8 мин.

Ханс-Йоахим Ватцке: «Бавария» является главным фаворитом

Новый тренер, новый спортивный директор и множество новых игроков. Именно так «Боруссия» Дортмунд начнет новый сезон 22/23. В интервью генеральный директор Ханс-Йоахим Ватцке рассказывает о планировании состава и вечной дуэли с мюнхенской «Баварией».

Вы являетесь не только генеральным директором «Боруссии» Дортмунд, но с февраля вы занимаете пост председателя наблюдательного совета Немецкой футбольной лиги (НФЛ) и 1-м вице-президентом Немецкого футбольного союза (НФС). Будет ли преувеличением называть вас самым влиятельным управленцем в немецком футболе на данный момент?

Я не мыслю такими категориями и согласен с Папой Иоанном 23-м: не надо относиться к себе серьезно. Я не заставлял себя. В какой-то момент подавляющее большинство клубов просто хотели, чтобы я подключился. И когда я что-то делаю, то делаю это правильно. Наверное, раньше у меня было какое-то влияние, теперь я несу ответственность. В этом разница.

При такой загруженности достаточно ли времени остается для дортмундской «Боруссии»?

Я не пропустил ни часа рабочего времени. За 18 лет в клубе, я пропустил только одну игру чемпионата, потому что у меня тогда была температура 40,8. «Боруссия» — это моя работа, мое дело, моя страсть. Это на первом месте. А с точки зрения времени все возможно успеть — амбициозно, но возможно.

В клубе сейчас довольно много работы. Новый спортивный директор, новый тренер, сильно изменившийся состав команды. Это похоже на начало новой эры или, по крайней мере, на самые большие изменения за последние годы. Для вас тоже?

Если честно, то нет. Если вы хотите говорить о начале новой эры, то это больше относится к НФЛ или НФС. В Дортмунде же очень высока степень преемственности. Новый спортивный директор и новый тренер не просто свалились с неба. У Себастьяна Келя было четыре года, чтобы привыкнуть к работе и освоить ее с нуля. И работа в качестве главного тренера для Эдина Терзича тоже не новая задача. Есть разница между привлечением в вашу организацию двух совершенно незнакомых людей и двух людей, которые знают ее изнутри.

«Боруссия» Дортмунд уже вложила в новый состав более 80 миллионов евро. Это обманчивое впечатление или аппетит Дортмунда к инвестиционному риску снова растет после нескольких лет стабильных показателей?

Вовсе нет. На сегодняшний день мы потратили, наверное, 15 миллионов евро. Не забывайте, что мы продали Эрлинга Холанда. Другие клубы Бундеслиги тратят значительно больше чистых средств. Фактом является и то, что дортмундская «Боруссия» после двух с половиной лет пандемии, понесла ущерб в размере более 100 миллионов евро в виде потерянных доходов и при этом не имеет ни одного евро финансовых обязательств перед банками или кредитными учреждениями.

Причиной изменения спортивного персонала, безусловно, стало выступление команды в прошлом сезоне. Вы сами иногда высказывались довольно резко и называли выступление команды в Европе «полной катастрофой». Что вас больше всего беспокоило в команде в прошлом сезоне?

Футбол — это результативный вид спорта, и результаты на международной арене были из рук вон плохими. Затем был досрочный вылет из Кубка Германии от команды из второго дивизиона. Если вы похожи на меня, то должны очень ясно выражаться. Все эти поражения не входили в наши планы. Хотя мы могли довольствоваться выступлениями в Бундеслиге. Там все было хорошо. 

Внешний советник «Боруссии» Маттиас Заммер хочет большей постоянства в клубе. Недавно он сказал: «Этот клуб и эта команда. Это то, что мы хотим, чтобы люди снова полюбили». Что он имел в виду?

В конце концов, в Дортмунде больше постоянства, чем в любом другом клубе. Райнхард Раубалль уже давно является президентом клуба. Я работаю уже 18-й год, а Михаэль Цорк работал с нами 24 года. Себастьян Кель тоже давно в структуре, как и Ларс Рикен. Вот почему я думаю, что Маттиас имел в виду тренерскую должность. Он был убежден, что смена тренера была правильным решением этим летом. Конечно, каждый клуб хотел бы работать с главным тренером как можно дольше. Но фактом остается то, что средний показатель в лигах составляет 1,3 года.

Почему вы уверены, что с Эдином Терзичем дела могут пойти дальше среднего уровня? Недавно вы выразили желание снова работать с тренером в течение «трех-четырех лет».

Я уверен в его высокой профессиональной квалификация. Кроме того, Эдин действительно много работал над собой как тренер и как член дортмундской «Боруссии». Он знает клуб во всех его проявлениях. А у  клуба есть не только амбиции, но и душа. И Эдин знает ее, как никто другой. Его тотальная страсть к клубу — не то, какой футбол Эдин будет ставить или чему учится, а то, с чем он живет с самого раннего детства. Поэтому у него идеальные условия для старта.

Работу тренера не облегчает шокирующий диагноз Себастьяна Аллера. Как вы лично пережили случившееся?

В понедельник проблема изменилась от плохой к ужасающей в течение нескольких часов. Честно говоря, мы все еще в шоке. Наименее важной является спортивная составляющая. Гораздо важнее здоровье Себастьяна. В течение 24 часов его жизнь полностью перевернулась. Команда также была полностью шокирована. Такие плохие новости о ком-то из вашего близкого окружения, естественно, влияют на всю команду. Мы желаем ему скорейшего выздоровления.

Как повлияет отсутствие Аллера на планирование состава на новый сезон?

На мой взгляд, с моральной и этической точки зрения не нужно торопиться с какими либо действиями. Мы не можем рассуждать о здоровье игрока, пока не поставлен точный диагноз. И, безусловно, пройдет несколько дней, прежде чем это произойдет. Мы должны серьезно подойти к ситуации.

Усиливает ли этот диагноз ваши опасения о плохом начала сезона?

Старт может не задаться. Но мы не должны использовать это как алиби, а воспринимать как вызов.

Бывший технический директор Терзич стал главным тренером. Бывший руководитель лицензирования игроков Кель теперь спортивный директор. Соответственно, две должности являются вакантными. Будут ли новые назначения?

В принципе, вакансий нет. Одной из причин, по которой мы создали эти две должности, была необходимость быть готовыми. Должность Себастьяна была можно сказать «адаптационной» для должности, которую он сейчас занимает. Обязательно нашелся бы кто-нибудь, кто в какой-то момент мог бы помочь Себастьяну. Одним из пунктов назначения Эдина, конечно же, было желание иметь в клубе еще одного человека, который сильно идентифицирует себя с ним. И в какой-то момент он сможет решить ваш тренерский вопрос.

Есть ли еще открытые вакансии в команде? По слухам, вы все еще ищете левого защитника ...

У нас есть как минимум три игрока на эту позицию. Но, что бы я не говорил, все равно это не работает сегодня в профессиональном футболе. Сейчас я не вижу надобности для трансферов, но я также знаю, что через две недели все может измениться.

Мюнхенская «Бавария» — единственный клуб, который потратил на свой состав больше денег, чем вы. Вас это немного беспокоит?

У вас должна быть приличная финансовая подушка, чтобы позволить себе трансферы, которые «Бавария» сделала до сих пор. Но в этом нет ничего нового. Это не перевернет финансовую мощь Бундеслиги, но даже больше укрепит ее. Я говорил это сотни раз: Лейпциг, Леверкузен, мы — конечно, все хотели бы, чтобы «Бавария» снова не стала чемпионом. Но мы не можем требовать этого перед немецкой общественностью. Потому что никто не просит «Майнц» финишировать впереди нас в следующем году. Но разница в бюджетах между «Майнцем» и дортмундской «Боруссией» меньше, чем между «Боруссией» и «Баварией». Это просто факт. И СМИ должны обратить на это внимание.

Существует ли вероятность, что и в этом году будет слабая борьба за чемпионство?

С новыми игроками «Бавария» является главным фаворитом. Они могут потерять исключительного игрока в лице Роберта Левандовски, но приобрести двух других топовых игроков, как Мане и Де Лигт. В какой-то момент сезона мы должны иметь качество, мужество и удачу, чтобы оставаться в гонке. «Баварии» все равно придется играть против нас или «Лейпцига», или «Леверкузена», и других. Но все равно существует вероятность, что чемпионом может стать другой клуб. Я никогда не утверждал, что это произойдет в следующем году.

Своим заявлением несколько месяцев назад о том, что «Баварию» ждет крах, вы наделали немало шума...

Не крах, а коллапс. Я имею в виду следующее: в жизни есть одна истина — ничто не вечно. Во Франции «Лилль» стал чемпионом два года назад, хотя «ПСЖ» экономически превосходит его.

Являются ли переходы Мане и Де Лигта в «Баварию» свидетельством того, что Бундеслига становится все более интересной для иностранных звезд?

Бундеслига никогда не была неинтересной. В Германии есть определенные издания, которые заинтересованы в том, чтобы говорить о футболе плохо. В последние два года некоторые СМИ сообщали, что зрительский интерес резко упал после пандемии коронавируса. Что ажиотаж не такой большой, что люди стали интересоваться другим вещам. Но сейчас, когда я слежу за интересом и продажами абонементов, то все осталось на допандемийном уровне. Проблема в том, что если вам что-то говорят из каждого утюга, вы сами начинаете в это верить. К сожалению, именно это и произошло со мной, должен признать. Иногда нужно включать критическое мышление. 

Бундеслига переживает не самый обычный сезон. В середине зимы проходит Чемпионат мира по футболу. Влияет ли длительный перерыв между матчами на борьбу за титул?

Назначение Катара хозяином Кубка мира не было самым ожидаемым вариантом. Но теперь мы должны извлечь из этого максимальную пользу. Последствия будут не такими серьезными, как вам кажется. Независимо от того, когда будет перерыв 15 ноября или 15 декабря, в конечном итоге это вопрос четырех недель. В результате расстановка сил в немецком футболе не изменится, когда сезон снова начнется в январе.

Каких результатов должна добиться «Боруссия» Дортмунд, чтобы вы были довольны в конце предстоящего сезона?

Я доволен, когда мы чувствуем, что приблизились к своему максимальному потенциалу. Конечно, трудно дать точное определение. Но в прошлом сезоне у нас было ощущение, что это не так.

Источник: zeit.de

Мы в телеграме: @borussia_friends

Оперативные новости, переводы, подкаст и ламповый чат