4 мин.

Компьютерное дерби. Как производители игр соперничают на рынке виртуального футбола

Японская фирма Konami получили право на создание официальной видеоигры для Чемпионата Европы по Футболу 2016 года. Ранее, с 2000 года все игры для Чемпионатов Европы серии производились канадской фирмой EA Sports, которая выпускает серию игр FIFA.

Первый футбольный симулятор был выпущен канадским производителем еще в 1993 году и долгое время серия FIFA была практически монополистом на рынке виртуального футбола. Релиз Pro Evolution Soccer состоялся только в 2001 году, когда за ЕА уже бала закреплен статус гегемона. Однако постепенно своих поклонников обрела и японская игра, на что потребовалось несколько лет. Спустя еще небольшой отрезок времени детище Konami еще больше расширило свою лояльную публику, а среди любителей виртуального футбола разгорались нешуточные споры на тему того, какой же симулятор лучше.

Возросшая конкуренция оказала благотворное влияние на развитие индустрии, ведь запросы потребителей возрастали. Это привело к тому, что разработчики были вынуждены каждый год прикладывать неимоверные усилия, чтобы сделать более качественную графику, максимально реалистичный игровой процесс, постоянно добавлять различные элементы, а с развитием скоростного интернета и улучшать возможности для любителей сразиться в виртуальный футбол с реальным соперником, находящимся в другой географической точке.

Многие компоненты, о которых часто вели споры пользователи, сравнивая обе игры, носили довольно технический характер и, с известной долей условности, выбор в пользу того или иного симулятора оставался делом вкуса. Единственный компонент, по которому EASports переигрывал Konami вчистую, был вопрос получения лицензии. Пока любители PES могли играть только в Лиге Чемпионов и Лиге Европы, поклонники FIFA могли сыграть за настоящие команды из АПЛ, Бундеслиги, Серии А и прочих ведущих чемпионатов. Неудивительно, что в 2013 году FIFA демонстрировали продажи на уровне 12 миллионов копий, тогда как PES насчитали только 4 миллиона.

Важно отметить, что серия FIFA является стратегически важным продуктом для EA Sports, приносящим компании 27% от ее доходов и 23% от ее валовой прибыли. Кроме того, в 2014 году канадская фирма отказалась продолжать выпуск еще одного культового продукта - серию FIFA Manager. Этот симулятор позволял игрокам ощутить себя в роли настоящего руководителя футбольного клуба и был сосредоточена не столько на игровой составляющей, сколько на процессе управления футбольным клубом. Более того, эта игра обладала огромной базой футболистов по всему миру и, поговаривают, была источником информации для скаут многих футбольных клубов.      

Несмотря на все вышесказанное, в предстоящем году на рынке виртуального футбола состоится нешуточная битва за внимание и кошельки потребителей. О том, как к этой битве готовятся в ЕА, мы уже рассказывали. Ответ японского производителя не заставил себя долго ждать.

Сначала Konami продлили уже существующее соглашение с УЕФА по предоставлению лицензии на Лигу Чемпионов и Лигу Европы. Как минимум еще три года эти турниры будут присутствовать в PES. Помимо этого, японцы предпринимают попытки завоевать и рынок Южной Америки, заполучив эксклюзивные права на представление таких популярных команд, как "Фламенго" и "Коринтианс", а на официальной обложке игры будет размещен образ главной бразильской звезды на сегоднашний день - нападаюшего "Барселоны" Неймара. 

А вместе с ним, Konami подписали договор на предоставление эксклюзивных прав на ЕВРО16, расширив тем самым свое лицензионное портфолио. Момент для этого был выбран весьма подходящий, ведь предстоящий турнир, по инициативе УЕФА и ее президента Мишеля Платини, пройдет по новой системе и в нем примут участие 24 команды из 54, стартовавших в отборочном турнире. 

Пока не решено, каким образом Konami будет реализовать полученные права. Возможно, для Чемпионата Европы будет сделан отдельный релиз, хотя не исключен вариант, при котором ЕВРО16 будет выпущено в виде скачиваемого обновления для PES16. При таком варианте желающие разыграть свой собственный виртуальный Чемпионат Европы вынуждены будут сначала купить и установить PES16. Конкуренты Konami из EA Sports за последние годы использовали оба подхода: игра для прошедшего в 2014 году Чемпионата Мира выпускалась отдельно от основного продукта, тогда как ЕВРО2012 был представлен как скачиваемое обновление для игры FIFA 12.

В любом  случае, ответные действия Konami – сигнал о том, что японские производители не собираются мириться с ролью второго на рынке виртуального футбола, так что в предстоящие годы соперничество Pro Evolution Soccer и FIFA продолжится.

Автор: Илья Штеблов

Вместе с этой статьей читают:

Как маркетологи EA Sports готовятся к выходу FIFA 2016

Где делают футбольный симулятор, в который играют по всему миру

Кубок Лоусона 2015 – первый чемпионат по виртуальному футболу в России