12 мин.

Тревожность у детей: почему спорт может стать лучшим лекарством

«Я лучше не буду пробовать, вдруг не получится...» — за этой фразой, как показывает практика нашего детского психолога Дмитрия Лазаренко, стоит не лень, а тревожность и глубокий страх. Именно он шепчет ребенку оставаться в зоне комфорта, крадя радость открытий и смелость пробовать новое. Но есть способ с этим справится. И это футбольное поле.

«Мам, я боюсь ошибиться...»

«У меня не получится…»

«Я ничего не хочу…»

Знакомые фразы?

Если да, то давайте знакомиться!

Мы«Школа Мяча». Футбольная школа для детей от 4 до 14 лет в Москве. Но прежде всего, мы — такие же мамы и папы, как и вы. У нас тоже растут дети. Они тоже приходят домой расстроенные из-за тройки по математике, ссорятся с друзьями, иногда капризничают и говорят это самое «не хочу». Мы тоже проходили через этапы, когда ребенок закрывался в себе, и мы не знали, как ему помочь.

И для себя мы осознали: спорт, а в нашем случае футбол, может стать тем самым якорем, той опорой, которая помогает ребенку выпрямить плечи. Потому что именно здесь можно увидеть прямую связь между усилием и результатом. Между смелостью и успехом. Между поддержкой и командным духом.

Почему тревожность рушит детскую уверенность

Давайте поговорим об этом прямо. Тревожность — это не просто малыш «немного переживает». Для ребенка — это постоянный фон, внутренний голос, который твердит: «У тебя не выйдет. Ты не справишься. Лучше даже не начинать».

В школе это выглядит так:

  • Ребенок знает ответ, но боится поднять руку. Вдруг ошибется?

На тренировке:

  • Получает пас и сразу же отдает, лишь бы не нести ответственность за атаку.

В общении со сверстниками:

  • Предпочитает держаться в сторонке, лишь бы не привлекать к себе внимание.

С возрастом тревога может меняться. Маленькие дети живут настоящим моментом. Отвлекся на игру, и тревога ушла. Дети постарше, особенно подростки, уже смотрят в будущее, и тревожность становится более осознанной, более сложной.

И здесь огромную роль играем мы, взрослые. Наша реакция на их успехи и неудачи, наши слова, наша поддержка (или ее отсутствие) — все это кирпичики в фундаменте их уверенности.

Иногда тревожность прячется за избытком энергии. Кажется, что ребенок просто непоседа. Но часто за этой гиперактивностью скрывается неуемная энергия лидера, которую нужно не подавлять, а мягко и аккуратно направлять в нужное русло. А бывает совсем наоборот: ребенок приходит к нам после неудачного опыта в другой секции, где тренер мог повысить голос, и он уже заранее ждет, что его отругают за любую оплошность.

Наша первая и самая важная задача — дать понять: здесь тебе ничего не угрожает. Мы начинаем с простых слов: «Я здесь, чтобы помочь тебе. Я твой друг». И мы объясняем, что значит «друг» в нашем понимании.

Друг — это тот, кто поддержит, подскажет, поможет подняться, если ты упал.

Затем мы даем небольшие задания, которые точно по силам ребенку. Важно, чтобы он сам, своими руками, ногами, всем телом, почувствовал: «Я могу! У меня получается!». Этот телесный опыт — самый сильный. Он повышает уверенность.

Вы ведь не забываете, что тревожность часто приходит извне? Из семьи, из школы. Если ребенок слышит постоянные сравнения не в свою пользу, если любовь и внимание становятся предметом торга (будешь хорошо учиться — куплю новую игру), он учится тому, что ошибка — это что-то ужасное, чего нужно избегать любой ценой. И наоборот, когда дома царит атмосфера принятия, когда ребенка слушают и слышат, ему гораздо проще быть уверенным в себе и на поле, и в жизни.

Мы хотим, чтобы ребенок выходил с тренировки не только уставшим, но и с ощущением маленькой победы. Над собой. Над своим страхом. Чтобы у него горели глаза, и ему хотелось вернуться снова.

Спорт как «среда безопасности»

Футбол для нас — это модель мира, которую мы создаем вместе с детьми. Мира предсказуемого, справедливого и, что самое главное, безопасного. В этом мире можно ошибаться. Можно падать. Можно проигрывать. Потому что после этого всегда будет возможность попробовать снова.

Вы ведь знаете как дети моментально считывают атмосферу… Они очень искусно чувствуют фальшь и напряжение.

Что для них опасная среда?

  • Когда тренер кричит и раздражается по любому поводу.

  • Когда их постоянно сравнивают друг с другом: «Вот посмотри на Сашу, как он делает, а ты?»

  • Когда ценят только результат, а усилия и старания остаются незамеченными.

Что для них безопасная среда?

  • Когда тренер замечает не только гол, но и то, как ты подстраховал партнера.

  • Когда тебе дают время подумать.

  • Когда ошибку разбирают спокойно.

  • Когда интересуются твоим мнением и чувствами.

Мы строим именно такую, безопасную среду. Смещаем акцент с результата (забил или не забил) на процесс. Что происходило во время игры? Как ты себя вел? Помог ли другу? Не сдался ли после потери мяча?

Когда дети видят, что их старания ценят, у них просыпается азарт и любопытство. Исчезает страх действовать.

Отдельный большой разговор — это гаджеты. Мы понимаем, что это неотъемлемая часть жизни современных детей. Бороться с этим бесполезно.

Поэтому мы решили сделать гаджеты своими союзниками. Как? Мы проводим регулярные медиа - челленджи. Ребята снимают короткие видео-скетчи на важные темы: что такое доброта, как поддержать друга, что значит уважать свой город. Мы вместе придумываем идеи, учимся простому монтажу, подбираем музыку.

И телефон из источника тревоги и бесцельного времяпрепровождения превращается в инструмент творчества и самовыражения. Ребенок начинает думать над смыслами, над тем, как передать эмоцию. Он создает что-то свое.

Так футбол и наша медиа-деятельность работают вместе:

  • На поле дети учатся командному взаимодействию, взаимовыручке.

  • Снимая ролики, они осмысливают эти понятия, пропускают их через себя.

Ребята видят, что их творчество поддерживают. И по крупицам рождается то самое доверие — к себе, к тренеру, к команде.

Ошибка — это друг: как футбол учит справляться с неудачами

В основе страха ошибки лежит страх наказания. Это может быть страх осуждения, насмешки, неодобрения. Если ребенок уверен, что за промах его ждет что-то плохое, он перестанет рисковать. А без риска нет развития.

Мы в «Школе Мяча» говорим детям очень простую, но важную вещь:

«Ошибка — это не враг. Ошибка — это твой друг».

И показываем это на каждом занятии.

Был у нас один запоминающийся случай:

Мальчик, назовем его Степан, очень переживал из-за того, что у него плохо получается бить по воротам. После очередной неудачи он подошел к нашему тренеру и детскому спортивному психологу Дмитрию Лазаренко и почти плача сказал:

«У меня ничего не получается! Я уже сто раз пробовал!».

Дмитрий положил ему руку на плечо и спросил:

«Степа, а помнишь поговорку: повторение — мать чего?»

Степан подумал, вздохнул и выпалил:

«Повторение — мать удара!»

Мы все улыбнулись и не стали его поправлять. Потому что в этот момент он родил свою собственную, выстраданную истину. Эта фраза стала нашим внутренним девизом.

Вот так и работаем. Не через указания и критику, а через принятие и право ребенка на собственный путь, на свои собственные открытия.

Дмитрий также учит детей простым психологическим приемам, которые помогают справляться с тревогой прямо в момент ее возникновения. Например, прием «обесцвечивание»:

Если ребенок боится какого-то человека (строгого учителя, сердитого тренера из прошлого), он может представить его себе как картинку на телевизоре. А потом мысленно постепенно делать эту картинку черно-белой. Так тревога отступает.

Мы также учим детей самоанализу. После упражнения можем спросить:

«Как ты понял, что у тебя получилось хорошо? На что ты ориентировался?»

Или:

«Что тебе помогло обыграть соперника в той ситуации? Что ты конкретно сделал?»

Такие вопросы заставляют ребенка опираться не на «я молодец» или «я плохой», а на факты: «Я увеличил скорость», «Я выбрал правильный момент», «Я видел, где стоит мой партнер». Так формируется обоснованная уверенность в своих силах. Устойчивость к неудачам растет.

Тренер, родители и ребенок — одна команда

Это, пожалуй, самый важный принцип нашей работы. Без единства взрослых все усилия могут быть напрасными. И мы сами не раз видели ситуации, которые очень больно ранят: ребенок приходит с тренировки с горящими глазами, полный энтузиазма, а дома слышит: «Ну что, сегодня забил? Сколько голов? А почему так мало?». И в его глазах тут же гаснет свет. Вся та уверенность, что мы вместе с ним по кирпичику выстраивали на поле, рушится в одно мгновение.

Поэтому всегда, с первой же встречи, говорим родителям:

«Мы с вами одна команда. Команда поддержки вашего ребенка. Мы все играем на одной стороне. Если будем действовать вразнобой, толку не будет».

И мы стараемся всегда быть с вами на постоянной связи. Не только сообщаем о проблемах, но и, что гораздо важнее, делимся успехами. Маленькими победами. Мы можем написать или сказать лично:

«Сегодня ваша дочь Маша впервые сама вызвалась первой сделать упражнение! Это большой шаг для нее!» или «Сегодня ваш сын, хотя и очень волновался, не отдал мяч при давлении, а попытался обыграть!».

И мы очень просим вас дома поддерживать именно эти важные шаги. Не спрашивайте в первую очередь: «Ты победил?». Спросите: «Тебе было страшно? А что тебе помогло справиться? Что сегодня было самым интересным?». Ваше внимание к его внутреннему миру, к его борьбе с самим собой — это лучшая поддержка, которую вы можете оказать.

Турниры и командная работа: как рождается устойчивость

Для многих детей слово «турнир» усиливает тревожность. Внутри все сжимается от страха: «А вдруг я подведу команду?», «Что скажут родители?».

Мы относимся к этому страху с большим пониманием. И наша задача — не заставить ребенка играть через силу, а мягко провести его через это испытание, чтобы он вышел из него более сильным.

До определенного возраста мы вообще не ставим во главу места и медали. Турнир — это не экзамен, а праздник и возможность применить все, чему научились.

Мы много разговариваем:

До турнира: о том, что важно поддерживать друг друга, что результат вторичен.

Во время турнира: подбадриваем.

После турнира: обязательно собираемся и обсуждаем то, что происходило на поле. Что получилось? Кто кому помог? Кто не сдался, даже когда было трудно? Мы учим детей анализировать игру с точки зрения усилий и командного духа.

И знаете, что происходит? С каждым разом на поле все чаще вместо упреков звучат слова поддержки:

«Ничего страшного! Сейчас мы отыграемся!»

«Я тебя страхую! Смелее!»

«Классный пас! Давай еще!»

Наш любимый ориентир для каждого юного футболиста:

«Результат от тебя не зависит. От тебя зависят только усилия. Поэтому всегда иди до конца».

Турнир — это маленькая модель жизни. Здесь есть победы и поражения, радость и разочарование, ответственность за себя и за других. И тот опыт, который ребенок получает здесь, он унесет с собой в школу, в институт, на свою будущую работу.

Развенчиваем мифы

Мы видим, как поддержка меняет детей. Но также понимаем, что у вас могут оставаться вопросы и даже определенные мифы о спорте.

Миф 1. Отдам в секцию — станет чемпионом и будет лучше учиться

Футбол не сделает из ребенка отличника и не превратит застенчивого тихоню в душу компании за месяц. И это нормально. Сила спорта не в этом. Его сила в том, что он учит ребенка справляться с трудностями. Переживать неудачи. Вставать после падений. Идти вперед, даже когда не хочется. Эти качества гораздо важнее для жизни, чем любые медали.

Миф 2. Спорт — это крики и давление

К сожалению, так бывает. Но мы уверены, что спорт может и должен быть другим. Наш подход — это четкие и понятные правила, уважение к личности ребенка и поддержка вместо унижения. Авторитет тренера должен строиться не на страхе, а на доверии.

Миф 3. Ошибки — признак слабости

Мы видим все с точностью до наоборот. Ошибка — это индикатор роста. Когда ребенок перестает бояться ошибаться, он раскрепощается, начинает экспериментировать, пробовать новое.

Миф 4. Футбол — только для будущих профи

Абсолютное большинство детей, которые приходят в футбол, не станут профессиональными игроками. И это прекрасно! Ведь главное — это не будущая карьера спортсмена, а здоровье, физическая форма, умение работать в команде и сильный характер.

Миф 5. Девочкам футбол не подходит

Этот миф мы разбиваем каждый день. Наши девочки играют с не меньшим, а иногда и с большим азартом и самоотдачей, чем мальчики. Они такие же полноправные участники команды. Для них футбол — это та же поддержка, те же эмоции, та же радость. Спорт не имеет пола. Он одинаково полезен для всех детей.

Тревожность отступает там, где есть надежное плечо и понимающий взгляд. Где ребенок знает: его ценят не только за победы. Где можно ошибиться, упасть, а потом обязательно подняться и идти дальше. И это касается не только футбола, а любого спорта.

Поэтому, выбирая секцию для ребенка, обратите внимание на самое главное — на тренера. Сходите на пробную тренировку, посмотрите, как он разговаривает с детьми. Поддерживает ли он их, когда что-то не получается? Чувствует ли ребенок себя с ним в безопасности? Смеется ли? Если да — вы нашли то, что нужно! Ведь важно не только, куда отдать ребенка, но и в чьи руки.

А если у вас есть вопросы или хотите поделиться своими мыслями, давайте все обсудим в комментариях. Мы с радостью поделимся опытом.