16 мин.

«После серии пенальти 10:9 хочется одного: чтобы унесли в раздевалку». Чемпионы Европы – о славе, характере и шампанском

В студии «Радио Зенит» – два молодых льва из сборной России, завоевавшей золото юношеского чемпионата Европы. Зенитовцы Алексей Гасилин и Джамалдин Ходжаниязов рассказали Игорю Евдокимову, как забивали голы на первенстве Старого Света, что чувствуют юные футболисты во время серии пенальти, чем победители поливали друг друга вместо шампанского и кто вдохновляет современную молодежь.

 

Гаси и Ходжи

Игорь Евдокимов: С чего начинался ваш путь в футболе?

Алексей Гасилин: Конечно, со двора, как и у всех. Я возился с мячом, отец это видел и решил отдать меня в футбол. Попал в весенний набор школы «Смена», нынешней Академии. А в этом году на зимних сборах меня порекомендовали в дубль; думаю, я сумел себя проявить и, надеюсь, закрепился в команде.

Джамалдин Ходжаниязов: Мой отец – в прошлом футболист, в советские времена он некоторое время играл на профессиональном уровне. С ним я постоянно ходил на стадионы, смотрел, как все происходит. Футбол мне всегда нравился. В один прекрасный день дедушка купил мне кожаный мяч, с этого и началось.

И.Е.: Прямо настоящий кожаный мяч?

Д.Х.: Да. Правда, я потерял его в этот же день (смеется). Нехорошие люди забрали.

И.Е.: Ну раз из настоящей кожи мяч, конечно! А во сколько лет вы оказались в тольяттинской «Академии»?

Д.Х.: Года четыре назад. После всеобщего просмотра, где было человек 50, оставили четверых, а на сбор с командой вызвали только двоих. По итогам сбора нас оставили, но второго парня потом все равно отправили домой из-за проблем с сердцем. В итоге я остался один. Четыре года играл в «Академии», а этой зимой попал в «Зенит».

И.Е.: Насколько я помню, в сборной вы не одновременно оказались?

Д.Х.: Примерно в одно и то же время, это было где-то полтора-два года назад.

И.Е.: Алексея Гасилина многие из нас увидели сразу на сборах «Зенита». Было известно, что состав на товарищеский матч с БАТЭ будет экспериментальным, но все же никто не думал, что может с первых минут появиться настолько юный футболист. Было много эмоций, особенно когда вы вырезали пасы на Бухарова, а он не забивал. Расскажите, как вышло с приглашением на сборы основной команды и попаданием в заявку на товарищеский матч?

А.Г.: Сначала я приехал с дублем. Мы проводили спарринги с основным составом, и после одного из них мне сказали: останешься на два дня с основой, будешь играть против БАТЭ. Для меня это было большим событием, и я, конечно, был в шоке. Совсем недавно попал в молодежку, месяц потренировался на сборах – и получил шанс в основе. Я обрадовался, постарался показать свои лучшие качества. Мне кажется, получилось.

И.Е.: По-моему, да, и это заметили многие. А с Лучано Спаллетти вы пообщаться успели? Говорил ли он вам что-нибудь?

А.Г.: Он сказал – не волнуйся, играй в свою игру и иди вперед.

И.Е.: Насколько мне известно, Спаллетти просит ограждать молодых игроков от интервью и всевозможных разговоров.

А.Г.: Да, и это, наверное, правильно. Чтобы не зазнавались, а просто работали и шли к своей цели. 

И.Е.: Есть ли у вас кумиры? Хотели ли вы быть на кого-то похожими? Я помню, московские коллеги восхитились, когда Джамалдин сказал, что его кумир детства – вообще-то Кайзер Франц.

Д.Х.: Сказал такое, было дело.

И.Е.: Когда же вы успели его увидеть? В записях?

Д.Х.: Да, в записях. Он очень техничный защитник, идеал для того времени. Но со временем, сами понимаете, идеология, стандарты футбола меняются.

И.Е.: Перейдем к нашей главной теме – юношескому чемпионату Европы. Когда стало известно, что вы поедете на турнир, будете в заявке?

А.Г.: Нас вызвали на сбор в Австрию – 23 человека. В итоге пятерых отсеяли, но, к счастью, мы с Джамалом остались. В итоге стали чемпионами Европы.

И.Е.: Расскажите, как проходил чемпионат, какая была организация? Многие жалуются, что юношеские турниры неважно организованы.

Д.Х.: Не знаю, как там у основных сборных, но по нашим меркам, организация была на высшем уровне. И поля, и условия проживания были хорошие.

И.Е.: Давайте тогда вспомним все в хронологическом порядке. Начиналось все с отличного матча против Украины (3:0). Джамалдин тогда забил шикарный гол со штрафного. Что особенного было в этом матче, как удалась такая уверенная победа?

Д.Х.: На самом деле, первый тайм получился очень сложным. Просто, мне кажется, тренер Украины не угадал с заменами, это и повлекло такие последствия. Вообще это очень организованная команда, мы с ними встречались буквально два-три месяца назад, и борьба была очень упорной. Но я бы не сказал, что победа с крупным счетом – это случайность. Во втором тайме мы заслужили эту победу; играли достаточно хорошо, и наш тренер сделал замены, которые помогли команде. Ребята, игравшие в первом тайме, выложились полностью; после перерыва на поле вышли свежие игроки с новыми силами.

И.Е.: Алексей, вы в том матче вышли как раз с первых минут. Я заметил, что Дмитрий Хомуха часто меняет именно атакующих игроков; для чего это делается, чтобы поддержать свежесть в атаке? Он не объяснял вам?

А.Г.: Наверное, для этого. Кроме того, защитники привыкают к игре нападающих, и нужно вносить коррективы, чтобы взломать оборону. Это он и делал: менял нападающих, и это приносило свои плоды.

И.Е.: Далее пошли немного другие матчи с иными результатами. Насколько я знаю, очень непростой была игра с Хорватией.

Д.Х.: Перед матчем нас настраивали, что игра будет именно такой. Хорваты – очень боевая команда, любят идти в столкновения, и мы не должны были проигрывать единоборства.

И.Е.: Два ничейных исхода с Хорватией и Италией нас вполне устроили, хотя хорватский тренер очень расстроился и чуть ли не обвинил нас в том, что мы договорились с итальянцами. Однако наша сборная играла очень дисциплинированно и добивалась необходимых результатов. Говорил ли Дмитрий Хомуха что-нибудь насчет игровой дисциплины и того, как нужно играть на результат?

Д.Х.: С дисциплиной у нас всегда было все нормально. Дмитрий Иванович следит за этим, как на поле, так и в быту. Что касается матча с Италией, то счет нас устраивал, а итальянцы не стремились атаковать. Может быть, со стороны это смотрелось не слишком красиво; во всяком случае, зрители, заплатившие за билеты, по-моему, евро по 30, были не совсем довольны.

И.Е.: В том матче Алексей открыл счет; очень приятно, что, хоть и не так много голов забила сборная, два из них – на счету зенитовцев. Алексей, расскажите о том эпизоде, как отреагировали, когда на 12-й минуте повели в счете?

А.Г.: Мне последовал пас, а я был в створе ворот и просто сделал свое дело. Довел усилия всей команды до логического завершения. Нам нужен был быстрый гол, чтобы раскрепоститься и играть спокойно. А итальянцы после этого стали бежать, у них появились свободные зоны, и нам стало полегче.

И.Е.: Действительно ли итальянцы – команда высшего класса?

А.Г.: Да нет, они такие же, как и мы. В итоге-то мы стали чемпионами, значит – заслужили, значит, лучше играли и больше хотели. Но команда у них хорошая, есть индивидуально сильные игроки, поэтому два матча с ними и получились настолько сложными.

Гаси

(вопрос слушателя): Поздравляю с победой на юношеском чемпионате Европы! Желаю вам не затеряться и закрепиться в дубле, а потом и в основе «Зенита». Когда, по вашему мнению, это может произойти?

Д.Х.: Часто говорят: это не от меня зависит, как сложится ситуация, так и будет. Но на самом деле, все зависит только от нас, футболистов. От того, как ты будешь работать над собой, от того, будешь ли ты посвящать футболу всего себя без остатка. Так что вопрос только во времени. Главный тренер основного состава следит за молодежной командой, и, думаю, в скором времени ребята, пусть и ненадолго, но начнут перебираться в основу.

А.Г.: Согласен, надо работать, быть лучшим, и тогда, конечно, тебе дадут шанс. Главное – работать, выкладываться  на сто процентов на тренировках. Тогда во время официальных игр или на тренировках тебя заметят и дадут шанс.

И.Е.: Заканчивая обсуждение чемпионата Европы, хочется немного поговорить о полуфинальном матче со шведами. Как вышло, что основное время закончилось со счетом 0:0? Ведь было довольно много моментов, почему же не удалось забить? 

А.Г.: Все волновались. Игра шла до первой ошибки, и все боялись ее допустить, ведь на кону была путевка в финал. Трудно было психологически, потому что боялись совершить эту роковую ошибку. У нас были моменты, потом у шведов удалили игрока, и мы почти тайм играли в большинстве. Но не смогли реализовать свои возможности и довели дело до серии пенальти. Слава Богу, удача нам улыбнулась, и мы вышли в финал.

И.Е.: Когда серия пенальти заканчивается со счетом 10:9 – остаются еще какие-то силы, или хочется уползти в раздевалку и несколько часов просто пролежать, ничего не делая?

Д.Х.: Хочется, чтобы в раздевалку унесли (смеется). На самом деле, эмоционально было очень трудно. Особенно после того, как пробили основные пять человек, и игра пошла до первого промаха. Чувствовалось волнение, напряжение, переживания болельщиков на трибунах. Это, конечно, непередаваемые ощущения.

И.Е.: Для юношеского чемпионата сделали некоторые послабления: тайм не 45 минут, а  40, нет овертаймов в случае ничьей. Но вот серия пенальти вряд ли помогает укрепить психику молодых игроков. Ведь это лотерея, и если у противника хороший вратарь, то может быть все что угодно. Например, вы, Алексей, когда били пенальти итальянцам, все сделали правильно, но их голкипер отразил удар. Что почувствовали в тот момент?

А.Г.: Не самые приятные ощущения. Но их тоже нужно испытать, через такое надо пройти, потому это футбол и всякое бывает. Со шведами забил, с итальянцами не получилось. Но ничего, пройду этот путь. Все нормально.

И.Е.: По поводу штрафных ударов: за Джамалдином закрепляется репутация штатного исполнителя стандартов. Наверняка, до сих пор звонят и шлют смс по поводу мяча в ворота украинцев…

Д.Х.: На самом деле, в  том штрафном нет ничего особенного.  Мяч был почти на линии штрафной площади,  вратарь стоял в другом углу. Так что оставалось только перекинуть мяч через стенку в ворота, и это не составило труда.

(вопрос слушателя): Джамалдин, в концовке матча с итальянцами был похожий штрафной, и тренер вроде бы кричал: «Джамал, Джамал». Почему не пошли бить?

Д.Х.: Много вопросов было по этому поводу. Я, наоборот, побежал бить, а тренер мне закричал: «Джамал, Джамал…пусть бьет Данила!» (смеется) Но этого уже никто не услышал.

(вопрос слушателя): Пенальти в ворота шведов в стиле Антонина Паненки – отработанный прием или импровизация?

Д.Х.: Это была чистая импровизация, хотя до этого я уже пробивал пенальти подобным образом. Например, в финале турнира в Минске против Бельгии в серии пенальти так же исполнил свой удар.

И.Е.: Когда я наблюдал за серией пенальти со шведами, показалось, что ваши соперники очень старались своим видом вывести вас из психологического равновесия. Было ощущение, что психологическая борьба шла до ударов, и даже некоторое время после. Так ли это?

Д.Х.: Так и было на самом деле. Не знаю, как у остальных ребят, но у меня это волнение проходит, когда я подхожу бить пенальти. Вот когда мы все стоим в центральном круге, и пенальти бьют наши партнёры – тогда волнение появляется, а когда подхожу бить с точки сам – оно куда-то пропадает.

А.Г.: Мне кажется, что те, кто стоит в центральном круге, волнуются еще больше, чем те, кто в это время бьет пенальти. Боялись, что кто-то может ошибиться. Но ничего, многие ошибаются, например, я не забил пенальти. Но команда меня поддержала и, слава Богу, мы выиграли этот матч.

(вопрос слушателя): Какая из команд в России вам наиболее симпатична? И какой вам больше нравится стиль игры: силовой, с обилием единоборств, или техничный?

Д.Х.: Мне нравится и тот, и другой стиль игры в футбол. Во втором этапе отборочного цикла на чемпионат Европы мы встречались с португальцами. Они вообще-то довольно техничные футболисты, но оказались совершенно не готовы к силовой игре. При любом касании падали и просили у судьи назначить штрафной, показать желтую карточку.

А.Г.: Я, если честно, за красивый футбол. Мне больше нравятся комбинации, красивые пасы, передачи пяткой. Вот как «Зенит» забил второй гол в ворота «Волги». Прекрасная комбинация, просто гол-шедевр. Я был на стадионе и восхищался этим забитым мячом. Что касается любимой команды в России, то ответ очевиден – это «Зенит». Он навсегда в моем сердце. Один город, один клуб. А если говорить о зарубежных командах, то я симпатизирую мадридскому «Реалу».

Д.Х.: А мне нравится «Бавария». Это целеустремленная команда, которая, несмотря на то, что стала уже чемпионом, на каждый матч настраивается как на решающий.

Ходжи

И.Е.: Дмитрий Хомуха производит очень приятное впечатление. Даже тем, кто с ним лично не знаком, кажется, что это открытый человек.

Д.Х.: Да, абсолютно искренний. Мы не так уж часто общаемся с ним по душам, чаще все-таки по делу. Хотя, если ситуация позволяет, можем поговорить и на отвлеченные от футбола темы.

И.Е.: Хотелось спросить про так называемый петербургский блок. Это понятие, которое было введено в 2004 году некоторыми московскими журналистами, когда в заявку взрослой сборной России попало больше двух зенитовцев одновременно. На юношеском чемпионате Европы иногда в составе сборной на поле было сразу два зенитовских нападающих – Алексей Гасилин и Рамиль Шейдаев. Присутствие партнера по клубу в сборной как-то помогает?

А.Г.: В какой-то степени, конечно, помогает. Атмосфера в сборной очень хорошая, все ребята друг с другом общаются как на футбольном поле, так и в быту. Поэтому и игра дается легче.

И.Е.: Потихоньку переходим к матчам молодежного первенства. Насколько я помню, вы успели по пять матчей сыграть за «Зенит»-м. По сути, все только начинается, хотя у Алексея все идет как у настоящего нападающего – уже два забитых мяча. Сейчас молодежный состав постоянно обновляется, у игроков практически нет времени на раскачку. Как вы себя ощутили, когда пришли в команду, сразу ли на вас стали рассчитывать, как на игроков основного состава?

Д.Х.: Первое время в молодежной команде было тяжеловато. Все-таки по сравнению с турнирами, где я выступал раньше, это совершенно другой уровень. Игра намного быстрее, больше движения. С другой стороны, в 17 лет игрок юношеской сборной Хорватии Ален Халилович, например, провел уже почти 25 матчей за основную команду загребского «Динамо» и даже выходил в играх Лиги чемпионов.

И.Е.: Алексей, а как вам удалось так быстро себя проявить? Все-таки голы, пожалуй, самое главное для нападающего.

А.Г.: Мне предоставили шанс, и я постарался им воспользоваться. Я нападающий и должен забивать голы, что я и делаю.

И.Е.: Юношеская сборная России уже выигрывала в 2006 году чемпионат Европы. Команда тогда была очень интересная, всем игрокам прочили лавры будущих звезд. Но в итоге потом никто на серьезном уровне так и не заиграл, кроме, может быть, Александра Прудникова. Для вас это пример, что не нужно повторять чужих ошибок, или просто молодые игроки от провалов никогда не застрахованы?

Д.Х.: Конечно, никто не застрахован от ошибок. Все зависит от психологии. Как это ни парадоксально, нужно быстрее забыть эту победу и двигаться дальше. Как говорит один мой знакомый: история – это хорошо, но нужно ее забывать и продолжать работать.

А.Г.: Мне кажется, ребята слишком рано почувствовали славу. Джамал абсолютно правильно говорит: нужно побыстрее все забыть и работать, работать и работать.

И.Е.: Это правда. Но вообще-то вряд ли ребятам из нынешней юношеской сборной можно предъявить серьезные претензии с точки зрения отношения к делу. Все отрабатывали в обороне, всего один пропущенный мяч за турнир говорит о многом. Кстати, Джамал, насколько я понимаю, вы же изначально были левым защитником, а потом переквалифицировались в центрального?

Д.Х.: На самом деле изначально я как раз центральный защитник, которого переквалифицировали в левого. Поначалу, когда я только приехал в Академию я играл слева, но потом произошла ротация тренеров, и меня попробовали поставить в центр. Сейчас в молодежке Анатолий Викторович ставит меня то слева, то в центр, в зависимости от ситуации и необходимости.

И.Е.: По ходу всего турнира даже нападающие отрабатывали в обороне. Это была установка тренера или сами на поле решили, что по-другому соперников не сдержать?

А.Г.: Это тренерская установка. Все должны принимать участие в отборе мяча, потому что чем больше игроков, тем меньше вероятность образования свободных зон. Сопернику сложнее будет сделать точный пас в нашу штрафную.

И.Е.: Вопрос, который хотел задать на протяжение всего эфира: было ли шампанское в раздевалке?

А.Г.: Нет, шампанского не было, мы же спортсмены! Была вода. Поливали тем, что под руку попадалось.

Д.Х.: Да мы и не готовились особо к какому-то празднованию. Просто начали танцевать в раздевалке, и тут полились струи газированной воды.

И.Е.: А вот у меня сложилось впечатление, что, например, сборная Италии очень даже готовилась. У них наверняка было и шампанское, и хлопушки.

Д.Х.: Ага, и даже майки специальные с надписью «winners».

И.Е.: Да-да, у многих ведь вообще не было сомнений, что Италия в итоге выиграет. Вот этот характер у нашей сборной откуда? Опять же от тренера?

Д.Х.: Да, тренерский штаб этому уделял большое внимание. В современном футболе без характера никуда, командный дух играет очень важную роль на поле.

И.Е.: Еще одна тема, которую нельзя обойти стороной. Возможно, что уже со следующего сезона у нас будут профессиональные фарм-клубы, как во многих странах Европы. Ваше отношение к этой идее? Чувствуете ли вы себя уже сейчас готовыми выйти на какое-нибудь картофельное поле во второй лиге и показать себя на фоне взрослых мужиков?

А.Г.: Мне кажется, идея хорошая. В Петербурге сейчас только одна команда премьер-лиги. Молодым футболистам нужно где-то получать игровую практику, а во второй лиге выступают опытные игроки, матчи против которых позволят молодежи пробиться выше. По-моему, отличная идея!

Д.Х.: Я согласен. Вторая лига – хорошая ступень для молодых игроков от дубля к основному составу. При этом уровень второй лиги достаточно высок. Достаточно примеров, когда футболиста после выступления там, приглашают в команду премьер-лиги.

И.Е.: Самый яркий пример – Алексей Сапогов, который совсем недавно играл во втором дивизионе, а сейчас считается лидером нижегородской «Волги». Кстати, как по-вашему: с кого из современных российских футболистов, на ваш взгляд, можно взять пример, а с кого, наоборот, не стоит в плане поведения на поле и вне его? Ведь это очень важный вопрос для юного футболиста.

А.Г.: Для меня главный пример – Сергей Семак. Порядочный семьянин, не замечен в каких-то неприятных историях, настоящий профессионал, легенда российского футбола!

Д.Х.: Разговаривал недавно с вратарем нашей сборной Антоном Митрюшкиным. Он рассказывал про Андрея Диканя, с которым они вместе тренировались. Антон говорит, что он очень хороший партнер по команде, достойный человек, настоящий лидер.

И.Е.: Да, кстати, вспоминается реакция многих наших слушателей на неприятное столкновение Диканя с Кержаковым, когда болельщики «Зенита» выражали всяческую поддержку вратарю и желали ему выздоровления, несмотря на всю неприязнь поклонников нашей команды к «Спартаку». А по поводу Семака – очень приятно, что именно такие люди становятся кумирами молодежи.

Д.Х.: Да, и как Алексей уже сказал, самое главное, что Сергей – порядочный человек, примерный семьянин, и дети у него очень хорошие и красивые.

медалька

Фото: Татьяна Сухарева

Митрюшкин и еще 5 героев юношеской сборной России Антон Митрюшкин: «Гимн России надо петь всем и всегда» Дмитрий Хомуха: «Когда молодые жалуются на что-то, я вспоминаю Читу 94-го – без электричества, горячей воды и отопления»