Тер Штеген сам загнал себя в угол
Прагматичный выбор руководства «Барселоны» или авантюризм вперемешку с неблагодарностью от Лапорты?

Пока еще потенциальный уход из клуба немецкого вратаря понемногу начинает обрастать драмой, что само по себе неинтересно. Фанатом или экспертом «Ла Лиги» меня назвать трудно, чтобы я мог с позиции длительного, углубленного наблюдения четко вынести вердикт. Попытаться вникнуть во взаимоотношения Марка и руководства все же реально, ведь данная история имеет вполне четкие временные рамки, внутри которых можно отследить все этапы, предшествующие нынешнему положению дел. Нам нужно четкое обоснование: виноват Тер Штеген и его поведение, наряду с игровой формой и сопутствующими факторами, или руководство «Барселоны» в очередной раз поступает неоднозначно и «кидает» одного из важных игроков клуба последнего десятилетия. Учитывая неоднозначные поступки каждой из сторон, стопроцентной правды будто быть и не может: Лапорта — любитель интриг и вбросов в прессу, большая часть из которых может и вовсе не отражать объективную ситуацию; Тер Штеген — далеко не самый простой человек, которому нужно стопроцентное доверие и лояльность, несмотря на далеко не всегда оптимальное качество игры.
Несмотря на вышесказанное, ситуацию лучше оценивать через призму игрока, потому что, в отличие от Гюндогана и Де Йонга, которые были на стороне клуба, но этим клубом тщательно сплавлялись в разные временные отрезки ради выгоды, Марк-Андре частично может оказаться виноватым в таком отношении к себе от Лапорты, ведь он не брезговал ставить условия и гнуть свою линию, имея такую возможность в прошлом. Злопамятен ли президент «Барселоны» или это «онли бизнес» — попробуем выяснить ниже.
1. Можно встать на защиту немца по причине уважения и хорошей памяти. Часть фанатов «Барсы» вспоминает его довольно надежную игру после ухода Лео, когда команду прилично штормило. Больших побед не было, что, собственно, логично, но другая часть фанатов как раз-таки делает упор на данный факт (что толку от не побеждающего вратаря: пока Куртуа берет финалы для «Реала», Тер Штеген притягивает 2-8 от «Баварии»). Можно сравнить в данной ситуации Тер Штегена с Давидом Де Хеа, который во второй половине 2010-х временами в соло отодвигал «МЮ» от вылета в «Чемпионшип». Да, но такое сравнение уместно лишь по схожести отрезков каждого клуба (правда, яма каталонцев продлилась куда меньше времени). В обоих случаях нагрузка на вратарей возрастала по причине неотлаженной системы, смены эпох и ряда других более мелких факторов. Но к стабильному уровню Марка все равно есть вопросы: например, в сезоне 2022/2023 «Барселона» установила клубный рекорд по количеству сухих матчей за сезон (25). При средних показателях в 0,3 пропущенных мяча за 90 минут и 89,4% сэйвов в «Ла Лиге», в еврокубках Тер Штеген в среднем пропускал за матч 2 мяча, а процент сэйвов тогда снизился до ~56%. Эти цифры показательны: «Барселона» оверперформила (прости меня, русский язык) в Испании (набрала почти на 13 очков больше ожидаемого). Поэтому общие показатели Марка довольно средние: +0,13 по PSxG-GA (вратарский xG), что хуже лучших вратарей того сезона — в частности, Фредерика Рённева: процент сейвов – 77,5%.
Большую роль в обилии сухих матчей сыграла общая выстроенность обороны каталонцев. PSxG/SoT (средняя опасность ударов противника) по воротам «Барселоны» составляла всего 0,26 xG на удар (перцентиль 32%), а в среднем за матч по воротам «Барсы» наносили лишь 2,3 удара (перцентиль 15%). Это значит, что грамотная работа защитников предотвращала удары еще в зародыше, а те, что наносили, были из неопасных позиций и не представляли большой угрозы.
2. Источник «Mundo Deportivo» пишет: «Тем, кто жалеет Тер Штегена, напомню: в 2016 году он поставил клуб перед жёстким ультиматумом — либо Клаудио Браво уходит, либо ухожу я.
«Либо я становлюсь бесспорным первым номером, либо перехожу в «Манчестер Сити».»
Этот ультиматум был адресован президенту Бартомеу, спортивному директору Роберту Фернандесу и тренеру Луису Энрике, который, как известно, не любит, когда ему бросают вызов.
И что сделал клуб? Пошёл на поводу у вратаря: Браво был продан, а для Тер Штегена создали все условия. С тех пор клуб нанимал только тех сменщиков, которые его не беспокоили.
Теперь, если он снова попытается давить на клуб, руководство может занять аналогичную позицию: хочешь играть на Чемпионате мира? Ищи себе команду. Таков закон футбола — сегодня ты в фаворе, завтра нет».
С тех пор прошло почти 10 лет. Браво пришлось уйти в тень, а Тер Штеген уверенно занял место основного кипера примерно на 6 лет — после начался спад, о котором говорят многие. До начала 2020-х все уверенно шло к тому, что Марк станет легендой клуба, практически неоспоримо. Но в данный момент — и без разборок с руководством — были бы большие вопросы. Индивидуальная статистика вратарей, как и игроков ряда других позиций, существенно страдает от отсутствия системы и коллектива. Однако есть определенные аспекты, которые уникальны для вратарской роли и полностью независимы от остальной команды. Собственно, такие аспекты, как занятие позиции, техника ныряния, время или просто выбор способа, как сделать сейв.
И здесь для Марка-Андре не совсем приятные новости, особенно учитывая уровень доверия к своей персоне, выбитый им в принудительной форме. Нужно соответствовать, но получалось ли? Сезон 2022/23 показательно затронули, теперь вернемся на сезон назад, откуда и растут все проблемы.
Использую график из статьи «The Telegraph» для наглядности. Для начала некоторые пояснения: В этом разделе сравнивается его сезон 2021/22 с остальными вратарями «Ла Лиги». Цель: выяснить, действительно ли он отставал уже тогда, и если да, то насколько сильно. Показатели, которые берутся в расчет, будут распределены по четырем различным графикам, каждый из которых отображает либо две, либо три статистические категории. Чтобы графики были понятнее и легче читались, в каждом из них будут выделены только значения Тер Штегена.
Начнем с рассмотрения общего базового набора данных, сравнивая удары в створ ворот (Shots on target faced, SoTA) и отраженные удары (Saves) за 90 минут. Кроме того, процент отраженных ударов (Save %) на графиках будет отображаться цветовым тоном для лучшего визуального восприятия. Тер Штеген на нем расположен в нижнем левом углу среди вратарей, которые сталкиваются с наименьшим количеством ударов по воротам, а также делают меньше всего сэйвов за 90 минут.

В том сезоне немецкий вратарь опережал только Яна Облака в этой категории.
Но для вратарей более естественно иметь в статистике больше сэйвов, если они сталкиваются с большим количеством ударов. Тер Штеген, например, сталкивался всего с 2,8 ударами в створ за 90 минут, что далеко от 6,0 Айтора Фернандеса или 5,14 Луиса Максимиано. Однако тот факт, что он отражал только 56,8% ударов, подсвечивает некоторые трещины в его игре уже тогда. За исключением Облака и Рейны, вратари из нижнего левого квадранта — это вратари, которым бьют меньше среднего, и количество их сэйвов ниже среднего, но они имеют при этом очень хороший процент отраженных ударов.
Следующая категория — это кроссы. Существует небольшая положительная корреляция между хорошими навыками прерывания/перехватывания кроссов и предотвращением взятия ворот, а это означает, что хороший результат в первом немного повысит ваши способности во втором. Да, корреляция весьма незначительна. Тем не менее, с учетом сказанного, перехват навесов, как правило, чаще замечается у вратарей, которые чаще играют на выходах (подстраховке защитников), поскольку они также с большей вероятностью покидают линию вратарской и будут участвовать в верховой борьбе. В этом отношении корреляция достаточно сильная – чем дальше вратарь уходит от своей линии, тем лучше он в целом играет при навесах. То же самое верно, если мы изменим ситуацию — вратари, которые лучше забирают мяч при навесах, будут намного чаще отрываться от своих линий, таким образом так же записывая на свой счет больше выходов от ворот в среднем за 90 минут.
Наряду с Мануэлем Нойером, Тер Штеген всегда был очень хорошим примером вратаря, страхующим защитников. Однако, судя по всему, именно с того сезона ситуация изменилась.

По сравнению с остальной частью киперов «Ла Лиги» в том сезоне, Тер Штеген снова оказался в нижнем левом квадранте по наименьшему среднему расстоянию до ворот (AvgDist) и самому низкому проценту остановленных навесов (Stp%). Точно так же темно-синим цветом обозначено наименьшее количество защитных действий за пределами штрафной площади за 90 минут, что означает, что немец снова входит в число худших вратарей в списке. И это тоже довольно интригующе, потому что в своей теперешней форме Тер Штеген вообще больше не подстраховщик. Его рекордный в карьере показатель в «Барселоне», когда он находился в среднем на расстоянии 15,63 метра от своей линии, упал до его самого низкого в карьере показателя в 11,16 метров.
Третья категория — пасы.

Вероятно, Тер Штеген по-прежнему доминировал в категории «работа с мячом» до травмы осенью 2024-го, потому что стилистика игры позволяет это делать. Следует отметить, что немец относится к категории вратарей с короткими передачами и играет за команду, в которой упор делается на владение мячом, и оба эти фактора играют определенную роль в его общей точности передач.
Четвертая линия сравнения — процент отраженных голов выше среднего и процент отраженных ударов по воротам.
Первая метрика — очень продвинутая, впервые представленная «StatsBomb», которая, по сути, говорит нам, как вратарь выступил по сравнению с тем, что от него ожидалось.

Если не принимать во внимание колоссальный спад Облака в том сезоне, Тер Штеген снова оказался среди самых неэффективных вратарей на этом графике. С GSAA% на уровне -0,29 мы можем сделать вывод, что Тер Штеген пропустил больше голов, чем предсказывала ожидаемая модель, исходя из количества ударов по воротам, с которыми он столкнулся. Если мы немного разобьем цифры, с 2,5 ударами в створ на 90 минут и 0,38 PSxG, Тер Штеген не должен был пропускать 1,19 голов за 90 минут в сезоне 2021/22.
Изучив данные, теперь мы знаем, что снижение показателей, мягко говоря, вполне заметно. Статистические данные подтверждают, что проблема действительно существует, но они не могут объяснить природу этого. Но можно покопаться визуально. И тут мы переходим к третьему пункту.
3. Тер Штеген стал травматичным. Помимо возраста 33-х лет, что для вратаря еще далеко не финиш, стоит учитывать операции на колене. В первую очередь, потому что они влияют на стиль игры, а не по самому факту получения травмы — этих травм в «Барселоне» у всей перспективной молодежи хоть отбавляй.

Примерно 5 лет назад Тер Штегену сделали операцию на правом колене. Уже в следующем сезоне в его игре наметился спад, который можно аргументировать перестройкой стиля и психологическими последствиями.
Когда вратари прыгают в любую сторону, есть пара вещей, на которые стоит обратить внимание: Во-первых, они, как правило, всегда будут использовать ближнюю ногу в качестве ускорителя — используют левую ногу, чтобы прыгнуть влево, и используют правую ногу, чтобы прыгнуть вправо. При этом вес смещается преимущественно на эту сторону, что позволяет значительно увеличить силу прыжка, в отличие от попытки сделать это другой ногой. Во-вторых, как правило, все зависит от высоты и дистанции удара. Если вратарь столкнулся с ударом, требующим максимальной досягаемости, и/или ударом с малой или средней высоты, для его отражения используется нижняя рука (левая, если ныряет влево). Однако для высоких ударов вратари используют верхнюю руку.(справа, если ныряете влево), так как это обеспечивает лучшую вертикальную досягаемость. Конечно, есть исключения, но, как правило, это наиболее эффективный подход. Попытка отразить удар с высоты нижней рукой требует, в первую очередь, гораздо большей силы для остановки выстрела и гораздо более мощного прыжка. Таким образом, выбор руки определяется расстоянием, которое вратарь может преодолеть в прыжке, и траекторией полета мяча.
В сезоне 21/22 можно найти четкую связь между травмой колена и пропущенными голами. Многие из них направлены в правый угол, то есть требуют усилия и рывка в момент прыжка от правой ноги, операцию на которой он и перенес. Тер Штеген больше не может покрывать большие расстояния, используя правую ногу в качестве ускорителя для сейва. Очень вероятно, что это связано с его операцией. Раньше он был чрезвычайно ловким и мог быстро и мощно нырять в любую сторону, особенно вправо. Но теперь расстояние, которое он может преодолеть, отталкиваясь правой ногой, сильно уменьшилось. Точно так же иногда он даже предпочитает не использовать ее вообще или просто использовать ее экономно, чтобы не подвергать ее дополнительной нагрузке.
В сентябре 2024-го он перенес операцию на правом колене из-за разрыва сухожилия надколенника. Вероятность того, что ситуация не станет лучше, велика. А ведь может стать еще хуже. Суть проблемы в том, что Тер Штеген всю карьеру опирался на атлетизм, который помогал маскировать недостатки в технике. Теперь он получил повторную травму колена, и его пытаются заставить уйти из клуба … Каковая вероятность вновь заиграть именно в «Барселоне»? Быстро влиться и доказать свою состоятельность? По мне, не высокая.
4. Еще один немаловажный факт — это фонд заработных плат. В случае ухода Тер Штегена «Барселона» сможет сэкономить значительную часть средств, которые уходили на оплату его зарплаты. Потенциальный новый первый номер Гарсия моложе, но при этом куда тише. Флик явно строит атакующую команду, а голкипер ей важен не как звезда или побочный деструктивный элемент. В случае усиления центра обороны, тот же Гарсия сможет иметь куда меньше работы, чем у него было в «Эспаньоле»: он там делал больше всего сэйвов (146) и предотвратил больше голов (+8,5 на основе ожидаемых голов), чем любой другой вратарь в «Ла Лиге» 2024/25, при этом ни привлекая особого внимания к себе. Лапорта делает ставку на смену вратаря первично, видимо, исходя из того факта, что схожие цифры в свое время вынудили Бартомеу пойти на поводу у немца. Слишком велика разница, а встроить в команду более молодого футболиста, свиду, легче, чем уважить непростого ветерана с завышенными амбициями.
5. Психология является одинаково важным аспектом, как и форма после операции. После первой травмы Тер Штеген явно страховался, но на него давила также и плохая игровая форма команды при Хави в сезоне 21/22. Сейчас система кажется выстроенной, однако вылезли семейные проблемы. Сложно, не будучи знакомым с человеком, судить о его мышлении и характере, но немец отказался от трансфера в «Сити» в том числе из-за учебы уже бывшей жены, которую фактически пресса обвиняет в измене. Мысли из разряда: «А что, если бы я тогда поступил по-своему?», — явно курсируют в его голове. Место №1 в сборной — это «ачивка» всей карьеры, учитывая факт наличия «кубка чемпионов». Если не получится быть им в 2026-м, решение оставить Марка-Андре может оказаться провальным. Психология крайне важна вратарю.

Хави поняв, что уже для клуба будет скорее балластом, ушел сам. Иньеста, который по новому договору мог сидеть в Барсе и получать деньги, тоже решил уйти. Пике, который остался, когда был нужен, и ушел, когда время настало. Сейчас ситуация с Марком такая, что хочется его пожалеть, но не получается. Безусловно, я против всей этой компании против него в СМИ, но и сам Марк ведет себя не совсем достойно. Взять хоть его последние интервью. Вроде как юридически все верно сказал, но выпад в сторону руководства ощущался. А если мы говорим о игре Марка, то давайте будем честны: он вместе с «Барсой» упал на самое дно и если Барса оттуда выбралась, то Марк — нет. Он один из лучших вратарей мира, но именно в «Барсе» в самых важных матчах на него будто не выходит рассчитывать в последние годы. И сейчас у клуба есть шанс получить хорошего вратаря на ближайшие 10 лет, так почему она должна потерять этот шанс ради Марка?
Клуб прежде всего должен думать о своей выгоде. Особенно, сейчас, когда финансы поют романсы и Лапорта не сможет в любой момент за нужного вратаря выплатить сумму, равную условному Кепе при его переходе в «Челси».
На встречу Тер Штегену могли пойти, но даже фанаты «Барселоны» понимают, что в карьерном спаде точно есть его собственная вина. А все сопутствующие факторы лишь приблизили его к нынешнему положению. В купе с возрастом, повторной травмой колена толчковой ноги и личными непонятками — актив становится не релевантным. А верить в отдельных личностей, а не систему, в современном футболе не принято. Слишком непозволительные риски.
причина смены кипера номер 1: по игре в лалиге к Марку никогда не было претензии. а вот в ЛЧ у него всегда мандраж, и сыпется почти всегда, особенно в ЛЧ. последний топ матч в плей офф ЛЧ 2015 году против Баварии! дальше одни позоры(если за период 2020-2024 я бы оставил просто на слабость команды, то до 2019 года команда могла бороться за ЛЧ!)! ментально он слаб! у Барсы собирается реально сильная банда, и как мы уже видим последние годы, без кипера тащера ЛЧ не взять. Войцех хоть иногда кураж ловит, как с Бенфикой в лисабоне, тащил все что можно и нельзя, а Марк мало того что всегда ссыпется в ЛЧ так еще и кураж никогда не ловит.
2.возраст и травмы! если он в молодом возрасте играл плохо на выходах но с возрастом он точно не научится, а учитывая что нынешний кипер в Барсе должен чаще выходить из ворот и перехватывать мячи то бегать много после стольких травм он не способен, он ведь уже второй года ломается на пол года только играя на ленточке, прикиньте что ему придется бегать постоянно.. он не надежный в этом плане! почему с этой стороны многие не рассматривают?!
3. Марк хоть и силен на ленточке но всегда был слаб в игре при выходе 1 на 1. у Барсы с нынешним стилем игры, выходы 1 на 1 будут чуть ли не в каждом матче.
да,он легенда, и заслужил уважение но надо мыслить рационально! нельзя такой бешеный потенциал состава и идеальный момент взять ЛЧ слить лишь из за любви к Марку!
если вы хотите чтоб в Барсе играли одни легенды то вам советую болеть за команду Барса легенд, они частенько матчи устраивают, и там поверьте друзья, бегают легенды куда значимее Марка)
А теперь автор еще и цифрами доказал это.
Этого немца надо было гнать ссаными тряпками еще после Энфилда. И уж тем более он не имел никаких моральных прав оставаться после да Луж.
Последний основной соучастник проигрыша 8 2 в этой команде. Надеюсь, с его уходом клуб сможет перевернуть страницу.