6 мин.

Понять Ивана Лендла. Родители

Давайте для начала сыграем в игру: я назову вам имя чешской теннисистки, а вы попробуете догадаться какую роль она сыграла в формировании Ивана Лендла как теннисиста.

Итак, имя – Власта Кодешова.

Никаких идей?  Хорошо, сестра чемпиона Уимблдона 1973 года (год знаменитого бойкота Уимблдона) более известна под фамилией Вопичкова и была в своё время первой ракеткой Чехословакии.

(И что с того?..) Второй ракеткой Чехословакии была некая Ольга Женистова...(Окей, окей, очень познавательный экскурс в историю чешского женского тенниса, но какое отношение...) вышедшая замуж за неплохого, но не более того, чешского теннисиста Иржи Лендла.

Знакомьтесь – мать Ивана, Ольга Лендлова! (С этого надо и было начинать, но при чём тут Кодешова/Вопичкова?..).

Ольга Лендлова была убеждена, что первой ракеткой Чехословакии должна была стать именно она – «Вопичкова более талантлива, говорите? Ну и что с того? Никто не может драться на корте лучше меня! Чтобы победить, соперница должна меня полностью вымотать!» - если бы не «этот ребёнок»...

Подобные мысли не раз посещали Ивана в детском возрасте. Ведь она же его мать и должна вроде бы как его любить? Тогда почему же она ни разу не улыбнулась ему и не сказала ни одного ласкового слова? Даже когда Иван скопил денег и подарил ей цветы?..

Вот вам первый вопрос на который вы вряд ли получите однозначный ответ. Его может дать только сама Ольга Лендлова.

Вот что кажется мне.

Ольга была трудоголиком, фанатично преданной теннису.

После работы она брала сына и отправлялась в теннисный клуб, где привязывала того к сетке, и тренировалась до темноты: корт был открытый и только это её останавливало. Скажете, какой ужас? А если взглянуть на ситуацию по-другому: муж в постоянных командировках, сына оставить не с кем, а теннис – это непреодолимая страсть?

Била сына, когда тот отказывался есть овощи (после одной такой затрещины она повредила часы и в дальнейшем била другой рукой)? А как вам такой факт: уже будучи в Америке, Лендл работал с диетологом Навратиловой Робертом Хаасом и тот, обнаружив у Ивана повышенный холестерин, предписал ему отказаться от яиц и есть... овощи! Возможно, что у кого-то в семье Лендлов были проблемы с холестерином, и Ольга знала об этом. Хотя методы были те ещё, но школу телесных наказаний непослушных детей изобрела точно не мать Ивана.

И не просто была она трудоголиком, а твердолобой и бескомпромиссной последовательницей своих убеждений по жизни. Хоть её страстью и был теннис, но ему отводилось время только по окончании работы. Порванные коленные связки не должны были стать причиной грязи в квартире, и поэтому она, стиснув зубы и превозмогая боль, на коленях драила дома полы.

Помощь по хозяйству ожидалась и от Ивана. Он должен был мыть посуду. Придя домой, должен был – аккуратно! – сложить – а не бросить на пол или на кровать! - «уличную» одежду и переодеться в «домашнюю». Как бы он ни устал. Даже если через час надо снова уходить.

В школе ожидалось, что Иван будет учиться на «отлично». По всем предметам. Даже по ненавистной истории (почему ненавистной? Об этом в последующих постах). За «пятёрки» не хвалили. За «двойки» ожидались «неприятности».

Так что если Иван и не унаследовал яростный характер матери, то он был ему жёстко привит, и далеко не последнюю роль здесь сыграли неудовлетворённые спортивные и не только амбиции Ольги.

Жизнь Ивана заключалась в теннисе, и день без тенниса был днём прожитым зря. В детстве у него была привычка грызть ногти, но каждый обгрызанный палец, замеченный матерью, означал день лишения тенниса в наказание – что могло быть действенней?

Иван постоянно околачивался в теннисном клубе около кортов, пытаясь всеми правдами и неправдами заманить кого-нибудь сыграть с ним в теннис. И если никто не соглашался, то он играл со стенкой.

А что же отец? Помимо тенниса он неплохо играл в шахматы, что положительно сказывалось и на игре с ракеткой. Но хотя игра его и была «умной», добиться серьёзных успехов в теннисе ему не позволял характер – в матче против упорного соперника Иржи быстро «сдувался». Но вот что интересно: Войцех Фибак, человек оказавший огромное влияние на адаптацию Ивана Лендла во взрослом теннисе, решил, что у мальчика есть потенциал стать чемпионом именно благодаря его интеллекту.

Ивана тренировали оба родителя, но если тренировки с отцом проходили спокойно – Иржи рассказывал о стратегии, то занятия с матерью «часто заканчивались слезами», говорит Иван. «Либо моими, потому что я считал, что она обращается со мной слишком жёстко, либо её, потому что я не слушался. Мы были слишком похожи».

Так всё-таки благодаря кому из родителей Иван полюбил теннис?

Для самого Ивана ответ был однозначен: мать. Несмотря на всё её суровое обращение.

И победа над матерью в 14-летнем возрасте – в её игре! – уступает для Лендла по значимости разве что победам на турнирах Большого Шлема.

Реклама 18+

Даже по прошествии многих лет Иван отлично помнит детали того знаменательного матча. Дело было в Остравском теннисном клубе, в один из выходных, на четвёртом корте, прямо перед обедом. При счёте 4-4 в односетовом матче подавала Ольга. Особых поводов для волнения у неё не было, так как до этого она всегда находила способ обыграть сына. Но в этот раз Иван, раз за разом нанося победные удары, сделал брейк. А потом удержал свою подачу и выиграл весь матч! Сияя от радости, он подбежал к сетке, предвкушая, как придёт домой и расскажет отцу о своём подвиге.

И что вы думаете сделала Ольга? Порадовалась успеху сына?  Ха.

Сначала она долго молчала.

А потом сказала, что:

1)     Она с ним никогда больше не будет играть

2)     Пускай он себе найдёт другого тренера

Оставила ли Ольга после этого сына в покое? Конечно же, нет!

Критика не прекратилась, даже когда Иван стал лучшим теннисистом мира. Если не было телетрансляции, то Лендл должен был связаться с родителями и подробно рассказать о прошедшей игре. Даже после показательных матчей. Как-то после одного из таких, сыгранных на Западном побережье США, Иван не позвонил по окончанию игры, чем сильно расстроил Ольгу. «Но мам, у тебя было четыре утра и матч был показательный». «Всё равно. Мне надо знать. Я не могла спать».

С раннего детства Иван понимал, что самое худшее, что он может сделать в теннисном матче, это проиграть оный. Потому что это означало сразу две агонии: собственно, из-за поражения по ходу матча и мучительный детальный «разбор полётов» с родителями по его окончании.

Поэтому Иван психовал. Ныл. Скулил. Разве что не кидал ракетку, да и то только потому, что она была у него одна. Пару раз Ольга была вынуждена снять его с матча за ужасное поведение. Но при всём при этом Иван был лидером. Он не участвовал в командных играх, потому что хотел сам нести ответственность за неудачу в случае поражения (как вы уже, наверное, догадались, победы воспринимались как должное). Какой контраст с Макинроем, который так любил эти самые командные игры!

Если на матче присутствовали родители Лендла, то они сидели с каменными лицами. Это должно было научить Ивана скрывать свои эмоции. Но краем глаза он всё равно замечал, как Ольга закатывает глаза при каждом его неудачном ударе.

Неудивительно, что Ивану хотелось играть в теннис в другом городе, а ещё лучше в другой стране вдали от этого всевидящего критического ока.

Но была и другая причина, кроме избавления от родительского контроля, по которой Лендл мечтал покинуть Чехословакию.

Продолжение следует (начало здесь)