5 мин.

Кёниг: «Это была ужасная игра»

11 октября 2008 года Австрия старалась квалифицироваться на Чемпионат Мира 2010 года, главным тренером тогда был Карел Брюкнер. Ветер тогда не щадил не только его роскошную шевелюру. На воротах в той команде стоял Александр Маннингер, на позиции "шестого номера" выступал Пауль Шарнер, а нападающий Джимми Хоффер старался голами облегчить задачу Австрии. В конце матча на табло можно было увидеть 1:1. Фареры справились с Австрией. Единственный "плюс" в этом для австрийского болельщика - видеть всё это он не мог.  

Партнёр по договору австрийского телеканала ORF не успел вовремя доставить важное оборудование, так что пришлось возвращаться к корням: неподвижная картинка и комментатор Томас Кёниг, которому пришлось комментировать матч как будто по радио. Хорошая причина для того, чтобы поговорить о том комментарии без изображения, его начале работы комментатором, критике и национальной сборной.

"Из-за ошибки партнёра телеканал ORF не может передать изображение из Торсхавна! Мы будем держать вас в курсе событий в режиме радиорепортажа". Такая надпись светилась на экране телевизоров в последнем выездном матче против Фарер. Тогда вы были комментатором. Это незабываемо?

Thomas König: Да, точно. Мы тогда все очень старались, телефонная линия даже раскалилась. Мы не знали, пришла уже техника или нет. И что мы будем делать в случае, если она не придёт? Я не имел ни малейшего представления, есть ли картинка или нет. Ганс Хубер ( тогдашний спортшеф) тогда сказал мне: "Стоп-кадр вернулся и ты делаешь радиорепортаж." 

Что вы подумали перед началом передачи? Радиорепортаж сильно отличается от комментария игры по телевидению.

Я пришёл непосредственно с радио, где я комментировал множество футбольных и хоккейных репортажей и провёл на радио много времени. Там можно говорить пять минут без перерыва. Но на тот момент времени я уже долго был на телевидении. Мне нужно было перестраиваться, прояснять некоторые детали. Что не изменилось - вид спорта и содержание - и это я должен был передать. Но когда ничего не видно, нужно комментировать матч так, как это делают итальянцы. Где каждое движение, каждый забег, каждый контакт с мячом - всё это нужно комментировать. Когда комментируешь так, как немцы, большое значение имеет картинка. Потом, при пересмотре этого матча, я ловил себя на мысли: если ты не видел это вживую, ты многое пропустил (улыбается).

Что произошло после репортажа?

Спортшеф Ганс Хубер должен был найти выход из этого затруднительного положения. У нас были обязательства по договору, мы должны были показать эту игру, так что мы получили плёнку на месте и на следующий же день показали матч - с комментариями Герберта Прохазки и мной.

Матч закончился 1:1 - то, что в тот день не было картинки, в результате оказалось не такой большой проблемой.

... в той игре было очень мало опасных моментов, к тому же у местной публики оказался весьма скверный нрав. Мы с трудом создавали шансы, Фареры тоже - кто бы сомневался - мало на что наиграли. Когда я возвращаюсь мыслями к тому дню, могу сказать, что это был ужасный матч. Та игра, когда, будь всё в порядке с изображением, говорить было бы почти нечего. С другой стороны я не мог, как это обычно делают на радио, просто включить музыку. Пришлось смириться.

Судья с трудом успел вовремя к игре. Матч был под угрозой отмены. Торсхавн не стоил путешествия туда?

Задним числом можно сказать, что это был интересный новый опыт и, к тому же, неплохая заработная плата. Но всё же - маленький стадион, сильный ветер, всё это - где-то в Северной Атлантике - в общем и целом это не было очень уж здорово.

Пойдём дальше: выездные игры, в том числе и матч против Швеции, показывают по ATV. Несмотря на это, вы их видели?

Да, конечно.

Анализировали работу конкурентов?

Я смотрел на всё в общем, но, может быть, подсознательно думал: "это они делают здорово, это - не очень". Каждый делает свою работу. Я бы никогда не стал критиковать своих коллег.

Как смотрит комментатор футбольный матч, который он не комментирует?

Можно позволить себе такую небольшую роскошь, как не смотреть матч с полной концентрацией. Можно обратить больше внимания на тактику, не надо постоянно держать в поле зрения мяч и игроков противника, можно прочувствовать течение игры. Можно смотреть на игру более глубоко.

Что вы можете сказать о самой игре?

Первый тайм был очень сильным. Он был именно таким, как я надеялся он будет. Мы сильно зависели от того, в какой форме наши звёзды подойдут к матчу. Начало было многообещающим, команда показала много интересного. Во втором тайме мы, может быть, слишком переборщили с желанием забить решающий гол, но так обычно и бывает в таких матчах. Шведы стали играть лучше, они уже не думали об одном очке и пошли на риск. Для них был только пан или пропал, шведам нужен был гол. Мы не допустили большого числа ошибок, но Ибрагимовичу хватило всего двух действий для победы.

Чувствовали патриотизм?

Конечно! Радость от забитого Австрией мяча была колоссальной. Я даже закричал от радости в своей квартире. Все хотели увидеть победы сборной, хотели увидеть её на Чемпионате Мира. Когда я думаю о том, что мог бы комментировать сборную на Чемпионате Мира, это было бы совершенно особенным опытом, высшей точкой моей карьеры.