9 мин.

Зверинец в калейдоскопе. В чём проблема новой формы «Рубина»

«Рубин» представил новую форму, клюнув на самый спорный вариант немецкой компании Puma. Отказавшись от лучшего варианта за последние годы, казанцы вместо бордового тона выбрали нагромождение треугольников и ромбов, накрытыми рекламой. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» объясняет, почему «Рубину» стоило внимательнее отнестись к внешнему виду команды.

ПОВОРОТ НЕ ТУДА

В прошлом сезоне «Рубин» получил от производителя формы лучший домашний комплект за последние годы. Puma пошла за трендом и сделала хорошую футболку в красивом, насыщенном цвете, c отложным воротником, стильными белыми вставками. Удивила и альтернативная форма, которая, как оказалось чуть позже, сделана по лекалам, но она всё равно здорово смотрелась на казанских игроках.

1406627690_b_rubin-prigotovil-chjornyj-komplekt-formy-na-sezon-2014-15.jpg

Форма «Рубина» в сезоне-2014/15

Но «Рубин» сам виноват, что начал использовать её не как редкий альтернативный вариант, а как постоянный гостевой и даже домашний – игрокам очень понравился чёрно-золотой комплект. Ещё одна причина, по которой чёрная форма стала чуть ли не основной, это совершенно заброшенный зелёный комплект, который не менялся два года, несмотря на жалобы телевизионщиков – в солнечный день салатовый цвет сливался с газоном и портил всю картинку. Но Puma не стала менять ни оттенок, ни лекала. Модель осталась старой.

Puma-Swerve-2015-2016-Teamwear-Jersey (4).jpg

Puma Sverve

Теперь же немецкая компания представила новый дизайн, который «Рубин» с радостью приобрёл – Puma Sverve 2015/16. На русский язык название линейки переводится как «отклонение», «поворот». Отклонились дизайнеры и, правда, сильно. Новые лекала формы настолько сильно идут вразрез с модой, что выглядят как кислотные футболки на хиппи 60-х. Получился какой-то калейдоскоп–витраж. Конечно, история знает случаи и похуже – вот что делала английская компания Umbro для вратарей своих сборных в конце прошлого века. 

CBXqqVeUcAACcTj.jpg

Вратарская форма от Umbro

Но на дворе 2015 год и такие эксперименты проводить либо поздно, либо ещё рано и уж точно не задача Puma выступать законодателем моды. На рынке есть сильные компании, которые сообща создают тренды.

Что удивляет больше всего, так это наличие у немцев и других вариантов, довольно неплохих. Что мешало «Рубину» выбрать классический вариант с едва заметными горизонтальными полосками, который называется Puma Stadium?

Puma-Stadium-2015-2016-Teamwear-Kit (1).jpg

Puma Stadium

У казанского клуба нет второго цвета, в отличие ЦСКА, «Спартака» и «Динамо», которые вынуждены, если можно так говорить, делать форму двухцветной. «Рубин» же, несмотря на используемый в другой форме зелёный цвет, имеет возможность делать футболки однотонными, а это всегда классический, строгий вариант. «Манчестер Юнайтед» никогда не пустится в страшные эксперименты с градиентом на своей домашней форме, и максимум, что могут позволить «дьяволы» – это манчестерская клетка, которая, кстати, имеет историю, подчеркивает связь с городом и полностью обоснованна дизайнерами. Но понятно, что «Рубин» не «Манчестер», хотя каждый клуб должен стремиться к такому статусу.

nike-football-manchester-united-home-kit-2012-2013-02.jpg

Форма «Манчестера» в сезоне 2012/13

РУБИН ИЛИ ТОМАТ?

Что подчёркивает новая форма казанской команды? Вероятно, некие грани драгоценного камня, но это последнее, что приходит в голову при взгляде на ромбы, треугольники и незавершённые линии. Главная проблема даже не в аляповатости всех этих геометрических фигур, и не в градиенте, который создаёт рябь в глазах, а в очередной ошибке с цветом. Сейчас казанские игроки не похожи не на рубин, а на томатный суп. Это не бордовый оттенок, а что-то между красным и оранжевым. Зачем клубу нужно было смещать свой уникальный маркер в эту сторону, непонятно. Да, такое было и раньше, но ведь 10 лет прошло.

LbhLCoEcOqo.jpg

В зёлёном варианте появилась глубина, это хорошо, но этот цвет вообще сложно испортить. По крайней мере, теперь футболистов «Рубина» будет видно.

rImMrWNeWSU.jpg

Отдельно нужно рассказать о презентации, которую клуб проводил на авиационном заводе. Это здорово, что команда, основанная на базе заводского коллектива, чтит свои традиции и пытается поддерживать связь с истоками. Но «Рубин» – единственный футбольный клуб в городе и привязывать его к определённым локациям вряд ли нужно, хватит уже и того, что огромное количество матчей команда играет в самом удалённом от центра районе.

KRU_0646.jpg

Заводчане, игравшие в первом составе команды, вряд ли работали на взлётно-посадочной полосе, где проходила презентация. Скорее, они трудились в цехах, в ангарах, и именно в таких помещениях можно было сделать хотя бы качественную фотосессию новых футболок. Вместо этого в распоряжении публики лишь «горящие» на солнце непрофессиональные снимки, на которых не понять, какого цвета воротник – белого или золотого. Люди должны понимать, хотят они купить новую форму или нет. Идея с тренером-пилотом за штурвалом самолёта хорошая, но её явно не дожали.

И не совсем понятно, зачем на презентации новой формы показывали альтернативный комплект, в котором команда отыграла уже год. Если уж клуб оставляет себе старую форму, что в нормальной ситуации происходит крайне редко, вряд ли стоит это таким образом афишировать.

КОСТЮМ АРЛЕКИНА, СТЁГАНКА, МЕШКИ

Михаил Антипин – дизайнер, автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала», «Автомобилиста» и «Салавата Юлаева». 

– Накануне презентации формы «Рубина» клубные соцсети анонсировали грандиозное событие на казанском авиационном заводе. Отличная попытка, «Рубин», но нет. Клубу не удалось выжать максимум из презентации в такой интересной локации. Презентация формы должна состоять из двух частей: крутого визуала и интересного ивента. Причем первый пункт намного важнее второго. Качественные фотографии формы – это основа. Если визуальная часть будет профессиональной, новость обречена на вирусный эффект. 

До презентации в голове мелькали идеальные сценарии: игроков сфотографируют в огромном ангаре с самолетами. Будет грамотно выставленный свет и другие атрибуты профессиональной фотосессии. 

Launch_21489.jpg

Далеко не самый лучший, но достойный пример — презентация формы «Зенита»

Вместо этого по интернету расползлись фотографии сомнительного качества с места события, никак не демонстрируя сильные стороны новой формы. Да, нескольким десяткам журналистов всё понравилось, но лояльных болельщиков могло быть гораздо больше.

Стоит отметить, что на двух футболистах-моделях из четырех форма смотрелась мешком. Я не понимаю, как такое можно было допустить в презентации. Время, когда футболисты бегали по полю в парусящихся майках давно прошло. Современная форма должна подчеркивать атлетичность спортсмена.

tYh2ri_-OKA.jpg

Дизайн формы я не считаю удачным. Основная идея понятна – фацеты. Но форма не выглядит крутой, а зеленый комплект рождает ассоциации с костюмом Арлекина. Тот случай, когда концепция оказалась сильнее реализации. К тому же этот дизайн не является оригинальным.

IMG_2888.JPG

Форма «Арсенала», несмотря на обилие золотого, выглядит немного лучше

Сублимационные градиенты в чистом виде редко смотрятся солидно. Лучше избегать подобных приемов.

Современные тенденции в футбольной форме разношерстны, но основные сосредоточены вокруг строго классического дизайна, граничащего с ретро. Как правило, такие комплекты формы смотрятся гораздо сильнее попыток сделать что-то необычное.

40114.jpg

В прошлом сезоне у «Рубина» был неплохой комплект формы

Очень комичной получилась ситуация со спонсорами. На форме мифологический зверинец: два зиланта, пума и крылатый барс. Вообще, на мой взгляд, форма перегружена рекламой, которая, к слову, вписана не лучшим образом. Клубу успехов, болельщикам – терпения.

_2IgeCHra8A.jpg

Роман Дворянкин – руководитель проектов холдинга CSM в России, менеджер по спортивному маркетингу компании Adidas в 2007-2008 годах:

– На мой взгляд, форма стала чуть менее симпатичной в первую очередь из-за второго логотипа Казани на животе. Это началось ещё два года назад, когда к лого «ТАИФа» добавили надпись. 90% людей как не знали, что означает этот логотип, так и теперь не знают, что означает слово «ТАИФ». Понятно, что мэрия Казани поддерживает клуб, но почему нельзя договоиться об одном логотипе на форме? Той же проблемой страдал хоккейный «Локомотив» пару лет назад, когда наряду с рекламой РЖД размещали Первую Грузовую Компанию и другие «дочки» монополии.

Puma не следут общим трендам по упрощению формы, но это же делают Warrior, New Ballance и Under Armour, это такой «привет 90-м», очередной оборот цикла моды.

Российскому клубу крайне сложно получить уникальный дизайн футболки от иностранной компании, может, только у «Зенита» что-то особенное. У производителей всегда есть линейка примерно из пяти моделей, половина из которых не меняется пару лет, другая половина – новая каждый год. Плюс эксклюзив для клубов калибра «Манчестер Юнайтед», «Реала» и так далее. Раскрасить макет под цвета клуба – это да, но крой майки специальный делать не будут. Та же Kappa с Краснодаром использует стандартный дизайн, но в её майках играет так мало клубов, что этого просто не заметить.

Андрей Горбунов – арт-директор портала «Чемпионат», дизайнер и создатель фирменного стиля ХК «Атлант», арт-директор ХК «Спартак»:

– Понимая то, что ромбовый узор – дефолтный у «Пумы», как раз в случае с «Рубином» он мог бы очень удачно обыграть гранёный камень. Но вместо этого почему-то до боли напоминает стёганку. Ватную стёганку. Может, потому, что рубины по-другому гранят, или потому, что ворот совсем уж плохой и дешёвый, или что градиенты – практически всегда зло, но выглядит форма не круто, не свежо и не крепко. Увы. Зелёный комплект тоже на любителя. Ну и «Ньюкасл», «Арсенал» и «Лестер Сити» шлют приветы.

IMG_4014-600x600.jpg

Форма «Ньюкасла» и «Лестер Сити»

Twitter Михаила Антипина@mihanti

Марсель Магизов / БИЗНЕС Online