3 мин.

Квотербеки, заработавшие больше, чем заслужили. Мэттью Стэффорд

Герой третьего выпуска мини-сериала про квотербеков, успешнее всех монетизировавших свою карьеру — Мэттью Стэффорд.

И тут вы скажете: не, ну хорош! Стэффорд реально классный квотербек, чемпион Супербоула, он заслужил все деньги мира. А я отвечу — мы говорим не про хороших или плохих квотербеков, не про тех, кто заслужил или не заслужил, а про уникальные обстоятельства, которые привели к крупнейшим заработкам за карьеру.

Я сам большой фанат Стэффорда, но по уровню игры и достижениям можно назвать как минимум пять современных квотербеков, которые его превосходят. И всё же Мэттью заработает больше. Как так получилось?

Во-первых, Стэффорд — представитель старой футбольной интеллигенции, которая ещё успела попировать до революции. В 2011 году НФЛ приняла новое коллективное соглашение, в которое была вшита шкала зарплат для новичков. В чём заключалась разница, можно показать на примере.

Первый номер драфта–2010, квотербек Сэм Брэдфорд получил от «Сент-Луиса» 6-летний контракт на $78 млн ($50 млн гарантированы). А выбранный под №1 годом позже Кэм Ньютон получил от «Каролины» 4-летний контракт на $22 млн (все гарантированы). Даже сейчас, спустя 15 лет, когда потолок зарплат поднялся более, чем вдвое, Кэм Уорд получил меньше гарантированных денег, чем Брэдфорд тогда (и это без учёта инфляции этих денег).

Выбранный в 2009 году Стэффорд получил от «Детройта» чуть меньше Брэдфорда: $72 млн ($41,7 млн гарантированы) за 6 лет. По гарантированным деньгам он на тот момент обошёл всех в НФЛ, не сыграв ни одного снэпа — собственно, это одна из основных причин, почему шкалу зарплат для новичков вообще протолкнули, при горячем одобрении самих футболистов.

Трагедия «Детройта» начала десятых заключалась в том, что тогда собирать сливки с каждого драфта было невыгодно. С одной стороны, ресивер Кэлвин Джонсон, квотербек Мэттью Стэффорд и ди-тэкл Эндамукон Су в период 2007–2010 — это фантастическая удача. В наше время «Лайонс» могли бы к этим молодым суперзвёздам добавить целую толпу опытных бойцов. Но тогда эта троица занимала 28% от всей платёжной ведомости клуба. Они обходились «Детройту» настолько дорого, что нельзя было даже помыслить о франчайз-теге в отношении Мегатрона или Стэффорда.

Чтобы хоть как-то расчистить место в платёжке, «Детройт» ежегодно менял условия контрактов Мэттью и Эндамукона, что лишало клуб всякой гибкости при следующих переговорах. После четвёртого года в лиге квотербек подписал умеренный с финансовой точки зрения контракт: 3 года, $53 млн. Это было обусловлено тем, что за первые два сезона в НФЛ из-за травм Стэффорд отыграл лишь 13 матчей (41% от возможных) и по сути выдал один хороший год — 2011-й. Победой самого игрока был короткий срок соглашения.

Четыре года спустя, за год до выхода на рынок свободных агентов Стэффорд подписал третий — вновь рекордный — контракт в карьере: 5 лет, $135 млн, $50 млн из них — подъёмные. Самый высокооплачиваемый игрок в истории с одним попаданием в Матч звёзд и без побед в плей-офф.

Затем, как вы помните, был обмен в «Рэмс», победа в Супербоуле и вознаграждение: 4 года, $160 млн. Это уже не назовёшь сколько-нибудь выдающимся контрактом, но куда важнее то, что сделал Мэттью за последние 12 месяцев.

Перед прошлым сезоном он убедил руководство «Рэмс» выплатить большую часть гарантированной суммы на год раньше. А в это межсезонье начал шантажировать клуб и флиртовать с «Джайентс» и «Рейдерс». 37-летний квотербек, несмотря на наличие подписанного контракта, просто потребовал себе повышение зарплаты до $40 млн в сезон–2025. И, если это не блеф, готов был в случае безуспешных переговоров пойти на значительное понижение в соревновательном плане. Амбиции у нынешнего «Нью-Йорка» и «Лас-Вегаса» явно скромнее, чем у «Лос-Анджелеса».

Заработав $364 млн за карьеру, Стэффорд решил, что $27 млн на ближайший сезон — недостаточная сумма. И добился её повышения на $13 млн.

Нет, никто не спорит, что Стэффорд умеет играть. Но и зарабатывать он тоже умеет.