейчас, заключается в том, что короткая и произвольная программы выглядят очень похоже. Я был бы рад видеть одну программу, в которой меньше технических элементов, и другую, в которой акцент больше на технике. Не знаю, стоит ли называть первую программу «артистической» или нет — это все-таки спорт, и эту программу тоже будут судить — но было бы здорово видеть акцент на артистизме в одной из программ. Это мечта любого хореографа — иметь программу, в которой вообще нет фокуса на технике. Что до фигуристов, им это дало бы возможность развиваться в другом направлении».

Во-первых, судя по замечанию Ришо и последующим комментариям, именно пример Алины сейчас, возможно, может сместить чашу весов в сторону поднятия возрастного ценза. Всего год назад, когда на пике находились ТЩК и конец их доминированию виделся нескоро, этот вопрос рассматривался болельщиками больше в негативном ключе. А сейчас Алина вновь может стать катализатором перемен в её виде спорта (Так и хочется написать словами 'бота': Ну что за влиятельная икона 🙏 ❤🙏❤ :)

"Полностью согласна! И раньше это было так, но сейчас, после катания Алины Загитовой, это стало просто очевидно. Мы все так полюбили Алину, ее искусство на льду, и, если она уйдет, будет очень жаль <...> Ведь Алина, когда катает, душу вкладывает, поэтому так трогает нас, но надо думать о прыжках.....Не знаю что, но что- то надо менять. Это специалистам виднее. Но чтобы в погоне за прыжками мы не потеряли наших любимых фигуристок."

"...А так, да, с Ришо не поспоришь, Алина в прошлом сезоне поразила всех ( и недоброжелателей тоже) тем самым "зреложенским" и даже не столько им самим, сколько тем, как из "попрыгушки" за короткий срок Алина выросла в фигуристку, олицетворяющую то самое, женское  ( и это при сохранении тех.контента). И тут дело не в возрасте, такая трансформация, на самом деле, происходит не так уж и часто... И даже забавно, что в рассуждения про возраст в женском ФК Алину теперь ассоциируют с "настоящим женским" уже едва ли не чаще, чем Костнер... Уникальная девочка."

"...В Ми вой последнего сезона она прожила историю на льду со взрослым до тонкостей обдуманным катанием. Да не было уже той легкости в выполнении технической части, но в данном случае не это было главным, а то, что Алина только-только дошла до сути фк и....Думаю вот об этом он говорит, и я с ним согласна."

Есть, конечно, и другие мнения:

"Сначала хотели поднять возрастной ценз ИЗ-ЗА Загитовой, сейчас делают вид, что делают это ДЛЯ Загитовой. Сплошное лицемерие..." (Безусловно, это общее замечание и Ришо тут не при чём.)

"Все забывают, что четверные начала прыгать Саша Трусова. Девушки уходят, так как идет такое сильное новое поколение, а им сложно учить четверные сейчас. Может Саша, Аня, Камила и другие смогут пройти пубертат сохранив свой прыжковый контент. Тогда не придется ничего повышать."

"А хорошо бы ценз подняли. Посмотрели бы кто чего стоит, кто как преодолеет взросление) А то соберут пару медалек и к 17 годам бросают ФК..."

Одним словом, Алина, и не выступая, остаётся в центре внимания, и даже может быть названа "тренд-сеттером".

Второй момент, который был вынесен в новостную ленту, конечно, более провокационен: по мнению Бенуа Ришо, важно (равнозначное?) выделение таких аспектов ФК как артистизм и техника. Естественно, и реакция читателей более резкая:

"В конце концов, у нас есть показательные номера, где можно спокойно показывать артистизм без упора на технику. Пусть все желающие хореографы отводят душу."

"Согласна с вами, но и его как хореографа можно понять, хочет блистать в полную силу на соревнованиях программами своими без особых технических ограничений)."

"...тогда это ШОУ , а не спорт. Спорт сочетает и то, и другое и продвигается вперед талантливыми . А чтобы дольше улыбаться и не напрягаться надо идти в ШОУ."

"И можно будет смело выбросить фигурное катание из спорта. Артистизм это максимально субьективная оценка."

В целом, отношение к этому пункту достаточно однозначное, но всё же стоит просмотреть всё интервью, чтобы понять отношение хореографа к ФК и то, как он понимает артистизм в ФК.

Что мне видится интересным, это - возможность понять, какие варианты хореографы могут предложить. Допустим, 3 программы - две короткие (классическая КП с техникой на первом плане + артистическая) и классическая ПП и т.п. Это не должно предполагать каких-то дополнительных изнуряющих усилий - ведь фигуристы и так готовят 3 программы, включая показательный номер.

В этом смысле ТШТ был, на мой взгляд, опять же впереди всех.

Но об этом далее: