Board Man Gets Paid
Блог
Трибуна

Деньги есть, а перстня нет. Неоднозначность Криса Пола

От редакции: вы читаете материал пользовательского блога Board Man Gets Paid, где пишут о лучших сериях плей-офф, называют карьеру Леброна «героической безысходностью», изучают феномен токсичности в НБА. Здесь всегда интересно: подписывайтесь и отметьте автора плюсами.

Эра беспозиционного баскетбола не только упразднила строгие амплуа и привязки к ним, но также затронула и конкретные роли на площадке. Равно как в нашем бытовом мире скоро канут в Лету узкопрофильные профессии, так и в баскетбольном пространстве в утиль отправляются представители косного баскетбола 90-х, оставляя шанс на жизнь лишь игрокам с расширенным функционалом.

Разыгрывающий защитник в оригинальном значении практически вымер. Стефен Карри действительно изменил баскетбол: речь не только о броске и популяризации трехочкового, но и о создании концепции, при которой самый маленький человек в игре освобождается от мяча. С этого момента позиции перемешались и стали не нужны: мячом завладели форварды, центры ушли из-под кольца, дабы дать пространство и найти для себя свободные броски, разыгрывающие и атакующие защитники укоротили активность в атаке до беготни без мяча и трехочковых бросков.

Классические разыгрывающие (коих мы привыкли именовать плеймейкерами) стали ненужной роскошью в современном баскетболе. «Смолболл» не подразумевал уменьшение каждой отдельной позиции, он предполагал усреднение всех позиций (см. также – «Хьюстон Рокетс» 2019/20).

Тем удивительнее, что в это время продолжает доминировать в своей плоскости ортодоксальный разыгрывающий Крис Пол.

Про гениев часто говорят, что «они опередили время». Крис Пол – гений, который от своего времени отстал. И тут еще вопрос, у кого этой самой гениальности больше – у того, кто в роли первооткрывателя с солидной форой разделывает опешившую оппозицию (что стало отчасти формулой успеха для гениев Уилта, Карима, Эрла Монро или Мэджика), или у героя, который уже известное нескольким поколениям фольклорное «я» проносит сквозь время и с его же помощью добивается успеха.

За редким исключением, будь то скакнувшая почти вдвое статистика по брошенным трехочковым в составе «Рокетс» в сравнении с цифрами в среднем по карьере или внезапно худший год по соотношению передач к потерям в сезоне с «Тандер» (но все еще лучше любого сезона Уэстбрука по той же метрике), Пол практически не изменял свою игру, лишь оттачивая те навыки, что были с ним еще в сезон новичка.

Если же Леброн, еще один баскетбольный долгожитель поколения «банана-боат», является своего рода приспособленцем, так как хоть и не меняется сам кардинально, но собирает себе команды согласно последним трендам – со звездным бросающим «большим» и с дюжиной шутеров, то Крис Пол просто остается собой и оказывается востребованным уже 16-й сезон в лиге.

Содержание в команде консервативного Пола обходится клубам дорого не только в плане финансов, но и по части выбора игровой модели, так как, опять же, Крис не подстраивается под состав и течение времени, а проповедует свой баскетбол в любом месте, где оказывается. Это может вызывать определенный диссонанс, как в случае с попыткой объединиться с «менее командным» Харденом в его и под него же собранной командой, или же давать результат в сырой, но стремительно обучаемой «Оклахоме».

Названную особенность можно записывать и в достоинства, и в недостатки, но как раз-таки от места действия зависит то, чем история закончится. Неизменяемый и неподатливый, Пол, тем не менее, впитывает в себя культуру среды и множит ее на максимум.

Вся карьера разыгрывающего, если приглядеться, отлично данный феномен иллюстрирует.

Веном

Веном – это вымышленный черный инопланетный симбиот, разумное инопланетное существо липкой, практически жидкой формы. Подобно реальным симбиотам, для того, чтобы выжить, он нуждается в носителе. Единение с симбиотом предоставляет его владельцу сверхчеловеческие возможности.

Так уж заведено, что в баскетболе и конкретно в НБА зависимость команды от звездного исполнителя колоссальна. Наличие/отсутствие звезды или нескольких звезд задает вектор развития и цели всей франшизы на годы вперед. Но чем больше подвластность команды суперстару, как бы хорош он ни был, тем ниже шансы на итоговый успех. И наоборот: если команде удается не во вред игроку и его эффективности снизить зависимость остальной команды от него, то амбиции клуба возрастают.

Но команды Криса Пола не просто зависимы от него как от звездного игрока, они даже не могут эту зависимость как-либо контролировать из-за позиции Пола и его роли плеймейкера.

Единственный вариант искусственно снизить нагрузку и, стало быть, зависимость – иметь вторую звезду с навыками розыгрыша.

За первые 12 лет карьеры у Пола в партнерах из звезд были лишь тяжелые форварды Дэвид Уэст и Блейк Гриффин. Достижения – 4 выигранные серии плей-офф. За последние 4 сезона вторыми звездами в командах Пола являлись игроки задней линии, которые забирали у него часть владений. За этот же отрезок Пол впервые вышел в финал конференции, а затем и в большой Финал.

Задрафтованный «Новым Орлеаном» Пол уже в первые годы карьеры обустроил себе над головой карьерный потолок, в который и уперся в пик физической формы. Чуть позже выяснилось, что потолок был куполом, защищающим от столь ужасного клейма, как «чокер».

Важное уточнение: практически нереально стать чокером в команде среднего уровня и в условиях заведомо проигрышных. Потому «Хорнетс» были идеальным трамплином с защитой от завышенных ожиданий или, того хуже, риска провалиться, те самые ожидания не оправдав.

Но, беззаботно бегая в статусе локального героя, Крис Пол все же умудрился пару раз сесть в лужу и вписать первые главы в личную историю неудач.

• Во втором раунде плей-офф 2008 года «Хорнетс» Пола побеждают «Сперс» в первых двух матчах, но в итоге проигрывают серию. Впоследствии Пол проиграет еще 3 серии, в которых его команда будет вести 2-0, и станет единственным с подобным послужным списком.

• Крис Пол вошел в историю лиги как участник самого крупного поражения в плей-офф. На домашней площадке «Новый Орлеан» проиграл 58 (!) очков «Денверу» (63:121) в четвертой игре первого раунда в 2009 году. За 36 минут Крис набрал 4 очка.

Вскоре Дэвид Стерн приложил руку к судьбе СиПи3, наложив вето на его обмен в «Лейкерс». Пол все равно проследовал по маршруту Новый Орлеан – Лос-Анджелес, но решение Стерна развернуло карьерную траекторию разыгрывающего на 180 градусов: вместо того чтобы оказаться в исторически самой успешной организации лиги (ладно, одной из двух самых успешных), Пол оказался во франшизе, которую окрестили проклятой. И за 6 лет в майке «Клипперс» он это проклятие только закрепил.

«Если что-нибудь может пойти не так, оно пойдет не так» – Закон Мерфи

«Клипперс» разлива «Lob City» стали идеальным отражением самого Криса Пола – такими же двуликими, но не великими (хотя потенциал был), живущими в сочетании грациозно-бешеных хайлайтов с различного рода мерзопакостью. В этой гламурной банде образ Пола был легендарен: споры с судьями, флопы, подножки и жалобы, но все это на правах президента профсоюза.

Тех сильных, что в ответственный момент проявляют слабость, никто не любит, вот и «Клипперс» невзлюбили пуще прежнего, осознав, что у этих мерзавцев еще и коленки дрожат. После первого постсезона, который «парусники» безропотно завершили в статусе аутсайдеров свипом от «Сперс», они регулярно давали поводы насмехаться над собой в весеннюю пору, спотыкаясь в решающий момент. И Пол в этих неудачах принимал непосредственное участие.

• Плей-офф – 2013. «Клипперс» ведут 2-0 у «Мемфиса», но затем проигрывают 4 матча подряд и выбывают в первом раунде.

• Плей-офф – 2014. В определяющей 5-й игре серии с «Оклахомой» калифорнийцы умудряются растерять 7 очков преимущества за 45 секунд до конца. В финальные 17 секунд Пол успевает потерять мяч, сфолить на три штрафных для Уэстбрука (дикое было время – Расс еще умел их попадать) и потерять мяч снова. «Тандер» выиграли матч, а затем и всю серию.

• Плей-офф – 2015. Во многом из-за проблем со здоровьем Криса случается культовое поражение «Хьюстону» с 3-1. Наиболее характерная серия для Пола в его игроцкой карьере и для Дока Риверса – в тренерской

• Плей-офф – 2016. «Лос-Анджелес» проигрывает серию «Портленду» с 2-0. Пол травмируется в четвертой игре и в последних двух матчах участия не принимает.

• Плей-офф – 2017. Пятый за шесть лет вылет в первом раунде, на сей раз «Юте» в семи играх. В решающем матче Пол попадает 6 из 19 бросков с игры.

Если это и можно назвать эпохой, то исключительно в негативном ключе. Для Криса Пола эти годы должны были стать лучшими в карьере, но он потратил их на алей-упы Гриффину и Джордану, которых, судя по всему, сам ненавидел не меньше рядовых фанатов.

Из токсичного царства Пол попал в «Хьюстон», где все должно было начаться с чистого листа. Результаты стали лучше – за первый плей-офф с новым клубом Пол выиграл в 2 раза больше серий, чем за все годы в Лос-Анджелесе. Но цели вновь не были достигнуты.

Это в 90-х баскетбольный Хьюстон звался «Клатч сити». Но в прошлом десятилетии, которое «Рокетс» для себя связали с одной бородатой фигурой, волевых побед было мало. «Хьюстон» содержал своего героя со страхом матчей на вылет и на подмогу позвал Криса Пола. И Крис не был бы Крисом, если бы не пропустил по причине травмы 6-ю и 7-ю игры той серии с «Уорриорз».

Травмы редко приводят в упрек игроку, но когда они случаются столь часто и в самое неподходящее время, то выглядят одного рода безобразием с промахами и потерями. Приблизившись так близко к Олимпу, Пол снова дал маху, и это была уже закономерность.

На следующий год Крис сильно сдал в игре, это связали с жирным контрактом и стали Пола всячески костерить. Разговоры в духе «уже не тот, закончился, пора на пенсию» впоследствии окажутся несусветной глупостью, но критика была оправдана.

Крис героически дожил до конца сезона, уже без оправданий провалил 5-й матч с «Голден Стэйт» и уехал отдыхать… в Оклахому.

Обмен из «Рокетс», да еще и в нелюдимый Оклахома-Сити, да еще и на Уэстбрука. Конечно, это было жестко, но гармонично вкупе с мнением, что Крис Пол не играет, а доигрывает.

Вот и все, конец?

Вы никогда не видели птенцов голубя, но вы не должны были видеть и Криса Пола до его баскетбольной зрелости. Как оказалось, Пол – превосходный наставник, и в такой роли он если не эффективнее, то в большей степени годен для построения чемпионской команды.

Возможно, так просто совпало, и мне лично тоже больше нравится вариант, при котором успехи Криса в последние два года больше обусловлены местом, чем временем (возрастом), но за два последних регулярных сезона в «Окле» и «Финиксе» Пол показал диаметрально иного себя в ментальном плане.

Если «Оклахома» не собирается в будущем подвешивать 35-й номер под своды арены, то стоит подвесить джерси с числом 0,2 – ровно такой процент давали ESPN на выход «Тандер» в плей-офф перед стартом сезона 2019/20. Или просто подвесить третий номер, ведь именно под ним выступал Крис Пол – главный деятель того успеха.

В «Окле» Крис превратился в античокера – выдавал просто божественные цифры и проценты попаданий в четвертых четвертях и в клатче.

Крис закончил сезон со 150 клатчевыми очками, которые реализовывал с 52,2%. Примечательно, что практически 90% его попаданий были не с передач, то есть созданы им самим. Это довольно логичная ремарка в отношении разыгрывающего типа Криса Пола, но в рамках клатчевой статистики – это синоним очень крутого парня.

Подвиги Пола привели команду к рекорду 29-14 в играх с горячей концовкой и к итоговым 44-28 и пятому месту на Западе. 0,2%, помните? «Тандер» покинули плей-офф после первого раунда, проиграв в семи играх «Рокетс», но сезон в их исполнении можно и должно называть героическим.

Персонально для Пола сезон с «Оклахомой» имел гигантское значение – впервые с момента ухода из Нового Орлеана Пол из злого гения переквалифицировался в протагониста, поддерживаемого народными массами.

Сезон окрестили «лебединой песней» Криса Пола, но оказалось, что это лишь разогрев перед главным походом разыгрывающего в плей-офф.

Прошлой осенью Крис пришел в команду с более высоким потенциалом и, что важно, пришел в команду, которой он был нужен в своем привычном амплуа. Если «Оклахоме» нужны были пики, а Пол изначально воспринимался, как довесок, то «Финиксу» нужен был сам Пол вместе с теми игровыми навыками и опытом, что он имел. Разумеется, результат не заставил себя ждать.

Вместе с «Санс» СиПи образовал мощный симбиоз, который начал затрагивать не только партнеров на паркете: Девина Букера он вывел на звездный уровень, Эйтона – на уровень околозвездный, Монти Уильямс был наконец по достоинству оценен как тренер, а Джеймс Джонс взял награду лучшему менеджеру года. Де-факто работа генменеджера закончилась в одно время с межсезоньем, но именно его решение стало первоначалом для всех дальнейших успехов команды.

Все в совокупности – финал НБА. Слишком хорош был «Финикс» сам по себе и в отрыве от соперника, чтобы заводить шарманку про травмы оппонентов и снова приписывать сезону какие-то мифические «звездочки», тем более что в предыдущих сезонах столько этих роковых травм и случайностей было, что в каждом можно и по пять-шесть звезд насобирать, будто в ГТА играючи.

Показательно, что Пол закрывал серию с «Клипперс» точно так же, как и серию против «Юты» в 2018-м – 42 очками, чтобы пройти на новый для себя уровень – финал конференции тогда и главный финал теперь. И пощечина бывшей организации (как и заочная оплеуха почившему раундом раньше на Востоке Хардену) – бесценна.

Затем финал. Затем 2-0. Изначально идущий фаворитом противостояния «Финикс» теперь был фаворитом очевидным, и так хороши были «Санс» в первых матчах, что чемпионство казалось делом практически состоявшимся.

Что было дальше? То, что и должно было случиться. Ведь так оно и раньше случалось во вселенной Криса Пола, в которой мы живем.

Я было хотел назвать Криса Великим Уравнителем, так как он делает слабые команды сильнее, но ведь он не делает сильных слабее. Под Криса Пола нет одного конкретного алгоритма, и команды у него были разные, и добивался он с ними результатов разных (но чаще – прямо противоположных ожидаемым). Но вот настолько у Пола карьера вот прямо «его», что об этом нельзя не сказать в рассуждениях об игроке.

Даже есть своя логика в том, что Пол перешел в команду, не знавшую плей-офф 11 лет, сходу ее туда вывел, довел франшизу до пиковой точки (2 победы в Финале, как в 1993-м), а затем перестал существовать как лидер. Крис, подобно Веному, существует вне своего тела, а лишь вживляется в живой организм (а команда – это живой организм) и усиливает природные свойства этого организма.

Крис уже несколько раз возрождался и давал поводы хейтерам заткнуться, потому о некоторых вещах сейчас не говорят, а шепчутся. Но шепчут: «это был последний шанс».

Вне зависимости от того, чемпион он или нет, все показал или собирается продолжить, Крис Пол за последние два года вновь напомнил о том, кто он есть. И его место в иерархии баскетбольной славы очень и очень высоко.

Эпилог

Модным стало в последнюю неделю жалеть Криса Пола, рассуждая об его, мол, личной трагедии. «Букер-то свое успеет», – говорят, «а старый все уж»

А чего его жалеть? Перво-наперво поиграю в Черчесова – неправильно говорить «жалею». Жалость – снисхождение до уровня ниже, эдакая благотворительность, которая ставит целью напомнить бедным, что они бедные. Но чем мы лучше Криса Пола? От жалости надо избавляться, а добродетель – сожаление.

Итак, мы сочувствуем Крису Полу и переживаем неудачу вместе с ним, но эта его неудача не должна влиять на наше восприятие Криса вообще никак.

Просто потому, что он такой и есть, и все это было по-криспольному.

Мы наблюдаем за одним из самых неоднозначных персонажей современности. Пишу статью по инерции, словно оду герою, хотя вполне понимаю, что для кого-то Пол всегда будет ассоциироваться с чем-то негативным. Но сочетание в нем плохого и хорошего – это две грани одной сущности, а не актерская игра вперемешку с реальным «я».

Пожалуй, момент, когда Пол вытребовал у судей штрафные за незаправленную майку у игрока соперника и фактически выиграл этим матч – лучшая иллюстрация Криса как личности и как баскетболиста. Да, вроде бы какие-то бесчестные уловки, жалобы судьям, но одновременно проявление интеллекта и воли к командной победе.

Для кого-то самое странное в этой универсальности – крах в решающих моментах матча/серии/сезона при столь цельном образе «маленького генерала», собственно то, о чем я и затронул речь в тексте.

Для меня Пол всегда был кем-то вроде Доминика Торрето – крутой лысый мужик, которому режиссеры забыли прописать уязвимость и способность удивляться. Только Джейк из «State Farm» мог стереть невозмутимость с лица Криса, хотя есть предположение, что как раз-таки это и была постанова. Ну а в баскетболе все сложнее.

Такое же чувство вызывал в свое время и Карл Мэлоун. Немыслимо, как гигант со столь мощными конечностями и страстью к убийству локтями может так бояться концовок важных игр. Вот Карл, рекордсмен по количеству брошенных и реализованных штрафных бросков, мажет две решающие попытки на последних секундах. А вот Крис, один из лучших разыгрывающих в истории, теряет мяч в клатче. А вот они оба проигрывают Финал. И почему-то это не удивляет.

Крис не избежит сравнений со Стоктоном и Нэшем, хотя должен был упоминаться в ряду с Пэйтоном и Киддом. Разница? Одно чемпионство. Но между нулем и одним чемпионством разница гораздо больше, чем между одним и двумя, двумя и тремя, пятью и шестью…

Крис Пол – ходячий оксюморон. Теперь будет зваться «лучшим из нечемпионов», что почти «лучший из худших». Хотя встать в один ряд с Айверсоном, Миллером, Мэлоуном, Баркли и Бэйлором в целом-то очень престижно. И грустно.

И все же нанизывать фактор чемпионства или его отсутствия на карьеру Криса кажется кощунственно. Просто неправильно. Статистически Пол может обогнать и Кидда с Нэшем, и вполне достоин будет упоминания в топ-3 лучших разыгрывающих в истории, если отыграет последние сезоны на уровне. Но даже статистика – это не совсем о нем.

Он просто другой. Пушкин его назвал «лишним». Но мы назовем – нужным!

P.S. Подписывайтесь на телеграм-канал «Разряд | Люблю кино и спорт», там много всего о баскетболе, спорте и массовой культуре.

Фото: REUTERS/Jeff Hanisch-USA TODAY Sports, Mark J. Rebilas-USA TODAY Sports, Joe Camporeale-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Christian Petersen, Ezra Shaw, Stephen Dunn, Ronald Martinez, Harry How; globallookpress.com/Javier Rojas/Pi

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные