10 мин.

Золотой гол

 Вброс аута недалеко от центральной лини поля - шанс для любого игрока, чтобы перевести дух, расслабиться, сделать глубокий вдох в течение нескольких секунд прежде, чем мяч снова начнёт игру в пинбол на Хэмпден парк. Восемь минут прошло с начала финала Лиги Чемпионов 2002 года, ничего значимого не произошло, за исключением оставленного в одиночестве Карстеном Рамеловым Зинедина Зидана. "Реал Мадрид" и "Байер" все ещё в стадии знакомства друг с другом, немного неуверенные в своих силах, не желая ошибиться первыми. Тем временем мяч выходит в аут, темп замедляется, интенсивность снижается. Леверкузен, подошедший к матчу в роли явного аутсайдера, расслабляется.

Плохое решение. Первоклассный нападающий затаился, выжидая, когда его опекуны утратят бдительность и концентрацию. Роберто Карлос вбрасывает мяч и восемь секунд спустя он уже трепыхается в сетке ворот после удара Рауля. Если физически забить гол занимает всего несколько секунд, то ментально процесс начинается на несколько секунд раньше. Великие бомбардиры отличаются сверхприродным чутьём - где и когда открыться, в их голове анализируются несколько сценариев и правильная мысль позволяет им выбрать единственно верный вариант. Леверкузен сбросил перчатки, не понимая этого, и Рауль нанёс удар в челюсть ещё до того как немцы обдумывали свой ход.

Отчасти, это был типичный гол Рауля, удивительная смесь проницательной ловкости и яркой небрежности, который позже был поглощен обалденным победным ударом с лёта Зинедина Зидана. Каждый помнит гол Зидана (у меня есть миниатюрная фигурка этого удара на столе) и требуется зайти на Youtube, чтобы вспомнить важную роль Рауля в девятой победе "Реал Мадрид" в Лиге Чемпионов, которая приблизила La Décima.

Роберто Карлос, исполняющий роль Рори Дэлапа, сумел добавить немного бразильской самбы в это повседневное и легко забывающееся действие, как аут, в самом начале половины "Байера". Он заметил рывок Рауля за спину Лусио и взяв короткий разбег, бросил мяч как раскалённый метеор, летящий в космосе. Это был Рауль в самом лучшем виде, коварный и всегда заряженный, ускользающий из объятий Лусио благодаря футбольному интеллекту. Его резкое движение позволило оторваться от одного из самых жёстких защитников десятилетия.

Понимая, что Рауль ускользнул от него, Лусио атаковал его в открытую, но эта доля секунды, в течение которой он потерял Рауля, означала лишь одно - слишком поздно. Он был больше и сильнее и месяцем позже поднимет Кубок мира над головой, но сейчас он только первый раз пошёл в школу. Рауль ударил впервые в матче и даже в этом было нечто победоносное - то, как мяч прокатился мимо опешившего Ханса-Йорга Бутта со скоростью грузовика, которым управляет Ганс Молеман, перевозящий дом-музей Эдгара Аллана По по оживлённой дороге. Бутт среагировал так быстро, как мужчина, наклонившийся подобрать восхитительного котёнка, будто бы введённый в ложное чувство безопасности обманчивой простотой удара, и мяч прокатился мимо него в дальний угол. 

Оборонительный промах со стороны "Байера", но они едва ли были первой или последней командой, проигравшей скорости и мысли Рауля, его решением пробить сразу же, застигнув Бутта врасплох. Это был Рауль - умница, искусный нападающий, не позволяя эстетике увести его от простого решения выиграть матч. На долгие годы он был лицом самой аристократической команды в мире, но он никогда не был тем, кто отворачивался от возможности забить гол. 

Рауль занимался этим долгие годы. Это был его 34-й из 71 гола в Лиге Чемпионов и его второй в финале. Первый был забит в победном финале против "Валенсии" двумя годами раньше. И только недавно главного бомбардира в истории Лиги Чемпионов опередили сначала Лионель Месси, а затем и Криштиану Роналду.

Его история началась в матче против "Ференцвароша" 20 лет назад, Рауль побаловал хет-триком безумно влюблённую публику "Бернабеу" в своей третьей игре в Лиге Чемпионов, очаровав Мадридистов, которые уже восхищались юношей, попавшего в молодёжную систему клуба, уйдя из школы "Атлетико" в 1992 году. Честь и хвала боссу "Атлетико", Хесусу Хилю, предложившему эту идею, которая в менее снисходительном обществе могла бы отправить его на ракете к раскалённому солнцу.

"Атлетико" должно быть чувствовал себя ужасно 18 октября 1995 года. Рауль ворвался в первую команду во время своего предыдущего сезона под руководством Хорхе Вальдано, призвавшего Рауля на смену Эмилио Бутрагеньо и сыгравшего свою роль в в завоевании Ла Лиги, впервые с 1990 года.

Мадрид доминировал в Кубке Европы в самом начале его основания, но не выигрывал его с 1966 года. Уже была создана Лига Чемпионов, о чём говорила надпись на Кубке и выгравированы имена новых чемпионов, но "Реал" даже не приблизился к победе. И теперь они вернулись, попав в группу с "Грассхопперсом", "Ференцварошом" и прошлогодним победителем амстердамским "Аяксом" Луи Ван Галя, который поставил "Реал" на место в матче открытия благодаря единственному голу Марка Овремарса.

Аякс был превосходен. И хотя им не удалось повторить успех, проиграв финал "Ювентусу" по пенальти, им не за что было краснеть, особенно учитывая силу того "Ювентуса". "Аякс" в том розыгрыше продемонстрировал одно из лучших выступлений в Лиге Чемпионов, обыграв "Реал" на "Сантьяго Бернабеу" 2:0 благодаря голам Яри Литманена и Патрика Клюйверта.    

Команда Ван Галя с лёгкостью выиграла группу. Мадрид занял второе место с шестью очками и проиграл в 1/4 финала туринскому "Ювентусу" в тяжёлом противостоянии. Гол Рауля в первом матче подарил победу "Реалу", но вдохновенная игра Алессандро Дель Пьеро в Турине вывела "Ювентус" дальше. Мадрид развивался, блеск и экстравагантность эры Флорентино Переса пришли несколько позже. После длинного пути с вершин европейского футбола, белые футболки вызывали больше уважение, чем страх и преклонение. Серия А была сильнейшим чемпионатом Европы с большим отрывом, а "Ювентус" был невероятно сложным соперником. Впрочем наступало время Мадрида. Они отомстили, обыграв "Ювентус" в финале два года спустя, когда изящный удар Предрага Миятовича снял проклятие и позволил "Реалу" доминировать на протяжении следующих лет, выиграв Лигу Чемпионов трижды за пять лет. Рауль и Роберто Карлос выходили в стартовом составе всех трёх финалов. 

Возваращясь к разгрому "Ференцвароша", Рауль не забивал в первых двух матчах, поражение от "Аякса" (0:1) и победа над "Грассхопперсом" (2:0) благодаря дублю Ивана Саморано. Впрочем, его третий матч очаровал.

Когда "Реал" получил право на угловой с левой стороны поля на 24-й минуте, Рауль забил и его гол напомнил победный Оле Гуннара Сульшера в финале 1999 года против "Баварии". Мичел подал по направлению к ближней штанге, Саморано переправил головой во вратарскую и Рауль внёс мяч головой в ворота. В нужном месте, в нужное время. Это удивительно, как часто он знал где нужно находиться и где не надо ничего делать, где он вносит свой вклад в победу, чёрт Вас подери! Где он ... поджидает. Где он? О, да он забивает. Рауль был способен появляться в том месте, где никого не было, тихо, незаметно, скрытно, как кот, передвигающийся незамеченным по дому и находящий тёплое уютное место для дневного сна. Это дар, которым владеют немногие.  

"Бернабеу" вскочил. Юноша открыл счёт в матче и минутой позже снова забил с помощью Саморано. Он сделал касание и небрежно отправил мяч в левый угол левой ногой.

Что приходит в голову, глядя на его голы - это то, что в них нет никакой рефлексии или озабоченности в отношении того, как они забиты. Никогда не было впечатления, что ему слишком сложно и трудно.

Роджер Федерер потратил большую часть своей карьеры, доказывая, что хорошо подавать может тот, кто не обладает хорошей подачей. Ему не нужно было подавать мяч со всей силы, он выбирал точку, заставляя оппонента гадать и доверялся точности. Только Новак Джокович, лучший принимающий в теннисе, тренировался чтобы принимать подачу Федерера. 

У Рауля было это качество. Он был субтильным. Впрочем, в то же время, он не сильно беспокоился о красоте. Для игрока, который обладал такой техникой, это иногда казалось странным, что красота находится столь низко в списке его приоритетов. Он был целеустремлён и забивал голы с кровожадностью, постоянством и желанием, хотя изумительная свеча в ворота "Реал Сосьедада" демонстрирует его индивидуальную гениальность в рамках его способностей. Его заботила только победа и он пользовался старым клише о голах, приносящих победу. Он был лучшим бомбардиром "Реал Мадрид" (323 гола) до недавнего времени. 

Самые лушие нападающие по своей природе эгоистичны и это единственная проблема - когда их однобокое мышление мешает команде. Мадрид получал выгоду от этой жадности. Он был неустанно продуктивен. Если провести сравнение, то у Роналду один трофей на каждые 81 голов, забитые за "Реал Мадрид", у Рауля 1 трофей приходится на его 36 голов.

Его никогда не выбирали лучшим в мире. Ближе всего к успеху он был в 2001 году, когда занял третье место после Луиша Фигу и Дэвида Бэкхема. Он не был самым быстрым или самым сильным. Другие были более умелыми или яркими и изысканными. Некоторые сомневались, что он сможет добраться до вершины и он часто чувствовал себя польщённым и обманутым за сборную Испании. Его лучший гол за Испанию - великолепный удар с лёта против Нигерии на ЧМ-1998, но поражение не позволило выйти из группы. На Евро-2000 он забил потрясающий гол Словении, но промахнулся с одиннадцатиметровой отметки в 1/4 финала против Франции. Он был травмирован, когда Испания проиграла Южной Кореи по пенальти на ЧМ-2002. Он был лучшим бомбардиром с 44 голами пока Давид Вилья не обошёл его, его не взяли на Евро-2008, когда многолетняя "чёрная лошадка" превратилась в победоносную машину. 

Впрочем, он всегда оставался даже, когда новый Галактикос приходил во время первого пришествия Флорентино Переса. Наставники ценили его, а что им оставалось делать, тренеры соперника боялись его. Сэр Алекс Фергюсон сказал, что Рауль самый лучший игрок мира после того, как он дважды забил Фабьену Бартезу на "Сантьяго Бернабеу" в 2003 году. Когда Рауль покинул "Реал" в 2010 году, Фергюсон пытался подписать его.

Рауль был разносторонним игроком. Он мог играть роль атакующего из глубины и, как созидатель, связывать игру, временами он был частью полного взаимопонимания с Фернандо Морьентесом, но иногда он был нечто среднее между "девяткой" и "десяткой". Он выступал в разных ролях в разных ситуациях. Он мог быть лисой в ящике, способной вылезти из него.

Для некоторых нападающих, которые делают представление из забивания голов, это выглядит как попытка удержать лобстера с помощью палочек для еды. Рауль делал всё просто. Эффективность - ключ к успеху. Он мог быть Гердом Мюллером штрафной площадки, всё зависело от ситуации. Если он делал подсечку или обводил голкипера значит - это был самый простой способ забить гол. 

После 25 минут игры с "Ференцварошем" Рауль был на пути к хет-трику. Возможность представилась девятью минутами позже. Излучая уверенность, он решил исполнить черпачок внешней стороной левой стопы, дерзкий, самоуверенный трюк, оскорбление и элегантная демонстрация гения в то же время, но попал в перекладину. Саморано кивком головы добавил мяч в сетку. Рауль продолжал. Он создал второй гол Саморано на 47-й минуте кроссом справа и гол, который ждал весь "Бернабеу", пришёл за шесть минут до конца матча.

Когда "Бавария" победила "Боруссию" Дортмунд в прошлом месяце, Томас Мюллер был незаметен 25 минут. 10 минут спустя он сделал дубль. Было бы интересно знать, если бы современный футбольный великий исследователь изучил его игру исходя из игры Рауля.

Луис Энрике бежит влево. Рауля нет в кадре. Он поворачивается в одну сторону. Рауля нет в кадре. Он поворачивается в другую сторону. Рауля нет в кадре. Он шагает. Рауля нет в кадре. Мяч на дальней штанге. Рауля нет в кадре. Мяч переправляется назад в середину. До сих пор нет Рауля. Но потом он летит обратно и ... вот он. Небольшое ускорение и его опекун глотает пыль. Рауль группируется и наносит удар левой под вратарём. Он проявляет себя, он забивает, он безжалостен. Сначала удар, вопросы после, мадридский Рейлан Гивенс.

Даже тогда его реакция на хет-трик в возрасте 18 лет была довольно спокойной. Сначала это было лишь намёком на улыбку. Не удивляйтесь. Наслаждайтесь мной, я буду делать это регулярно. Спустя 20 лет Рауль остаётся самым молодым автором хет-трика в матчах Лиги Чемпионов.

Конечно, это было не такое запоминающееся событие, как у молодого Уэйна Руни, оформившего хет-трик в своём дебютном матче Лиги Чемпионов против "Фенербахче". На самом деле это было довольно заурядно. Тем не менее отсутствие суеты характерно для Рауля. Его роман с Лигой Чемпионов только начинался. 

Перевод статьи Jacob Steinberg

Источник