7 мин.

Трансферное лукошко. Часть 1: Кройка и шитье

Уже столько написано всего по результатам прошедшего ТО, что голова идет кругом от версий, инсайдов и всевозможных конспирологических теорий.

Проведя массу времени в спорах на эту тему в интернете, я все-таки решил как-то систематизировать свои мысли и собрать их в один текст. Тема большая, материала много, так что текста в результате получилось два.

Итак, прежде всего, предлагаю отринуть по возможности инсайды и основываться на фактах или, как минимум, на официальных заявлениях сотрудников клуба и акционеров. Впрочем, предлагаю и их не считать незыблемой истиной и стараться оценивать критически.

1. Бюджет

Первое, наиболее раннее и, на мой взгляд, наиболее существенное, что было сказано на тему трансферов этим летом, произнес в одном из постчемпионских интервью Л.А.Федун.

Вот его ответы на вопросы журналистов СЭ:

«- Впереди Лига чемпионов. «Спартаку» однозначно нужно усиливать состав. Стоит ли ждать серьезных приобретений летом?

– Я бы сказал адекватных. Громких – невозможно. Англия и Китай взорвали рынок. Был на полуфинале «Монако» – «Ювентус». На Мбаппе посмотрел. Спросил – какова цена. Отвечают: нам видится, что 200 миллионов евро. 18-летний пацан… Можете себе представить? Это годовой бюджет «Спартака», «Зенита» и ЦСКА вместе взятых. Один футболист. Как вам? Так что все, что более-менее раскручено, будет уходить в Англию. Дальше идут «Барса» с «Реалом», «Ювентус» и «Бавария». Всем остальным либо самим воспитывать, либо отлавливать кого-то. Надо понимать, что супергромких трансферов быть не может. Еще один фактор – финансовый фэйр-плей, система, которая придушила средние клубы.

– К которым вы относите «Спартак»?

– Да. Куплю я игрока за 50 миллионов. И что дальше? Меня исключат из Лиги чемпионов? «Динамо» это уже проходило. Сейчас мои доходы совпадают с расходами. Любое увеличение трат приведет к тому, что баланс нарушится, и я тут же попаду под санкции. Все наши клубы попадали под штрафы – за исключением ЦСКА. И мы их платить не будем, потому что у нас все нормально. Но это наручники, которые нам придумал УЕФА.»

Мы видим, что владелец клуба четко и недвусмысленно «обламывает» ожидающих «серьезного усиления». Ключевой мессадж: мы живем по средствам, потратим не более того, что заработаем.

Согласитесь, это звучит вполне правдоподобно и даже разумно. Вопрос теперь в том, сколько клуб зарабатывает (именно спортивный блок, т.к. расходы от маркетинга и инфраструктуры тут не учитываются). С учетом того, что этим летом клуб получил лишь 2 миллиона евро от очередного трансфера Рыцаря Печального Образа, странствующего по просторам обеих Америк, плюс премиальные за выигрыш ЧР, плюс будущие доходы от Лиги Чемпионов (13-15 млн.евро), можно примерно прикинуть, что бюджет, которым СМ располагал в течение этого ТО, составлял 15-20 млн.евро.

Итоги трансферной кампании полностью подтверждают это предположение. На приобретение игроков потрачено по разным данным от 15 до 18 млн.евро.

2. Кого хотели

Благодаря нашумевшему интервью Наиля Измайлова, мы знаем не просто список позиций, но список фамилий игроков, который был согласован с главным тренером и по приобретению которых проводилась работа. Итак, снова прямая речь:

«- Разумеется, отчетливо понимали, что выиграть чемпионат непросто, но сохранить за собой звание лучшей команды во много раз сложнее. И потому еще в мае попросили главного тренера обозначить позиции, требующие, на его взгляд, усиления. Эти позиции были названы. Подчеркну – именно позиции, а не фамилии, о чем сказал Каррера во вторник на пресс-конференции в Тарасовке. Скорее всего, это оказались сложности перевода, поскольку сами фамилии Каррера стал называть несколько позже.

– И какие фамилии назвал Массимо?

– Среди названных впоследствии игроков были следующие: Тигиев, Петкович, Пашалич, Муса, Могилевец, Нойштедтер, Итурбе, Бадштубер. Кого-то из них удалось приобрести – сегодня вы уже знаете, кого именно, кого-то по разным причинам – нет. Хотя клуб делал все возможное, чтобы выполнить все пожелания главного тренера, который привел команду к чемпионству и которому предстояло доказывать закономерность этого успеха в новом, то есть уже начавшемся сезоне. Кстати, главный тренер в определенный период был заинтересован в услугах полузащитника Канунникова и нападающего Смолова. И имелась большая вероятность, что оба они перейдут в «Спартак». Но в последний момент Каррера передумал»

Итак, давайте взглянем на «список Карреры». Из него можно сделать вывод, что тренер был заинтересован в усилении следующих позиций:

-Правый защитник

-Центральный защитник (1-2)

-Центральный полузащитник (1-2)

-Крайний нападающий

Что тут обращает на себя внимание?

Во-первых, количество игроков — 4-6. Т.е. тот, кто составлял и утверждал этот список, исходил из того, что даже ставший «золотым» состав требовал существенного пополнения/усиления. И, что важно, руководство клуба с этим согласилось. По крайней мере, на словах.

Однако, с учетом того, что было сказано выше о бюджетных ограничениях, вполне очевидно, что ожидать серьезных приобретений на каждую из «заказанных» позиций не приходилось. Соответственно, нужно было определить как наиболее оптимально «размазать» эти 15-20 миллионов на 4-6 искомых кандидатов.

Как мы видим, самыми «капиталоемкими» из этого списка являются нападающие. Если бы руководство реализовало пожелания Карреры, больше всего им пришлось бы заплатить за условного Итурбе/Мусу/Смолова. Так оно и произошло в действительности — самым дорогим стал трансфер Педру Роша, который, правда ни в какой список Карреры не входил, и, судя по всему, возник в ситуации острого цейтнота (что, впрочем, не исключает и возможности того, что эта кандидатура ранее у скаутов клуба была на карандаше).

Во-вторых, в качестве кандидатов на усиление, казалось бы, явно нуждающихся в нем позиций на краях обороны рассматривались игроки статуса «ноунейм» и «свободный агент» — т.е. именно на этой позиции изначально решили сэкономить. Большая ошибка, на мой взгляд, и ошибка стратегическая.

В-третьих, в списке присутствуют 2 игрока (Тигиева я вообще из рассмотрения исключаю, поскольку он уже в команде находился) с российским паспортом — Нойштедтер и Могилевец. Добавим к ним, упоминавшихся также Смолова и Канунникова, и сделаем очевидный вывод, что «паспортный игрок» был необходим в обязательном порядке.

Это тем более очевидно, что приобретения «лимитного» игрока остро требовала ситуация с травмой Зобнина (а затем и Тимофеева). Задача эта выполнена не была, что, безусловно, является самым большим факапом спартаковского менеджмента.

Наконец, в-четвертых, из претендентов на позицию в центре защиты, в списке присутствует Бадштубер (игрок, перешедший из «Баварии» в «Штуттгарт» в статусе свободного агента) и, возможно, Нойштедтер (хотя я предполагаю, что его скорее рассматривали как кандидата на позицию в опорной зоне). Обе кандидатуры довольно неоднозначные, но по игровым качествам схожие — это опытные, понюхавшие пороху на уровне ЛЧ игроки, главным достоинством которых является уверенная игра на втором этаже. В результате, как мы знаем, центрального защитника «Спартак» подписать так не сумел и остался с прошлогодним, мягко говоря небезупречным, набором исполнителей в этой линии.

Отдельно от этого списка, нужно сказать о Канунникове, Смолове, Гарае и Луане.

В версию г-на Измайлова о том, что Каррера «вдруг передумал» брать Смолова по какой-то необъяснимой причине, я определенно не верю. Именно эту фамилию Массимо всегда выделял, когда речь заходила об игроках-россиянах и именно Федора рекомендовал итальянским клубам (когда его о том спрашивали журналисты на родине). С чего бы, спрашивается, он вот так взял и передумал? Скорее всего причина «отказа» от Смолова вполне прозаична — его трансфер «Спартак» просто не потянул (из-за жесткой позиции Галицкого) или им одним трансферный бюджет был бы полностью исчерпан, что исключало другие приобретения. Эту версию в своем интервью «Чемпионату» подтвердил и сам Каррера.

Про Канунникова в какой-то момент говорили, что это личный выбор тренера. Логику этого выбора понять можно. Например, могу допустить, что, когда не удалось подписать дорогих игроков группы атаки, решено было кроить бюджет иначе — дорого купить центрального защитника (например, Гарая), а вингера взять подешевле и «с паспортом». Так что тут действительно мнение могло поменяться. А может быть дело тут вовсе не в Каррере, а в аппетитах агента (по слухам львиную долю трансферной суммы получал не «Рубин», а Андреев) или в позиции казанского клуба, где все лето новые акционеры разбирались с наследием предшественников и дело дошло аж до суда.

Наконец два гвоздя летней программы Луан и Гарай. Достоверно известно, что по обоим игрокам переговоры велись и, конечно, каждый из них мог бы стать усилением. Не опровергает ли это версию о строгом бюджетном ограничении? Отнюдь. Вполне вероятно, что речь шла о приобретении в рассрочку. Таким образом в текущем трансферном периоде покупатель уплатил бы от трети до половины требуемой суммы, что позволяло вписаться в заявленные боссом рамки. Столь же вероятно и то, что именно неспособность удовлетворить финансовые аппетиты игроков, агентов и клубов-продавцов решила дело. Т.е. рот-то разевали, безусловно, а скушать не смогли. Не смогли, замечу, в очередной раз, ибо слухи о том, что «Спартак», де, готов потратить на игрока-звезду 20 с лишним миллионов нерублей ходят давно, но они так ни разу и не стали реальностью.

Выводы. Если исходить из «списка Карреры», то распределение бюджета по позициям в нем выглядело примерно так:

Крайний защитник — 0-3 млн

Центральный защитник — 0-3 млн

Центральный полузащитник (2) — 3-6 млн

Нападающий — 10-15 млн

Цифры, конечно, условные, но в конечном итоге все так и вышло.

Сам же список явно стал продуктом компромиссов и протягивания ножек по одежке, так что некоторые довольно экстравагантные варианты, типа, Петковича или Бадштубера вполне объяснимы в этом контексте.

Imhoviсh: ПроСпартак