6 мин.

Прямая речь. Дани Алвес

Накануне первого полуфинала Лиги чемпионов, в котором встретятся «Барселона» и «Челси», британское издание Guardian расспросило бразильского защитника «сине-гранатовых» Дани Алвеса о его понимании фулл-бэка, жизни в «Барселоне» и о матче трехлетней давности. Перевод ответов Алвеса – в блоге «Испанская кухня».

О понятии фулл-бэка:

– Да нет, я и в самом деле правый защитник. Просто в бразильских футбольных школах акцент делается на атаку. Но это же не значит, что я не фулл-бэк. Вот взять, например, Гарета Бэйла, которого я обожаю. Он фулл-бэк в бразильском смысле этого понятия, он действует по той же схеме. В Европе его наигрывают как вингера, но в моей команде он бы всегда был фулл-бэком. Люди боятся и используют фулл-бэков как вингеров. Они думают, что так игроки будут больше атаковать, но зачастую они атакуют все реже и хуже. Так было с Роберто Карлосом: в роли вингера он был менее эффективен, ему надо начинать свой забег раньше. Бэйл более мастеровит и хорош в качестве вингера, но в «Барселоне» он бы играл фулл-бэка.

Об умении обороняться:

– Люди автоматически думают, что раз ты атакуешь, значит, не можешь защищаться. Это не так. Чего мы не можем делать, так это играть в 11 человек у собственной штрафной. Обороняться? Против кого обороняться? Нельзя «обороняться», в обычном понимании этого слова, против команды, которая тебя не атакует. А мы обороняемся, ликвидируя их атаки. В игре с «Мадридом» я редко атаковал, потому что они хороши в контратаках. Нам нужен был контроль мяча, в противном случае, они бы нас укатали. И если меня просят обороняться, мне трудно, ведь я люблю атаковать, но буду делать то, о чем меня просят.

О способе победы:

– Мы возвращаемся к истокам футбола. Сейчас все изменилось – важно только победить, не важно, каким способом. А если не можешь, то ты ничтожество. Для меня это не футбол. В юности я хотел выиграть, но играл потому, что это было весело. И наш подход к игре близок к этому. Удовольствие. Я люблю футбол, обожаю его. Мы обязаны радовать своих болельщиков.

О трансферной политике «Барселоны»:

– Поскольку мое понимание футбола было близким к философии «Барселоны», мне было легко сюда переехать. По этой же причине «Барселона» меня подписала – они знали, что я впишусь. В их игре главное – это пас, техника, комбинирование и атака. «Барса» всегда приобретает тех футболистов, которые разделяют такой подход и обладают нужными характеристиками. В «Барсе» никогда не говорят: «О, вот этого люди постоянно обсуждают, давайте купим его». Нет. Посмотрите на Алексиса Санчеса. Он великолепен, но он не был таким уж раскрученным. Но «Барса» отдала за него кучу денег, поскольку знала, что он ей сможет дать.

О философии «Барселоны»:

– Самое сложное в «Барселоне» – не стиль ее игры, а понимание игры. С тактической точки зрения под руководством Пепа я стал умнее и научился отслеживать самые простые вещи, которые, на самом деле, даются труднее всего. Ключ ко всему – это прессинг, и первым начинает прессинг наш лучший футболист Лео Месси. Это точка отсчета для всей философии. Раньше я и не подозревал, что команда может прессинговать так, как это делаем мы – с первой до последней минуты, постоянно получая мяч на чужой половине поля. Секрет успеха Пепа в том, что он заставил футболистов поверить в это.

О возможном переезде в Англию:

– Не думаю, что мне было бы сложнее в Англии. Я такой игрок, который легко адаптируется к окружающей среде, поэтому не думаю, что мне было бы трудно прижиться в премьер лиге. Может быть, защищаться пришлось бы несколько чаще, чем атаковать, но как здесь я научился быть фулл-бэком и принял здешнюю философию, так бы поступил и там. И попытался бы изменить концепцию о том, что фулл-бэки должны только обороняться.

О матче с «Манчестер Юнайтед»:

– Перед финалом Лиги чемпионов на «Уэмбли» Гвардиола попросил только об одной вещи – атаковать. Это единственный способ добиться победы, особенно против физически сильных команд, умеющих смертельно контратаковать. Им нельзя отдавать мяч, а если они его получили, нужно немедленно отобрать. Моментально. После финала Видич поздравил нас и сказал, что у нас потрясающая команда. И когда слышишь такое от людей, которые по-настоящему знают футбол, и насколько трудно быть футболистом, вот тогда это значимо. Люди порой нападают на тебя, а ты думаешь «да ты же ни черта не знаешь». Когда я сижу на диване, то я лучший игрок мира, но чтобы им стать, надо выходить на поле и играть. Поэтому слова Видича значили для меня многое.

Об оценке со стороны:

– Хотел бы я стать арбитром? Нет! Люди и так меня не любят, еще не хватало, чтобы я стал судьей. Конечно, раздражает, что некоторые постоянно ищут в тебе недостатки или сомневаются в закономерности твоего успеха, но так они всего лишь выражают собственную закомплексованность. Это такой способ перетянуть на себя внимание. И вместо того, чтобы самим показать себя с лучшей стороны, они предпочитают облить в грязи тебя.

О страхе:

– Люди думают, что футболисты просто дурью маются в компании своих приятелей. Если победили, отлично. Если нет, да тоже не страшно. Ни в коем случае. Нет. У тебя есть обязанности и ответственность. Я играю уже достаточно давно, чтобы справляться с давлением, но бывают моменты, когда эмоции выходят на первый план. Страх поражения делает тебя лучше. Большие команды и звездные игроки тоже порой боятся. Но нельзя испытывать страх перед игрой.

О полуфинале с «Челси»:

– Самый тяжелый матч, в котором мы играли, без сомнения. Говорят, что «Челси» выиграл бы, если бы не судья, но мы-то что можем по этому поводу сделать? Мне кажется, что «Челси» тогда не дошел до финала из-за страха. Команда, у которой было на одного игрока больше, в родных стенах при счете 1:0 должна была атаковать нас. «Челси» не хватило духу сделать шаг вперед. Вместо этого, они отступили назад и поплатились за это. Когда мы увидели, что они не атакуют нас, то осознали, что они отказались от игры. Им хватало 1:0, но они забыли, что при 1:1 проходим мы. И все, что они делали – просто избавлялись от мяча. Они отдали нам мяч, а самое худшее, что можно сделать при встрече с «Барселоной», это отдать ей мяч.

Оригинал статьи