Трибуна
7 мин.

Провал лыжников в Планице, который можно снять с эфира, но который нельзя не замечать

От редакции: вы в пользовательском блоге «Лыжная классика», где рассказывают о лыжных гонках. Здесь регулярные обновления и разные жанры – подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! И поддержите автора плюсами.

Россия осталась вне призовых мест на этапе Кубка мира впервые с февраля, когда в Лахти проходил аналогичный спринтерский этап. С той лишь разницей, что тогда у нас было два четвертых места в командном спринте. Сейчас же провал оказался абсолютным – ни одного выхода в финал в четырех гонках.

К сожалению, в очередной раз абсолютную нестабильность, присущую ему в последнее время, продемонстрировал Сергей Устюгов в некогда коронном коньковом спринте. Его 56-й результат в квалификации стал одним из худших в карьере на этапах Кубка мира.

Перед квалификацией Устюгов жаловался на невозможность опробовать трассу, а после гонки сбивчиво объяснялся, сетуя на погоду и прочие неурядицы. Но факт остается фактом. Несмотря на победную эстафету и успех в разделке в Давосе, наш Устюгов пока не тот.

Легко списывать проблемы на погоду. Однако эта погода была одинаковой для всех.

Вдвойне обидным наше неудачное выступление стало на фоне того, что в Планицу не приехали многие лидеры мирового сезона, пропустившие этот этап ради подготовки к Тур де Ски. Но даже на фоне не самых представительных стартовых листов больше половины наших лыжников не сумели выйти из квалификации в основной раунд.

И если в женской команде это можно объяснить обилием молодежи. И, в принципе, порадоваться за набравших зачетные очки Христину Мацокину и Нину Дуботолкину. Даже несмотря на глупую ошибку Дуботолкиной, стоившую ей выхода в полуфинал. А вот результаты мужчин пока удручают.

Александр Терентьев и Андрей Собакарев не прошли квалификацию, причем Собакарев уже во второй раз подряд. Андрей Краснов в четвертьфинал вышел, но так в нем и остался. Собственно, как и Александр Большунов. И даже наш единственный топовый узкоспециализированный спринтер Глеб Ретивых, хоть и добрался до полуфинала, в нем оказался безнадежно затертым.

Командный спринт стал логическим продолжением этой грустной картины.

Тренерский штаб принял решение не выставлять на командник Большунова, Устюгова и Непряеву. В итоге женским дуэтам, а также паре Собакарев-Терентьев не хватило опыта и мастерства. Что же касается нашей главной надежды – пары Краснов-Ретивых, то они погрязли в тактической борьбе более медленного полуфинала; и даже заняв в нем третье место, не прошли в финал из-за плохого времени.

Здесь также возникает вопрос: почему наши парни провели забег именно таким образом? Они прекрасно должны были понимать, насколько сложно на финише будет бороться с Люкой Шанава и Федерико Пеллегрино, занявшими за день до этого первые два места в индивидуальном спринте. Так зачем было ждать финишного створа?

К слову, эффективный способ борьбы с итальянцами был продемонстрирован в финальном забеге. Пользуясь тем, что у Пеллегрино партнером является гораздо менее мастеровитый Стефан Зельгер, соперники на его этапе взвинтили скорость и исключили итальянцев из борьбы за призовые места.

Ретивых и Краснов сделать так же либо не смогли, либо не догадались. Что одинаково плохо.

Заключительным минорным аккордом стала отмена прямой трансляции командного спринта на Первом канале. Причем трансляции широко анонсированной.

Узнав, что в финальных забегах не будет российских команд, руководство Первого канала сняло трансляцию с эфира.

Можно долго рассуждать о том, правильно это или нет. Однако и здесь возникает множество вопросов.

Мы помним, как Елена Вяльбе заявляла, что это она едва ли не лично договаривалась с руководством Первого канала о показе лыжных гонок. Логично предположить, что она участвовала в выборе гонок для показа. Почему же тогда был выбран командный спринт в Планице, на который сама же Вяльбе не планировала ставить основу?

В итоге лыжные гонки лишились отличной возможности для популяризации.

К слову, эфир победной эстафеты в Лилехаммере получил рейтинги, примерно равные рейтингам биатлона на Матч ТВ. Почувствуйте, насколько мощным инструментом для пиара является показ на первой кнопке, если вот так с ходу первый же эфир лыжных гонок собирает такую же аудиторию, как и много лет активно продвигаемый Дмитрием Губерниевым биатлон.

Инстаграм с Дмитрием Губерниевым. Нужны ли лыжи на «Матч ТВ»?

Появятся ли лыжи на Первом канале вновь после такого фиаско? 

***

В сентябре в скандинавской прессе появилась информация, что с Олимпийских игр-2022 в Пекине МОК введет новое ограничение на численность национальных команд, сократив ее с 20 до 16 человек. Кроме того обязательным условием будет равное распределение состава: 8 мужчин и 8 женщин.

Это будет существенным изменением в самой концепции формирования команды.

К примеру, в Сочи-2014 мужская сборная России имела возможность выставить сразу 12 спортсменов. Тогда в состав нашей сборной вошли 4 чистых спринтера (Крюков, Петухов, Устюгов, Гафаров), 4 профильных специалиста классического стиля (Бессмертных, Япаров, Волженцев, Белов) и 4 дистанционщика с сильным коньковым ходом под марафон (Легков, Вылегжанин, Черноусов, Главатских).

Скоро все станет иначе.

Начиная с Игр в Пекине тренерским штабам сборных придется искать тонкий баланс и рассчитывать на универсальность спортсменов. Благо такие лыжники во многих командах есть – Йоханнес Клэбо, Эмиль Иверсен и Ингвильд Остберг у норвежцев; Стина Нильссон, Фрида Карлссон и Калле Халварссон у шведов; Александр Большунов, Сергей Устюгов и Наталья Непряева в российской сборной. Этот список без проблем можно продолжить еще десятком фамилий.

Казалось бы, спрос на чистых спринтеров падает?

Увы, но нет.

Президент Федерации лыжных гонок России (читай – главный тренер сборной) Елена Вяльбе всегда скептически относилась к подготовке узкоспециализированных спринтеров. К примеру, она неоднократно критически высказывалась о Никите Крюкове.

Безусловно,  результаты такой подход принес – сборная получила могучего универсала Сергея Устюгова, в лучшей своей форме конкурентоспособного в любой дисциплине. По схожему пути развиваются карьеры Александра Большунова и Натальи Непряевой, которые благодаря широкой специализации тоже имеют шансы на Кубок мира.

Вот только проблема в том, что, погнавшись за универсальностью, тренерский штаб российской команды почти потерял спринтеров узкого профиля. Сейчас в нашей сборной остался всего лишь один чистый спринтер – Глеб Ретивых. В следующем сезоне из декрета вернется Юлия Белорукова, но существенным образом это ситуацию не изменит.

В годы, когда в сборной России работала специальная спринтерская группа Юрия Каминского, у руководства всегда был широчайший выбор спортсменов для каждого старта и каждого стиля. Сейчас этого нет.

На этапах Континентального кубка и внутренних стартах выступает немало сильных спринтеров, которым как минимум можно было бы дать шанс на Кубке мира. Увы, но Андрей Парфенов, Ермил Вокуев, Евгения Шаповалова и другие остаются вне поля зрения тренерского штаба сборной России.

Ермил Вокуев выиграл Ла Веносту. Теперь ему предстоит непростой выбор

Да и выбор спортсменов из основной обоймы не всегда понятен. К примеру, в состав на спринты в Давосе и Планице не был включен Артем Мальцев, в прошлом сезоне хорошо проявивший себя как раз в коньковом спринте. По крайней мере, исправно проходивший квалификацию. В отличие от Андрея Собакарева, не прошедшего квалификацию ни в Давосе, ни в Планице.

Или из Мальцева тоже делают дистанционщика?

Через год на чемпионате мира в Оберстдорфе индивидуальный спринт будет проводиться классическим стилем. И по состоянию на сегодня эта дисциплина вызывает серьезные опасения.

Окей, есть Большунов, а дальше начинаются вопросы. Сильные и вроде бы незаменимые Устюгов и Ретивых все-таки тяготеют к коньку. Краснов тоже конькист и даже на этапах Кубка мира квалификацию он проходит через раз. Молодой и перспективный Терентьев имеет мало практики и пока также нестабилен. Про незадачливого Собакарева мы уже вспоминали. Равно как и всеми забытых Парфенова и Вокуева. Кто еще?

У женщин ситуация немного иная, но тоже пока мутная. Вроде бы есть Непряева и Белорукова. А дальше – непонятно. Вернется ли Наталья Матвеева? Сумеют ли после восстановиться после декрета Елена Соболева (теперь уже Устюгова) и Татьяна Алешина? Смогут ли прибавить и выйти на новый уровень Христина Мацокина, Нина Дуботолкина? Обратит ли руководство сборной внимание на Евгению Шаповалову.

Даже самое болезненное поражение способно принести пользу, если из него сделать правильные и своевременные выводы. Универсального решения здесь быть не может. Да и глупо было бы учить тренерский штаб. Но обратить внимание на проблему с подготовкой спринтеров необходимо.

Вы еще помните, когда мы в последний раз выигрывали спринт на этапах Кубка мира? Больше года назад, в ноябре 2018-го в Куусамо.

Провал в Планице стал неприятным в рамках наших ощущений в текущий момент. В масштабах же истории сборной России по лыжным гонкам это всего лишь один неудачный этап Кубка мира. Трагедией он не стал. Но он может и должен (и даже обязан, черт побери!) стать пищей для размышления и руководством к действию.

Для того, чтобы трагедия не случилась через год в Оберстдорфе.

Лыжная классика в Instagram

Лыжная классика в Телеграме

Телеграм-канал На двадцать пятом километре

Фото: globallookpress.com/Gong Bing/ZUMAPRESS.com, Tomi Hänninen/Newspix24; fis-ski.com/NordicFocus