«Главное впечатление – изоляция. Если что-то случится, никто не поможет». Дневник капитана Марии Мамаевой
Привет! Меня зовут Маша. Я из Москвы. И хотя сейчас в море бываю чаще, чем на суше, мне нравится сюда возвращаться.
В яхтинг пришла в 2008 году, когда это еще не было таким модным. Если бы не мой друг, у которого в институте был яхт-клуб, я бы вообще не догадалась, что можно просто так – взрослому человеку! – пойти и научиться ходить под парусом. В моей картине мира яхтинга просто не существовало. Чтобы оказаться «там», нужно либо родиться в семье моряков, либо попасть в парусную секцию в три года.

Сейчас, 17 лет спустя, море стало моей работой. Я капитан и инструктор в Силе ветра. При этом хорошо помню, как все начиналось — и как страшно было решиться на первый самостоятельный выход.
Первый раз на лодке
Я начала с учебы. Решила, что хочу быть полезным членом команды. Теория — в Москве, несколько месяцев вечеров в классе, куча непонятных слов: штаги, шкоты, утки. На суше эти термины — просто пустой звук.
А потом двухнедельная практика в Хорватии. Там наконец стало понятно, о чем нам рассказывали. Как выглядят все эти веревки и детали, зачем нужны и как их использовать.

Каждый день мы строили маршрут. Ставили паруса, отрабатывали разные упражнения, учились швартоваться. Потом переходили в другое место. Каждый день менялись и роли, чтобы все попробовать: сегодня ты капитан, завтра штурман, послезавтра радист.
Это было сложно: поток новой информации, много новых слов и ничего не понятно. И одновременно очень здорово, потому что за это время видишь столько красоты, да еще и в классной компании. Как-то вечером мы сидели в лодке, и кто-то сказал: «Господи, за что нам такое счастье?» И это было абсолютно искренне.
Первый самостоятельный выход
Получить права еще не значит стать капитаном. Настоящий порог – взять лодку самостоятельно. Я очень долго не могла на это решиться.
Думала: «Я же сама еще ничего не знаю и не умею. Как же я возьму с собой тех, кто знает еще меньше? Я же просто утоплю всех где-то по дороге». Так что самостоятельный выход откладывала.
А пока ходила с ребятами, с которыми училась.

Может, так бы все и закончилось, но однажды друг позвал во флотилию: лодок несколько, а капитанов не хватает. Я согласилась, потому что вместе уже не так страшно: с одной стороны, я капитан лодки, за всех отвечаю, с другой – в случае чего рядом есть другие капитаны, которые меня спасут.
Это был маршрут от Майорки до Ибицы и обратно. На борту я знала только одного человека, остальных видела впервые.
В итоге команда оказалась идеальной: мы очень сдружились, все друг о друге заботились, друг другу помогали. Само путешествие тоже было прекрасным, и как у капитана у меня все получалось, но я все равно сильно переживала.
В моменте все делала правильно, отдавала команды, а вечером уходила поплакать, пока никто не видит. Нужно было как-то сбросить стресс.
Тем не менее мне до сих пор кажется, что это приключение было одних из лучших.
Самый запоминающийся длинный переход
Это был переход от Майорки до Канар через Мадейру, три недели в пути. На Средиземке мы еще останавливались каждые два дня, но от Гибралтара до Мадейры шли пять суток без остановок.

До этого я максимум проводила в море сутки. В коротких переходах, даже если очень сложно, кажется: «Ну ладно, потерплю, через пару часов будет берег». А тут берега не будет. И ты с этим ничего не можешь поделать.
Главное впечатление – изоляция. Если что-то случится, никто не приедет и не поможет. Тебя качает, мучит морская болезнь, ты устал, проголодался – неважно. Если прямо сейчас не починишь то, что сломалось, ты просто никуда не дойдешь. Поэтому соберись и сделай!
Главное, я поняла: если знаешь, что тебя ждет, в следующий раз будет легче — даже по тому же маршруту.
Позже я ходила и в более длинные переходы, но именно этот особенно запомнился.
Трансатлантика
Трансатлантический переход – это отдельная вселенная. Для меня он стал особенно важным: раньше я уже ходила через Атлантику, но впервые была капитаном. И это совсем другое – когда не просто несешь вахты, а отвечаешь за весь экипаж, за лодку, за то, чтобы это приключение стало безопасным и настоящим для каждого.
Нас было восемь человек, и полтора месяца мы жили настолько далеко от всего мира, что казалось, будто его не существует.

Время там движется по-своему: каждый день тянется очень долго, но при этом похож один на другой — и скоро начинаешь в них путаться. Тем не менее, когда перечитываешь судовой журнал и вспоминаешь, сколько всего случилось, удивляешься, как мы столько всего успели.
Очень многое зависит от того, кто рядом. Мне невероятно повезло с командой. В долгом путешествии это особенно важно. Можно было бесконечно рассказывать друг другу истории или обсуждать интересные темы. Но было время и для себя — просто понаблюдать за океаном или почитать.
К нам часто приходили дельфины, а однажды прилетел птенец цапли — мы назвали его Алексеем. Он прожил на лодке несколько дней и на время стал частью экипажа.
С нетерпением жду документальный фильм о нашей экспедиции — чтобы передать хотя бы часть того, что мы пережили в океане.

Советы тем, кто мечтается о море
Пробуйте
Только так можно узнать, подходит вам что-то или нет. Пробуйте разное: ходите в команде с капитаном, бывайте в разных регионах, в спокойных круизах или дальних походах.
Если вы уже капитан – идите сами
Стать капитаном невозможно, пока ходишь в команде. В одном самостоятельном походе можно научиться гораздо большему, чем в десяти выходах матросом.
Говорите с командой до выхода
И до выхода, и во время. Согласуйте ожидания – от режима дня до бытовых вопросов. Это экономит силы и сохраняет дружбу.

Где меня найти
Личные заметки и короткие истории можно найти в моем телеграм-канале. Там есть и Атлантика, и короткие выходы, и просто жизнь на борту.
А еще недавно рассказала о своем одиночном путешествии по Франции: о навигации, регионе, лодке и открытиях, которые сделала на этом пути.
На своей памяти помню только одну молодую женщину, которая увлеклась яхтингом. Читал про нее в нулевые.
Успехов!
Бой-баба. Точнее морская волчица.)