Блог Раритетный футбол

Футболисты из прошлого | Борт 609, взлет разрешаю!

Есть гении, которым судьба отводит столько времени, сколько им нужно для воплощения своих планов, своей мечты. Потому что эта мечта каким-то магическим образом влияет на жизнь многих других людей. Но параллельно им выпадают и тяжелые испытания, проверки. И все ради того, чтобы человек мог переосмыслить свою жизнь, свое прошлое, свое будущее.

В сороковые годы прошлого столетия Мэтт Басби стал первым тренером новой формации, когда непосредственное управление командой стали брать на себя бывшие футболисты, а не назначенные со стороны менеджеры. Перешел он в «Манчестер Юнайтед» не просто так, а с двумя серьезными условиями. Во-первых, контракт с ним должен быть заключен на пять лет - минимально необходимое время для осуществления своей революции, во-вторых, он будет контролировать все. Абсолютно все. Сравните с сегодняшними условиями, в которых работают главные тренеры команд, особенно топ-уровня.

Басби не был дружелюбным человеком, и всегда пресекал панибратство в отношениях с игроками, но с другой стороны никогда не упускал возможности погонять мяч вместе с игроками. Был ли он диктатором? Скорее всего, да. Но при этом Басби редко повышал голос. Он обращал внимание, на, казалось бы, мелочи: знал дни рождения своих парней, их жен и детей, другие факты, и это влияло на взаимоотношения в команде. Одним из важнейших качеств Басби оказалось умение хорошо разбираться в людях. Тренер понимал, на кого он может полностью полагался, а за кем нужен глаз да глаз, и это уберегало его коллектив от многих проблем, как на поле, так и в раздевалке.

Мэтт Басби за отведенный ему срок сотворил три команды под одним и тем же названием «Манчестер Юнайтед», но я остановлюсь на судьбе лишь одной из них.

Начиная с 1953 года, он принялся выращивать новый коллектив, основанный на других принципах, нежели раньше. Полностью отказавшись от покупки опытных игроков, он составил костяк из перспективных и амбициозных дублеров, птенцов своей школы. Басби учил читать игру и заставлял работать над азами обращения с мячом. Все это он постиг, играя сам, участь на своих собственных ошибках и хотел, чтобы его мальчишки изначально правильно подходили к тренировочному процессу.

  

Как в свое время «Спартак» Ярцева прозвали «командой пионеров», так и молодому «Манчестеру Юнайтед» дали прозвище «малыши Басби». Под этим народным именем они дважды подряд выиграли английский чемпионат. Впереди был только что появившийся Кубок Европейских Чемпионов. Стать лучшим в Европе – это была посильная задача для Басби и его «малышей».

В 1957 году в полуфинале они уступил мадридскому «Реалу», который в те годы выигрывал этот трофей пять раз кряду.  В следующем году «Манчестер Юнайтед» рвался поквитаться с испанским грандом. То, что это может произойти только в финале, не сомневался никто. 5 февраля в Белграде англичане сыграли вничью 3-3 с флагманом югославского футбола «Црвеной Звездой», что позволило им вновь пробиться в полуфинальную стадию.

  

На следующий день «малыши Басби» вылетели на родину. В те годы объем топливных баков не позволял махом пролететь такое расстояние, поэтому самолёт сделал остановку в Мюнхене. После дозаправки были предприняты две попытки взлета, но отменили обе из-за странных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, капитан Джеймс Тейн решив предпринять третью попытку.

Как всегда бывает, одни неприятности притягивают другие. Начался сильный снегопад, взлетную полосу замело. Вкатившись на разгоне в эту снежную кашу, самолёт потерял скорость и вместо взлета, покатился дальше. Он пробил забор и врезался левым крылом в стоявший неподалеку деревянный жилой дом. Потекло топливо, запылал пожар. Из сорока четырех человек, что были на борту, сразу погибли двадцать один. Еще один скончался по пути в госпиталь. Двадцать третий умер в больнице через две недели. Среди всех них было восемь «малышей Басби»: Джефф Бент, Роджер Берн, Эдди Колман, Дункан Эдвардс, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тейлор и Лиам Уилан.

Сам Мэтт Басби выжил в той катастрофе чудом, но был страшно покалечен. И лишь спустя полгода он приступил к возрождению «Манчестер Юнайтед», но это уже совсем другая история.

  

Сегодня, в честь каждого из двадцати трех погибших в той катастрофе, я хочу посвятить ровно столько же исторических фактов о «малышах Басби».

1. Днем рождения «малышей Басби» считается 31 октября 1953 года. Это был матч против «Хаддерсфилда». В тот день на поле вышли семь игроков младше 21 года.

2. Капитаном команды был Роджер Берн. Он был настоящим тренером на поле, которому Мэтт Басби всецело доверял. Прежде чем стать футболистом, он здорово проявил себя в регби и крикете, а так же попробовал себя в боксе. Сын Берна, родившийся через восемь месяцев после катастрофы, был боллбоем на «Олд Траффорд».

3. Дункан Эдвардс, самый известный из «малышей Басби» умер в больнице через 15 дней после аварии. За пределами поля он являлся лицом рекламы таблеток глюкозы, «дающих силу и энергию». За день до того трагического дня он отправил телеграмму: «Все рейсы отменены. Я вернусь завтра». Телеграмма прибыла на следующий день в пять часов вечера, когда самолет уже разбился.

4. Перед смертью, уже в бреду, Дункан Эдвардс спросил у медсестры: «Во сколько игра против «Вулверхэмптона»? Я не могу пропустить этот матч». Он скончался в больнице на пятнадцатый день от почечной недостаточности, вызванной полученными в катастрофе травмами.

5. Эдди Колман получил кличку «Snakehips» - «змеиные бедра», за свои финты на поле. Он был самым молодым из восьми погибших - ему исполнился 21 год и 3 месяца.

6. «Малыши Басби» была первой английской командой, которая участвовала в Кубке Европейских Чемпионов.

7. Первые матчи в Кубке Европейских Чемпионов «малыши Басби» играли на стадионе «Мэйн Роуд», принадлежавший «Манчестер Сити», так как на нем, в отличие от «Олд Траффорд» имелось искусственное освещение.

8. В своем первом домашнем матче Кубка Европейских Чемпионов парнишки из «Манчестер Юнайтед» уничтожили бельгийский «Андерлехт» со счетом 10-0.

9. Мэтт Басби хотел, чтобы все его ребята носили галстук во время проведения официальных мероприятий. Это было обязательно и без исключений.

10. 30 ноября 1956 «малыши Басби» дома уступили 3-4 «Тоттенхему». Несмотря на поражение, тот день оказался историческим, ибо на поле вышли одиннадцать воспитанников школы «Манчестер Юнайтед».

11. Капитан самолета Джеймс Тейн спешил, так как отстал от графика из-за Джонни Берри, который в Белграде потерял паспорт и на регистрации задержал вылет больше чем на час. В итоге, оба остались живы.

12. Помощника Басби, а по совместительству и тренера сборной Уэльса Джимми Мерфи в тот день не было на самолете, так как валлийская федерация футбола приказал ему ехать с национальной командой, игравшей свой товарищеский матч в Кардиффе. От расстройства, что он не едет в Белград со всеми, Мерфи ушел в свой кабинет, запер дверь и несколько минут рыдал. Тоже самое он сделал узнав о катастрофе.

13. Уже через два часа после трагедии, горящий выпуск газеты Manchester Evening Chronicle уже был в продаже с некоторыми подробностями случившегося. Несколько часов спустя вышел ранее сверстанный плановый номер газеты, где было напечатано интервью с уже погибшим на тот момент Роджером Берном, в котором он рассказывал, что надеется встретиться с мадридским «Реалом».

14. Выжившие в катастрофе футболисты Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр больше никогда не играли в футбол.

15. Одним из выживших в той катастрофе футболистом был будущий сэр Бобби Чарльтон.

16. Тех, кто ехали на церемонию похорон, таксисты Манчестера бесплатно отвозили до места назначения.

17. Вратарь «малышей Басби» Гарри Грегг лично спас Бобби Чарльтона, вытащив того из-под горящих обломков.

18. Выживший капитан самолета Джеймс Тейн через одиннадцать лет был оправдан. Официальной причиной аварии был назван не человеческий фактор, а мокрый снег. Дело в том, что лишь после катастрофы с «малышами Басби» появились ограничения по количеству снега на взлётно-посадочных полосах. До этого дня никаких регламентов на этот счет не было.

 

19. У погибшего Марка Джонса был лабрадор по имени Рик, который после гибели Джонса перестал питаться, пить воду и умер спустя несколько дней.

20. После двух неудачных попыток взлета, капитан Джеймс Тейн попросил всех пассажиров покинуть борт самолета, дабы он мог разобраться причинах затруднений. Все вернулись в здание аэропорта. Но через пятнадцать минут он сообщил, что можно взлетать.

21. На стене «Олд Траффорд» размещена мемориальная доска в виде футбольного поля, на котором нанесены имена и фамилии восьми погибших «малышей Басби» и трех сотрудников клуба  – одиннадцать человек, полноценная футбольная команда. Совпадение?

22. Мэтт Басби признавался, что когда он узнал о масштабах трагедии, всерьёз просил Бога о смерти. Он дважды просил священника отпустить ему грехи, мысленно готовясь свести счеты с жизнью.

23. Как-то после катастрофы президент «Манчестер Юнайтед» Луи Эдвардс назвал Мэтта Басби великим человеком. На что получил ответ: «Здесь нет великих людей. Здесь одни мужики».

Это было 55 лет назад. Но, мы помним.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья