11 мин.

Косая атака и с чем её едят. Разбор матча ЦСКА - Спартак

Косая атака

Если ты заранее знаешь, как будет играть твой противник, ты уже на шаг впереди. Всем было интересно, как Леонид Слуцкий совместит в одной берлоге двух матёрых медведей Романов - Широкова и Еременко. Со стороны Дмитрия Аленичева хотелось увидеть домашние заготовки по использованию секретного парагвайского оружия. Слуцкий должен был решить ребус Куинси Промеса. а Аленичев - уравнение Ахмеда Мусы.

В итоге два Романа шикарно ужились в одной берлоге, сдвинули диваны, поделились пивом и даже договорились какую передачу будут смотреть по телевизору. Никакой фальши в синхронной работе их мозгового тандема по организации атак своей команды не проглядывалось. Зато парагвайское ружье Аленичева постоянно давало сбой. Вместо того, чтобы результативно играть в атаке, Мельгарехо играл пятого защитника.

Если Промеса армейцы удачно закрыли, используя активную подстраховку, то с Мусой спартаковцы явно не справились, так как проиграли битву в центре поля. Не хватило "третьего лишнего" в центре поля. Большая загадка, почему Аленичев отказался от использования проверенной тактики с тремя опорниками, Ромуло с Глушаковым явно не справились с контролем центра поля - Еременко и Широков при активном включении Дзагоева сразу взяли ключевой участок поля под контроль и даже выход Зотова во втором тайме уже мало что решал.

Битва при Левктрах

В истории давно укоренился такой термин как "косая атака". Этот хитрый приём внедрил в мировую практику фиванский полководец Эпаминонд. По его замыслу лучшие бойцы создавали перевес на своём левом фланге, а остальные части наступали уступами - не по прямой линии сходясь с противником, щит к щиту, копье против копья, а по косой линии, причём в атаку естественно первым делом устремлялись лучшие бойцы выступающего левого крыла, тем самым вражеские центр и правый фланг оказывались практически не задействованы. Пока война докатится до противоположного края, соперник должен быть опрокинут на его правом краю обороны и обращен в бегство. Иначе говоря - незачем задействовать всю армию, можно нанести концентрированный удар в слабую точку на фланге и одержать победу с меньшими потерями.

На картинке изображена схема битвы при Левктрах, где фиванцы с союзниками разбили спартанцев с их подельниками, используя этот самый приём - косая атака. Пока красные в центре и на левом фланге только готовятся к столкновению с противником, синие уже опрокидывают их правый фланг.

В эпоху Семилетней войны эту тактику развил Фридрих Второй. Потом сам Наполеон Бонапарт стал её поклонником, причём в Бородинском сражении поначалу он активно бомбил именно левый фланг русской армии, но потом попытался схитрить и атаковать по центру. А на другом фланге царило почти полное затишье вплоть до неожиданного рейда конницы Платова и Уварова, сумевшей охватить бездействующий правый фланг французов. Особых потерь французы не понесли, но были вынуждены растянуть оборону и воздержаться от использования своего последнего резерва "Старой гвардии" - а вдруг у русских тоже есть подобный резерв?

Слуцкий практически в каждом сражении усиленно атакует левый фланг противника, используя выдвинутого вперёд номинального правого защитника Марио Фернандеса, вездесущего Тошича и реактивного Ахмеда Мусу. И потому Евгений Макеев в этом матче в обороне особо не напрягался. Хотя мог бы быть поактивней в атаке. В отличие от Дмитрия Комбарова на его фланге было поспокойнее. В итоге большую часть сражения он тупо простоял в резерве.

Бразилец сразу же запер на спартаковской половине Дмитрия Комбарова, причём сам Дмитрий обычно очень активно выбегает в атаки, а тут противник заставил его обороняться почти весь матч. От Мельгарехо в обороне было мало пользы - все-таки парагваец явно далек от своей лучшей формы. Плюс, точнее минус, Ивелин Попов не смог наладить связь между атакующими игроками Спартака, в результате чего Промес, Мельгарехо и Зе Луиш только изредка отдавали друг другу точные передачи, которые таили хоть какое-то обострение, но в целом особой угрозы для Игнашевича и Ко не представляли. И потому слабая комбинационная игра атакующей группы Спартака стала еще одной причиной поражения. Мельгарехо и Промес несколько раз смогли разбежаться в атаку, но серьезно напрячь противника не смогли.

Я свободен, словно птица в небесах

Несколько эпизодов перед вами - по ходу всего матча кто-то из армейцев регулярно оказывался в гордом одиночестве на гектаре пустого пространства в пугающей близости от ворот Реброва. Причём абсолютная свобода Романа Еременко оказался фатальной для Спартака. А Фернандес большую часть первого тайма провёл и вовсе на позиции правого нападающего. Видел ли этот бардак Дмитрий Аленичев? Попытался изменить что-то ещё в первом тайме? Конечно, нет.

Если при трёх опорниках Комбарову активно помогал Денис Глушаков, но в данной игре Денис так и не разобрался, что ему делать при обороне - кого держать, за кем бежать. Если армейцы много перемещались и в этом организованном хаосе была тренерская мысль, то в беспорядочных метаниях спартаковских игроков сквозило только отчаяние и полное отсутствие понимания - как остановить противника?

Если армейцы используют косую атаку с выдвинутым Фернандесом, значит их противоположный фланг в атаке почти бездействует. Чем должен был воспользоваться Дмитрий Аленичев, но Евгений Макеев по разным причинам в атаку почти не выбегал - только одна более-менее успешная попытка с кроссом в голову Мельгарехо, а Промес еще в первом тайме ушел налево, чтобы заставить Фернандеса меньше думать об атаке. Вроде бы Дмитрий Комбаров получил разгрузку, но всё равно в нападении у Спартака ничего не склеилось.

Основные причины поражения Дмитрия Аленичева:

  • Невнятный план на игру - команда уже с первых минут попала под жестокий прессинг более свежего противника, но никаких попыток изменить ситуацию не предприняли.

  • Прогоревшая ставка на Мельгарехо - слабая эффективность в атаке и почти полная беспомощность в защите.

  • Соответственно ослабленная опорная зона, где не хватило Александра Зотова, не справилась с мобильной армейской полузащитой.

  • Попытка навязать противнику свою игру обернулась тем, что выбранный сверхатакующий состав был вынужден с первых минут обороняться и естественно не справился с давлением

Ивелин Попов пытается начать атаку

Вот эпизод - армейцы потеряли мяч в атаке и у Спартака появляется хоть какая-то попытка организовать быстрое наступление. Ивелин Попов имеет репутацию мастера в этом деле. Но в итоге он делает небрежную передачу на Мельгарехо - хотя шанс убежать в атаку прекрасней не придумаешь.

Дзагоев и атакующая армейская четверка по ходу всего первого тайма частенько выдвигалась слишком далеко вперед, и между ними и защитным блоком образовывалась дыра, чем Спартак мог воспользоваться, а более подготовленный соперник просто обязан был наказывать армейцев за подобную тактику. Если помните так сборная Аргентины недавно пыталась играть - Маскерано с защитниками сзади, Месси с нападающими впереди.

Ивелин Попов отдает неточный пас

Красными линиями показана расстановка игроков Спартака - парни строго держат линии 4-2-3-1 - Зе Луиш не в кадре. Атакующая тройка уже понеслась в атаку при содействии Дениса Глушакова, который пытается накрыть Щенникова. В итоге Попов исполняет огородное пугало, Мельгарехо уже в полном изнеможении готов упасть на газон, а на фланге Дмитрия Комбарова снова грозит раскрыться очередная дыра, куда по идее должен вернуться Куинси Промес.

Дзагоев пасует на Тошича

Пять армейцев сумели внести полную сумятицу в ряды всего красно-белого воинства. Дзагоев получает пас от Мусы и отдает мяч абсолютно свободному Тошичу, вокруг которого ни души. Комбаров давно исполняет центрального защитника. Тошич уходит в центр под любимую левую, Дзагоев естественно продолжает движение вперёд, ожидая обратный пас - опять же ни один спартаковец не успевает накрыть Алана. Алан Дзагоев проделал огромный объём работы в центре поля, успевая встречать Ромуло и Попова еще в начальной стадии выхода из обороны. Понтус сторожил фланг Фернандеса, когда тот уходил в набеги. Тошич постоянно сваливался в центр и даже порой убегал на противоположный фланг, еще более запутывая Дмитрия Комбарова, который элементарно не мог разобраться - кого же ему держать.

Как говорил Валерий Карпин про чемпионство ЦСКА - какая-же это чемпионская игра, когда в атаке участвует всего 4 игрока? Ответ перед вами - такая, что для победы не обязательно большое количество атакующих игроков. Главное не количество, а качество их взаимодействий. Оба полководца выбрали смелые атакующие составы для сражения, и потому лучшая функционалка сказала свою роль, не забываем про отточенное взаимпонимание во всех линиях и в итоге получаем изначальное преимущество дружины Слуцкого.

Слуцкий всегда держал в защите крупные силы (три защитника и Понтус), так что даже в случае потери мяча и прорыва Промеса - его обязательно встречали как минимум двое армейцев. Спартак мог победить, только если бы сам не позволил противнику легко комбинировать перед своей штрафной. Не первый раз бойцы Аленичева группируются в кучу-малу на небольшом участке поля, полностью игнорируя другие сектора. Как будто на тренировках парни увлекаются игрой 4х4 или 7х7, забывая, что в реальности поле гораздо больше. Причём Зе Луиш показал отличную готовность к игре, он хорошо цеплялся за длинные мячи, но сбросить было некому - партнеры работали без устали в обороне. Отдельно хочется сказать про работу Романа Широкова, но об этом в следующем посте.

Это поражение хоть немного но должно навести порядок в головах тренерского штаба и их многочисленных поклонников. Слава Богу больше никто не говорит про чемпинство, хотя еще не вечер. Пока проронили фразу про то, что "когда-нибудь мы будем выше, чем сейчас". Меньше имперской спеси, больше работы над ошибками, взять за ручку игрока и объяснить, где он должен стоять, когда мяч у партнера, куда бежать при потере мяча, как открываться и как забегать. Какое чемпионство? Эта команда вдесятером судорожно отбивается от пяти соперников. С радостью разгрузили платежную ведомость, отдали "неблагонадежного товарища", который совсем не портит погоду в принципиальном матче, хотя играет в привычном лайт-режиме, избавились от высокооплачиваемого балласта, купили второго бомбардира чемпионата - потому никаких отмазок, надо работать и доказывать свою профпригодность.

Косая атака Фридриха Великого конкретно споткнулась о русский камень в битве при Кунерсдорфе 12 августа 1759 года. Пруссаки ценой огромных потерь опрокинули левый фланг русской армии Салтыкова и надеялись, что победа у них в кармане. Однако неожиданно они попали под ураганный обстрел русской артиллерии, которая оказывается была хорошо подготовлена к тактике противника. Если ты заранее знаешь, как будет воевать противник, ты уже на шаг впереди. Сломанное левое крыло русских не привело к катастрофе - Салтыков развернул мощную атаку своего правого крыла на левый фланг прусской армии и при активной поддержке артиллерии и конницы заставил противника отступить. Причём, сам Салтыков после победы отметил, что сильно рисковал, ведь противник мог ударить и по другому флангу, вот тогда бы в тяжелое положение попала бы русская армия.

Аленичев имел шанс по крайней мере навязать противнику хоть какую-то контригру и в матче против Краснодара второго круга у него это хорошо получилось. Но по разным причинам решили, что можно огорошить опытного сыгранного противника сверхатакующим составом и абсолютно неготовым парагвайским чудо-оружием.

Косая атака подходила только для того, кто привык атаковать - отсюда и само название, прусская армия, применяя данную тактику, всегда рисковала. Используя вымуштрованное в буквальном смысле слова умение совершать многокиломентровые марши, они появлялись перед противником абсолютно неожиданно и строились в боевые порядки гораздо быстрее любой армии мира. И потому начальная фаза боя проходила под их диктовку. Но когда противник умудрялся упираться и не прогибался в первые часы сражения, хваленная тактика давала сбой. Если бы Аленичев сыграл против Слуцкого от обороны, как это было при Лаудрупе, Якине и однажды при Карпине - у него был бы реальный шанс не просто не проиграть, но и увезти из Химок победу. Нынешний ЦСКА не настолько могуч, как многим представляется.

К сожалению, Спартак оказался полностью деморализован жестоким прессингом соперника, мяч разыгрывался слишком академично, а противник к тому же слишком быстро и, что обидно, издевательски легко открыл счёт. Тут не злость нужна была команде, а тренерский план на игру - пресловутый план Бэ, которого давно нет. Злость немного скрасила горечь от поражения, но в целом только придала печали и без того унылому впечатлению от матча. Если остались еще фанаты тренерского гения Дмитрия Аленичева, хоть кто-нибудь бы поделился откровением - во что собирался играть их любимый тренер?

Желание разыгрывать мяч низом и тем более в одно касание всегда похвально, тем более, тренер, заявляющий о приверженности именно такому стилю и больше никакому, будет гораздо милее любого басурманина. Но красивые лозунги не приносят побед. Противник в своем не самом изысканном стиле включил прессинг - привет "противному"  и "чужеродному" Мурату Якину, быстро забил гол и не дал спартаковцам ни одного шанса перевернуть игру. Тем более Аленичев мог надеяться только на злость и страсть своих бойцов. Хотя на каждого злого Промеса всегда найдётся свой злобный Вернблум.