6 мин.

Страсть и мастерство

Париж, Париж! Не иначе как перепады солнечной активности на стадионе «Ролан Гаррос» вперемешку с дождем, ветром и песочными вихрями вдребезги разбили прогнозы специалистов.

И в прошлом году на Открытом чемпионате Франции были сюрпризы, но нынешним не чета. Тогда «Серебряная салатница» отошла не Рафаэлю Надалю, а Роджеру Федереру – неожиданно, конечно, но это была все же рокировка фаворитов.

Прошлогодний успех нашей Светы Кузнецовой и вовсе логичен: она была в том грунтовом сезоне очень заметна, а ее главной конкурентки, бельгийки Жюстин Энен, в Туре не было физически: четырехкратная королева грунта пребывала в состоянии бойкота то ли теннису, то ли самой себе – этого так никто и не понял.

И вот год спустя, уже на стадии полуфиналов, «Ролан Гаррос» породил сразу несколько действительно невероятных историй. Одну из них попробую сегодня рассказать.

Чем отличается истинная сенсация от смелого прогноза? Прогноз строится на основе аналитики и потому всегда лежит в пределах разумного, а сенсация происходит вопреки, поперек логики, но, что интересно, случившись, она устанавливает некий новый порядок вещей. Во всяком случае, на теннисных грандсламах это именно так: тут нельзя совершить прыжок, подобно Бобу Бимону, из ниоткуда на мировую вершину – надо пройти одного соперника, второго, третьего… Победа над седьмым обещает абсолютный успех.

Пускаясь во все тяжкие анализа и боления, ваш покорный слуга держал в голове высказывание Серены Уильямс, сделанное после того, как она и Федерер выиграли Australian Open: «Мы начали сезон в одной лодке, и я надеюсь, что хотя бы один из нас дойдет до конца». Так и представлялась эта лодка, в которой благородный швейцарец конечно же на веслах, а американка рассуждает на камеру: «Я никогда не думаю о поражении, пока не пожму руку. Иногда я не верю, что проиграла, и после рукопожатия». Потрясающее качество! Потому-то младшая из сестер Уильямс и стала первой ракеткой мира, что не может поверить в возможность поражения, как ребенок не может поверить в возможность смерти. Она излучает эту веру, внушает ее всем. И хотя известно, что медленные корты не ее стихия (на «Ролан Гаррос» ей удалось выиграть только раз, восемь лет назад, а на Australian Open – 5 раз), но любой расклад шансов в Париже вел к давнему треугольнику: Жюстин Энен, Мария Шарапова, Серена Уильямс. Любая из них имела большое превосходство в личных поединках с любой теннисисткой Тура. Более того, именно этот треугольник и определял в течение последних шести лет конструкцию женского Тура, линии противоборства и – результаты на грандсламах.

Только рядом с Сереной я бы еще поставил ее сестру Винус, с которой они привычно делят успех на Уимблдоне и US Open. Вот «Ролан Гаррос» принадлежит Энен. А Шарапова вторгается на их территорию, три турнира вырвала – на всех покрытиях, кроме грунта. Конец 2007-го – начало 2008 года, по моим впечатлениям, дались бельгийке особенно трудно. Она победила обеих Уильямс, находившихся в потрясающей физической форме, на их домашнем турнире в Нью-Йорке. Невысокая, юркая, строящая игру на разнообразных комбинациях и умении быть всегда на шаг – на полшага впереди соперницы, она умудрялась сохранять полную концентрацию, когда казалось, что ее одноручный бэкхенд прогибается под шквалом ударов. Потом был итоговый турнир года, где в рекордном по продолжительности трехсетовом матче Энен едва не уступила Шараповой, а на Australian Open все-таки проиграла Маше, да еще с «баранкой» в последней партии. Не железная, однако. По мнению президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева, бельгийка стала утрачивать свой главный козырь, делавший ее особенной теннисисткой, – скорость реакции, быстроту ответа. Отсюда – можно предположить – ее уход из Тура на целых два года. У Жюстин, сжигаемой страстями борьбы, сдали нервы, у Маши, пытавшейся стать машиной войны, сдали связки плеча – она тоже ушла, и надолго.

В Париже, в третьем круге, состоялся их первый после возвращения совместный матч – его ждали все, а Серена особенно, чтобы понять, с кем и как ей играть. Вот тут-то и случилась главная неожиданность женской сетки. Дело не в том, что по законам драматургии Энен первый сет выиграла безоговорочно – 6:1, а второй с таким же счетом проиграла. И не в том, что, когда Шарапова была в ударе (в прямом смысле слова), третий сет из-за темноты перенесли на следующий день, но тут уже ее игра не сложилась. Просто, победив Шарапову, Энен настраивалась на встречу с Сереной в четвертьфинале, но надо было еще пройти Саманту Стосур, которую она около месяца назад обыграла в финале грунтового турнира в Штутгарте. Обыграла, но один сет все-таки отдала. Австралийка не считалась грунтовым специалистом да и в одиночном разряде всерьез выступать начала только с прошлого года. У себя дома, на Australian Open-2009, ее заметили в упорном, пусть и проигранном, матче с Дементьевой, затем она умудрилась дойти до полуфинала «Ролан Гаррос», где уступила будущей победительнице Кузнецовой, а в этом году на Australian Open ее остановила Серена Уильямс, опять же будущая победительница турнира.

Козыри Стосур – крученая подача, какой в женском туре не сыщешь, и удар справа (форхенд), тяжелый и четкий, как движение метронома. А скрытым козырем можно считать опыт, приобретенный в парном разряде и миксте (и там, и там по две победы на турнирах «Большого шлема»). Не буду больше интриговать: 26-летняя Саманта и стала одной из главных сенсаций. Она обыграла последовательно Жюстин Энен, Серену Уильямс и Елену Янкович. Некоторые мои коллеги сетовали по поводу упущенных шансов признанных лидеров, забывая о том, что невынужденные ошибки их вынуждала делать Стосур: взвинчивала темп, хладнокровно рисковала, укладывая мяч то в боковую линию, то в заднюю. Одним словом, вторгалась в их игру, давила, перебарывала. На фоне криков и стонов, обычных для современного тенниса, загадочно-молчаливая атлетичная австралийка в темных очках выглядела эдаким беспощадным молохом судьбы. Так когда-то Мартина Навратилова одним видом своим добивалась перевеса.

Кстати, наставник по физподготовке у Саманты именно тот, что был у Мартины, – Жизель Мартин. А тренер – тот же, что у ее соотечественницы Алисии Молик, входившей в топ-10.

На самом деле никакой игры в одни ворота не было – каждая «топовая» соперница забрала у Стосур по сету. Кроме Елены Янкович. И это странно, потому что сербка, как никто, известна своим умением ставить стенку любым атакерам. И был матчбол у Серены, который она не смогла использовать, и была возможность у Саманты обыграть Жюстин уже во втором сете, но она не смогла – не набралась духа взять и убрать с корта его легенду. Понадобилась еще партия…

Саманта вошла в финал вместе с 29-летней Франческой Скьявоне. Раньше итальянцы не взбирались на такую вершину «Ролан Гаррос». У Франчески море достоинств, и главное, как мне кажется, – она достигла своего максимума. А это дано не каждому.

У Саманты Стосур (надеюсь не сглазить) многое впереди. С ее уверенным прорывом в число лидеров в женском туре изменилась расстановка сил. Теперь любая теннисистка экстра-класса обязана ее учитывать, изучать стиль ее игры.

А я бы еще предложил изучить некоторые страницы биографии Саманты. Три года назад она свалилась с запущенной болезнью Лайма, проявлением которой стал вирусный менингит. Полгода лечилась, а после возвращения, сыграв всего шесть турниров, победила бывшую первую ракетку мира Амели Моресмо.

«Умственная сторона в игре, – считает Стосур, – перевешивает техническую, когда ты играешь на высшем уровне. Я поняла на собственном опыте, что пройти через сложный матч можно на одном большом желании, на одной страсти выиграть». Да, по поводу железного молоха… Под очками у Саманты удивительно теплые глаза.

Виктор Радзиевский Sportweek