4 мин.

Страх Анелька перед одиннадцатиметровым

Наверное, кто-то уже заметил, что в этом плей-офф Лиги чемпионов дело еще ни разу не доходило до послематчевых пенальти. Такое довольно редко случается, да и сейчас еще остался шанс – финал. Я сам не люблю, когда пенальти бьют в финале – это, конечно, тоже полноценная часть игры, но все-таки не такая живая, как сама игра, более искусственная и зарегулированная. Впрочем, тренерам финалистов, понятное дело, на мое мнение плевать, и к серии пенальти в решающем матче им приходится готовиться более тщательно, чем обычно. Все-таки на кону трофей. Так вот, у финала в Москве – того самого, когда Терри поскользнулся, а ван дер Сар взял удар Анелька – есть своя история.

Перед финалом тренер «Челси» Авраам Грант заказал одно исследование человеку по имени Игнасио Паласиос Уэрта – математику из Страны басков, который учился в Чикагском университете и с 1995 года вел статистическую базу одиннадцатиметровых ударов в футбольных матчах на высшем уровне: в национальных чемпионатах, еврокубках и играх сборных.

(Здесь я просто обязан сделать лирическое отступление и сказать, что невероятно завидую человеку, который потратил 8 лет на подготовку научной работы про то, как бьют пенальти – завидую не из-за конкретной темы, а из-за возможности выбирать область приложения своих навыков. Я хорошо помню, как завкафедрой ландшафтоведения геофака МГУ позеленел от ярости, услышав, что я собираюсь сделать маленький шажок на территорию биологии и изучать повадки горных баранов чуть подробнее, чем это положено географу. Представляю цвет его лица, если бы он услышал что-то про футбол – скажем, про особенности укладки полей в разных ландшафтах.)

Так вот, у Гранта и Уэрты нашелся общий знакомый, посоветовавший первому связаться со вторым; в итоге Уэрта подготовил статистический отчет с четырьмя выводами.

1. Вратарь «МЮ» Эдвин ван дер Сар предпочитает прыгать под рабочую ногу бьющего – то есть вправо от себя, если бьет правша, и наоборот.

2. Ван дер Сар чаще отражает пенальти, если мяч летит на высоте 1-1,5 метра. Удары верхом или низом он берет намного реже.

3. Если Криштиану Роналду притормаживает во время разбега, то, как правило, бьет в правый угол ворот. Впрочем, если голкипер дергается в момент торможения, то Роналду бьет «по движению» – и, согласно статистике, всегда забивает в таких случаях.

4. Команда, которая начинает серию, выигрывает в 60 процентах случаев – так что в случае благоприятного жребия надо выбирать первый удар.

Уэрта отправил отчет Гранту, но не знал, собирается ли тренер использовать эти данные во время серии пенальти. Как показала практика – собирался: правша Баллак забил первый пенальти в левый верхний от ван дер Сара угол, правша Беллетти – в левый нижний. Криштиану Роналду притормозил перед ударом и, поскольку Чех не дернулся, пробил в правый угол – и не забил. Затем правша Лэмпард забил в левый угол, а левша Эшли Коул пробил туда же слишком хорошо – и потому ван дер Сар, в этот раз прыгнувший, как и предсказывал Уэрта, влево, не достал мяч. Терри и Калу тоже пробили в левый угол, и первый из этих ударов не стал победным лишь из-за влажного газона «Лужников».

Все испортил Николя Анелька – футболист удивительной судьбы. Дима Долгих как-то подсчитывал его голы в разных чемпионатах, а Миша Калашников писал про брата-агента; я же обещаю как-нибудь рассказать про особенности адаптации Анелька – и про то, как одноклубники выкидывали его вещи из шкафчика в раздевалке «Реала». Итак, Анелька бил седьмым. Предыдущие шесть ударов «Челси», напомню, влетели в левый от ван дер Сара угол, и стратегия Уэрты предписывала правше Анелька сделать то же самое. То ли он забыл про указания, то ли просто испугался, но пробил в правый угол и на удобной высоте для вратаря. «Манчестер Юнайтед» выиграл Лигу чемпионов.

Об отчете Игнасио Уэрты стало известно, само собой, уже после финала. Какого-то особенного значения в футбольных кругах ему не придали – в конце концов, он не помог «Челси» победить (в отличие от записки Андреаса Кепке, благодаря которой Йенс Леманн справился с ударами аргентинцев в четвертьфинале ЧМ-2006). Большинство специалистов все равно продолжает считать, что в самые ответственные моменты решающее значение играет не статистика, а интуиция – пусть даже как производная от мастерства, опыта и знаний. Я и сам, находясь под несомненным впечатлением от этой истории, не могу не вспомнить, что сразу после удара Анелька редактор Sports.ru Денис Романцов повернул ко мне свой ноутбук, где десятью секундами ранее в чат онлайна финала Лиги чемпионов ушло сообщение: «А сейчас отожжет Эдвин».