27 мин.

История «Сент-Луис Блюз». Часть первая. Начало

С 1967 года ландшафт Национальной Хоккейной Лиги невозможно представить без команды с окрылённой нотой на синей ливрее.

Название самое простое (проще и не представить) - «Блюз». Как хочешь - произноси, как хочешь - переводи - блюз - он и есть блюз. Хоть в Америке, хоть в Африке, хоть на Руси-матушке. Ну, разве что заядлые меломаны могут Вам ещё рассказать о разнице между «блэк-блюзом» и «уайт-блюзом», между Уильямом Хэнди и «Led Zeppelin»... А знаете что - с Уильяма Хэнди, пожалуй, и начнём.

Хэнди - классический джазовый музыкант начала ХХ века. Если «классический джазовый», то по умолчанию понимайте - чёрный. К городу Сент-Луису он не имел никакого отношения - вся чёрная музыка в ту пору формировалась на юге. Буду откровенен - я не трепещу от чёрного блюза, но те , кто в нём разбираются, говорят, что Хэнди был гениален. Как минимум, он отличался от своих собратьев-блюзменов начала прошлого века тем, что знал нотную грамоту и, соответственно, мог изложить на бумаге те мелодии, которые сочинял, тем самым рассеивая джазовые ритмы по белу свету. Однажды из-под его гениального пера и вышла композиция под названием «Сент-Луис Блюз». «У моего мужчины сердце как скала, брошенная в море - одинокое и неприступное», - эта фраза красной строкой проходит через всю песню - так жаловалась автору композиции женщина из Сент-Луиса. Этот блюз стал очень популярным. Во время его сочинения ещё не существовало хит-парадов, а иначе, я в этом не сомневаюсь, он бы изорвал их в клочья. В виде кавер-версий блюз перепевался и переигрывался много раз многими известными музыкантами и вокалистами, например, Луи Армстронгом, Бесси Смит, Би Би Кингом, Гленном Миллером, Стивом Уандером... В конце концов - с этим блюзом несколько человек взяли в разные годы «Гремми».

Уильям Хэнди

Вполне естественно, что в самом Сент-Луисе песня достигла уровня канонизации. А прилагательные «одинокий», «неприступный» и «синий» жители города стали почему-то отождествлять лично с собою.

В общем, когда в 1966-ом году стало известно, что одна из команд глобального расширения-67 будет базироваться в Сент-Луисе, у Сида Саломона* - владельца новой франшизы не возникло никаких вопросов по названию команды - конечно же «Сент-Луис Блюз». Имя, можно сказать, нарицательное. Где-нибудь в «чёрных кварталах» иных городов Америки Вам в 1966-ом могли и не сказать, где находится город Сент-Луис, но песню «Сент-Луис Блюз» напели бы легко. С маркетинговой точки зрения Сид Саломон сделал великолепный ход.

*Возможно, кто-то увидит ошибку (или опечатку) в написании фамилии Саломон (через «а»). Ведь история (и Библия) сохранили немало известных людей по имени или фамилии Соломон. Но уверяю Вас - фамилия первых владельцев франшизы «Блюз» пишется именно так - Саломон.

Sid Solomon, JR. and Sidney Solomon III after obtaining the St. Louis Blues
Сид-сын и Сид-отец Саломоны

А ведь знаете, «Сент-Луиса» (команды) могло и вовсе не быть в «блоке расширения-67», и история НХЛ могла пойти совершенно иным путём. Я уже касался темы «экспансии 1967 года» в своих предыдущих опусах и проходился в них «гневным слогом» по владельцам «Чикаго Блэк Хоукс» и «Торонто Мэйпл Лифс». Соответственно - по Джеймсу Норрису-младшему и Артуру Вирцу («Чикаго»), а также по Стаффорду Смайту и Гарольду Балларду («Торонто»). С подачи этих господ с пробега были сняты явные фавориты расширения-67 - Ванкувер, Баффало и Балтимор. В тоже время, Сент-Луис даже никогда не фигурировал в списках потенциальных претендентов на новую франшизу, и его появление в утверждённом «стоп-листе» было как гром среди ясного неба. О всей многоходовке, проведённой «истеблишментом Лиги» рассказывать долго (а династии Смайтов и Норрисов иначе как «истеблишментом Лиги» я назвать не могу, равно как и прочих персонажей из линейки владельцев «Мэйпл Лифс» и «Блэк Хоукс» середины 60-х). Всё рассказывать долго, но если быть кратким - дело было так.

Норрисы с 30-х годов обладали в Сент-Луисе спортивной ареной («Сент-Луис Ареной»), которую приобрели при посредничестве риэлторской конторы Артура Вирца, после чего Вирц, кстати говоря, стал миноритарным совладельцем «Блэк Хоукс» (правильно даже говорить так - Вирц помог Джеймсу Норрису-старшему, во времена Великой депрессии, стать обладателем целой сети спортивных арен в США, скупив их по дешёвке). Сначала на «Сент-Луис Арене» играл фарм-клуб «Блэк Хоукс» - «Сент-Луис Флайерз» (в сезоне 1934/35 на этом стадионе выступал даже клуб НХЛ «Сент-Луис Иглз» - слышали о таком?). Но в 1953 году «Флайерз» перестали существовать. С тех пор дворец на 15 тысяч мест стал для Норрисов «чемоданом без ручки». Да что там «чемоданом» - семейство терпело серьёзные убытки из-за невозможности как-либо задействовать арену.

В 1964-ом году от гроссмейстера* «Нью-Йорк Рейнджерс» Эмиля Фрэнсиса поступила инициатива о расширении Лиги. Инициативы подобного рода поступали и до этого, но к ним никто даже не прислушивался. А тут вдруг, совершенно неожиданно, почин поддержал владелец «Чикаго Блэк Хоукс» Джеймс Норрис-младший. При этом, нужно сказать, что семья Норрисов владела контрольными пакетами акций: «Бостон Гарден», «Мэдисон Сквер Гарден», «Чикаго Стадиум» и «Детройт Олимпия», т.е., всеми аренами в США, где проводились матчи НХЛ (как такое произошло - сказано чуть выше). Как Вы понимаете, в той или иной степени, но ни в коем случае не в миноритарной, семья Норрисов управляла и всеми четырьмя американскими командами Лиги. Естественно, и «Детройт», и «Бостон» поддержали инициативу «Рейнджерс» с «Чикаго» по расширению НХЛ. Канадские франшизы были категорически против укрупнения Лиги. Как удалось договориться с канадцами, что при этом пришлось принести в жертву - отдельная история (Ванкувер и Баффало - это была основная жертва канадским франшизам, но, как Вы знаете, эта «жертва» оказалась всего-лишь отсрочкой на 3 года для данных городов). Зато в Лиге появился клуб «Сент-Луис Блюз».

ВЫДЕЛЕННУЮ СНОСКУ МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ, К СТАТЬЕ ОНА НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ

*Мне часто предъявляют претензии, что я «генеральных менеджеров» клубов НХЛ (только их, больше никого) величаю (именно величаю - от слова величие) Гроссмейстерами. Может-быть я кого-то обижу, высказывая личное мнение, но менеджеры в России, в большинстве своём - это всего-лишь «чудаки на букву «меее». И я просто хотел «отделить мух от котлет». Делаю это умышленно много лет, а не потому, что так «переводит машина». Но пожелания читателей - святое, и я буду постепенно возвращать в свой лексикон слово (бр-р-р-р-р) менеджер.

Возможно, у Вас сложилось впечатление, что автор, т.е. я, решил раскрутить версию, что расширение 1967 года было затеяно лишь для того, чтобы могущественное семейство Норрисов избавилось от убыточного объекта недвижимости в городе Сент-Луис. Это конечно же не так. Та экспансия произошла по нескольким, не зависящим друг от друга причинам, но одна из них - да, скажем так - реанимировать разрушающуюся арену в Сент-Луисе. Построенная в 1929-ом, она ещё прослужит «Блюз» верой и правдой до 1994 года. Джордж Норрис-младший скоропостижно ушёл из жизни в феврале 1966 года и право собственности на «Блэк Хоукс», равно как и на «Сент-Луис Арену» перешло его давнему партнёру - Артуру Вирцу (партнёру ещё его отца - Джеймса Норриса-старшего, в честь которого названа награда лучшему защитнику Лиги). Именно Вирцу и довелось официально переводить в собственность Сида Саломона «Сент-Луис Арену». Поэтому в иных источниках Вы можете встретить дифирамбы в адрес Вирца по случаю возникновения франшизы НХЛ в Сент-Луисе, или проклятия в его же сторону из-за отклонения кандидатур Балтимора (в первую очередь), Ванкувера и Баффало при расширении-67. Но это не совсем верно, решающую роль в этих мероприятиях сыграл Джеймс Норрис-младший, а Вирц лишь довёл дело до логического завершения.

Повторяю, я рассказал лишь об одном из ходов в замысловатой многоходовке, совершенно не затронув роли владельцев канадских франшиз, и в первую очередь - «Мэйпл Ливс», в блокировке одних городов и в продвижении других.

Таким образом, благодаря стараниям Норрисов и Вирцев (отцов и сыновей), в Сент-Луисе возникла франшиза НХЛ, владельцем которой стал конгломерат из 14 человек, где основную долю имела семья Саломонов (опять же - отец и сын), сколотившей своё состояние в страховом бизнесе.

Основной цвет ливреи новой франшизы был выбран, само-собой разумеется, синий. С добавлением жёлтого и белого. Эти гаммы вот уже почти 57 лет присутствуют в раскраске формы «Сент-Луис Блюз». Был, правда, период, когда к ним попытались добавить красного, но эксперимент был недолгим и, надо полагать, признанный неудачным. Синий тон менялся от тёмно-синего до голубого, но происходило это, как правило, в альтернативных вариантах ливреи. А так - вот Вам пожалуйста - сезон 1967/68.

Рон Стюарт

Однако.

Павел Бучневич

Выше представлена фотография из сезона 2022/23. Для чего она здесь и сейчас? Дело в том, что на презентации франшизы летом 1966 года, семья Саломонов представила именно эту ливрею. Цвета те же, но жёлтый, как видите, преобладает, да и нота без крыла. Впрочем - это гостевой вариант, был ещё и синий, домашний. Но жителям Сент-Луиса этот проект не понравился, говорили, что он похож на конверт для грампластинки. Пришлось переделать. А презентационный макет припрятали. Более чем на полвека. И вот в прошлом сезоне добрались и до него.

Первым гроссмейстером новой франшизы стал Линн Патрик*, сын легендарного Лестера Патрика.

Before HarBowl, analyzing brother vs. brother in pro sports history
Линн Патрик. На правом фото, кстати, Линн в синем, "домашнем", презентационном варианте ливреи 1966 года

Линн имел опыт работы в НХЛ и как тренер, и как генеральный менеджер, а как игрок он даже выигрывал Кубок Стэнли в 1940-ом году в составе «Нью-Йорк Рейнджерс». Как Вы понимаете, Линн Патрик и набирал первый состав команды на первом в истории НХЛ драфте расширения 1967 года. Среди первого призыва команды можно встретить несколько очень известных в мире НХЛ имён: Гленн Холл, Даг Харви, Дикки Мур, Рон Стюарт, Жан-Ги Тэлбо, Эл Арбур, Терри Крисп... Перечисленные парни выиграли ни один Кубок Стэнли в своих выдающихся игровых карьерах, а также множество индивидуальных призов. А Арбур и Крисп выиграют ещё Кубок Стэнли и как тренеры - Арбур - четыре раза с «Айлендерс» с 1980 по 1983 года, а Крисп - с «Калгари» в 1989-ом.

*В какой-то степени символично - Линн Патрик скончался 26 января 1980 года на автомобильной парковке перед «Сент-Луис Ареной», именуемой в то время «Чекердомом», от сердечного приступа после матча «Сент-Луис Блюз» - «Колорадо Рокиз». На тот момент он занимал должность вице-президента франшизы.

Патрик был опытным хоккейным функционером. Он очень тщательно подошёл к выбору главного тренера. Линн не желал принимать скорых, невзвешенных решений. Дошло до того, что команда начала сезон без «главного», а место «за скамейкой» Патрик занял сам. После 16 сыгранных матчей Линн наконец остановил свой выбор. На должность главного тренера «музыкального коллектива» был назначен его ассистент, по большому счёту никому не известный, 34-летний Скотти Боумэн. Впрочем, правильно будет сказать - не известный широкому кругу. Скотти уже 11 лет работал тренером в «фермерских» командах «Монреаль Канадиенс», т.е., так или иначе был знаком с методикой тренировок легендарного Тау Блейка. Интересно, что карьеру Боумэна-игрока оборвал на взлёте (в юношеской лиге) известный (в будущем) защитник «Монреаля» Жан-Ги Тэлбо (7 Кубков Стэнли, между прочим), проломив ему клюшкой череп. В «Сент-Луисе» им выпало работать вместе - тренеру Боумэну и защитнику Тэлбо*.

*Когда готовился этот очерк, из Канады пришла печальная весть - 23 февраля на 92-ом году жизни скончался Жан-Ги Тэлбо.

Jean Guy Talbot St. Louis Blues Autographed 8x10 - NHL Auctions
Жан-Ги Тэлбо

В 1972 году у Жана-Ги будет ещё второе пришествие в «Блюз» в качестве главного тренера. Но это будет потом, сейчас же речь о том, чью игровую карьеру он оборвал ударом клюшки.

Скотти Боумэн

Таким образом, легенда Национальной Хоккейной Лиги - Скотти Боумэн свой первый матч, из рекордных 2141, на посту главного тренера команды НХЛ провёл 22 ноября 1967 года на «Сент-Луис Арене». В той встрече «Блюз» под руководством Боумэна уступили «Монреаль Канадиенс» - 1:3.

Назначению Скотти предшествовала (и, в определённой степени, катализировала это назначение) «чёрная» серия выступлений команды в чемпионате - 8 очков после 16 игр. Если я скажу, что приход нового «главного» сразу же способствовал выходу «Сент-Луиса» из сложного «заноса» - это будет откровенная неправда. В семи первых матчах на посту тренера, Скотти потерпел с клубом 6 поражений. Но единственную победу, конечно же, нужно отметить, ведь это была первая из рекордных 1244 побед великого мэтра. 29 ноября 1967, на «Сент-Луис Арене» были повержены «Лос-Анджелес Кингз» - 3:2.

Тем не менее, Боумэну в конце концов удалось справиться с ситуацией, «Блюз» постепенно начали движение вверх. Я нигде не нашёл комментариев Скотти, как он налаживал свои отношения с ветеранами. Ведь, посудите сами, ему было «лишь» 34 года и он не имел опыта игры в НХЛ. В то же время Арбуру, Стюарту и Тэлбо было «уже» 35 (впрочем, Стюарт вскоре был обменен), Холлу - 36, Муру - 37, а Дагу Харви и вовсе - 43 (на этом персонаже мы остановимся чуть ниже). И на счету этих ребят была ни одна победа в Кубке Стэнли, а так же множество индивидуальных наград. Могу предположить, что было примерно так же, как рассказывал Пол Морис (нынешний тренер «Пантерз»), ставший «главным» в 28 лет: «С ветеранами оказалось проще всего, им не надо было объяснять как играть, им просто нужно было поставить задачу». «Блюз» сумели в напряжённом спурте в финишном створе регулярного чемпионата завоевать третье место в дивизионе, в который были помещены все 6 франшиз призыва 1967 года, и пробиться в плей-офф.

Даг Хпрви

Самое время сказать несколько слов о Даге Харви, потому что, как не крути - он самая звёздная фигура из всех игроков «Блюз» первого сезона. А возможно, в титулованности уступает лишь Уэйну Гретцки, если говорить о всех, кто когда-либо надевал ливрею с крылатой нотой. На счету Дага 6 Кубков Стэнли. Он был лидером обороны династии «Монреаль Канадиенс» 50-х. Кроме того, на его счету 7(!) «Норрис Трофи», завоёванных в составах «Канадиенс» и «Рейнджерс» (кроме этих команд, до «Сент-Луиса», он провёл ещё 2 матча в свитере «Ред Уингз»). До появления в Лиге Бобби Орра, Харви считался «лучшим защитником всех времён». В «Блюз» он попал не через драфт расширения. Даг уже «завязал» с «большим хоккеем» и работал играющим тренером в фарм-клубе «Сент-Луиса» - «Канзас-Сити Блюз». «Канзас» достаточно быстро вылетел из плей-офф и к Харви обратились из основной команды с предложением сыграть за них в плей-офф (Арбур, Пикар и кто-то из Плагеров играли с травмами). Даг согласился. Выступления ветерана в пост-сезоне впечатлили руководство франшизы и с ним был подписан контракт на следующий сезон (1968/69). Даг Харви отыграл полностью регулярный турнир, но перед плей-офф подал в отставку. Своё решение ветеран обосновал примерно так - он больше не может играть на том высоком уровне, какой сам же и установил за годы своих выступлений, а играть на уровне более низком он не желает. Опять же, ветеран видел, что защитная линия команды укомплектована хорошо и он в ней - далеко не в топе, и Даг, отчасти, не хотел сковывать Скотти в решениях по составу своим присутствием.

Но это будет через год, а плей-офф-68 стал бенефисом Гленна Холла - «Мистера вратаря». Вы ведь помните, что Холл является обладателем «вечного рекорда» НХЛ? В период с 1955 по 1962-ой, выступая за «Детройт» и «Чикаго», он провёл подряд 502 матча. Выиграв «попутно» с «Блэк Хоукс» Кубок Стэнли 1961 года. В плей-офф-68 Холл блистал как в свои лучшие годы.

Признаюсь, у меня было большое желание пересказать сюжеты серий, да и буквально всех матчей «Блюз» в Кубке Стэнли-68, но это, конечно, было бы лишним. Достаточно сказать, что в первых двух сериях, с «Филадельфией Флайерз» и с «Миннесотой Норт Старз» потребовалось по 7 матчей. В финальной серии, с «Монреаль Канадиенс», канадцы ожидаемо были сильнее - 4:0. Но все четыре матча закончились с минимальным преимуществом «Монреаля», а в двух из них так и вовсе потребовалось дополнительное время. А всё благодаря великолепной игре Гленна Холла, которому в том году был вручен «Конн Смайт Трофи» - один из тех редких случаев, когда приз самому ценному игроку плей-офф отдали игроку проигравшей команды.

The great Glenn Hall, in his final years in St. Louis, during the teams ...
Гленн Холл

В мае 1968-го в «Блюз» произошло очень важное событие. Линн Патрик «пошёл на повышение», заняв пост вице-президента организации, а должность гроссмейстера перешла к Скотти Боумэну. Когда говорят, что в последние годы институт GM Лиги сильно помолодел, предлагаю оценить то назначение 35-летнего Скотти, имея при этом ввиду, что в НХЛ на тот момент существовало всего-то 12 коллективов.

Выход в финал Кубка Стэнли вызвал в Сент-Луисе огромный энтузиазм. Все только и говорили, что успех необходимо развить. Первое, что сделал Скотти Боумэн «на пути к новым вершинам» (подписав Дага Харви) - укрепил вратарскую линию. На так называемом межлиговом драфте был приобретён ещё один супер-вратарь-ветеран - Жак Плант. Это был бесспорный риск - Жак не играл на высшем уровне уже три сезона. К тому же - одна из причин его расставания с «Монреалем» в 1963-ем - это серьёзная травма колена. А расставание с «Рейнджерс» в 1965-ом, с выходом в отставку - сложная операция, связанная с той же самой травмой колена. Но Скотти Боумэн был лично знаком с Жаком - они пересекались в структурах «Канадиенс». И он знал, что Плант перед началом предыдущего сезона активно помогал своему товарищу по «Монреалю» - Берту Олмстеду в подготовке к сезону ещё одной команды расширения-67 - «Окленд Силз» и даже провёл за «Тюленей» один выставочный матч. Более того, в декабре 1965 года Плант сыграл за команду «Монреаль Джуниорс Канадиенс», руководимой Скотти Боумэном, матч против... Сборной СССР! «Джуниорс» выиграли ту встречу с пенсионером Плантом в воротах (2:1), а вся канадская пресса выражала восхищение игрой ветерана. Поэтому делаем вывод - «Блюз» приобретали звёздного ветерана, но отнюдь не «кота в мешке».

Они объединились в одной бригаде - Гленн Холл и Жак Плант - основные вратари «Чикаго Блэк Хоукс» и «Монреаль Канадиенс» второй половины 50-х - начала 60-х. Объединились, чтобы, пропустив меньше всех шайб в сезоне 1968/69, завоевать «Везину» (в то время «Везина Трофи» вручался вратарской бригаде из двух человек, пропустившей меньше всех шайб). Для Планта это будет седьмой «Везина Трофи» - больше не выигрывал никто и никогда. Однако, все награды будут по окончании сезона, а в его начале произошёл казус, связанный с вратарской бригадой, и который чуть не поставил крест на кое-чьих карьерах.

Гленн Холл и Жак Плант

Сейчас та история выглядит забавно, но на момент её происхождения вряд ли кто из участников казуса улыбался. А дело было так. 13 ноября 1968 года «Сент-Луис» играл в MSG с местными «Рейнджерс». Холл пропустил уже на второй минуте. А на третьей - «физически воздействовал на арбитра» (толкнул его), за что получил вполне заслуженный матч-штраф. А нужно сказать, что в том сезоне Боумэн использовал вратарскую бригаду по «системе таймшеринга», т.е. - делил примерно поровну игровое время между голкиперами (что и понятно). Но за несколько дней до матча в Нью-Йорке, из фарма была поднята целая группа молодых вратарей, чтобы парни потренировались вместе с живыми легендами. При таком раскладе Боумэн дал Планту выходной, и он в ложе прессы помогал вести телерепортаж. А место бэкапа в той игре было предоставлено 22-летнему Робби Айронсу. «Гленн был изгнан с площадки, Скотти показал мне большой палец, и я рванул на лёд. Вот оно! Мечта сбывается!» - так вспоминал Айронс ту историю. По правилам тех лет, вратарю, вступающему в игру со скамейки, разрешалось провести небольшую разминку. «Во время разминки Даг (Харви) неожиданно щёлкнул со всей силы (обычно во время разминки так не бьют), я отбил, а он подъехал ко мне и шёпотом сказал - «пойди на скамейку и скажи Скотти, что у тебя травма». Я так и сделал, после чего с «группой поддержки» проследовал в раздевалку. А надо сказать, что накануне, во время тренировки, шайба попала мне в незащищённое место на ноге, и у меня образовалась огромная гематома. Харви видел её, когда мы переодевались на игру, и решил симулировать на этой ситуации. С меня быстро сняли щитки. В раздевалку влетел разъярённый главный арбитр Верн Баффи. Он орал, что если я немедленно не вернусь на площадку, то нам всем сильно не поздоровится (не забывайте, тут же находился Гленн Холл, с которым у него только-что вышел нешуточный конфликт). Баффи указали на мою гематому. Безусловно, он был несколько ошарашен увиденным, но сказал, что у меня есть пять минут и удалился. Я надел щитки и пошёл обратно. На стадионе творилось чёрт знает что. Перевесившись через перила, откуда-то сверху Эмиль Фрэнсис и Билл Дженнингс (GM и президент «Рейнджерс») орали Скотти Боумэну, что это его последняя игра в Лиге, что его теперь не допустят тренировать даже школьную команду. Скотти огрызался в ответ. Скорее всего, он был действительно не в курсе происходящего, всем руководил, судя по всему, Даг. Перед выходом на лёд он шепнул мне - «продержись пять минут, Жак уже идёт». Как? - подумал я, - неужели так быстро закончится моё счастье. Игра возобновилась. Я хотел, чтобы она не останавливалась. Но последовал бросок, я его отбил и накрыл шайбу. Сразу несколько голосов окликнули меня со скамейки. Я оглянулся. Жак стоял переодетый. Господи, ну почему так быстро, - подумал я и покатил меняться.» Плант затащил всё. «Блюз» победили - 3:1.

Робби Айронс

На момент выхода Жака было сыграно лишь 5 минут. Махинации Харви выглядят вполне оправдано - была бы какая-нибудь другая временная отсечка - куда не шло, а тут - начало игры, 0:1, удаление Холла, всё ещё можно исправить... Даг действовал верно, но... 2:59 - неполные 3 минуты - это единственный айс-тайм в НХЛ в карьере Робби Айронса (зато 100% отражённых бросков - 1 из одного). Вся оставшаяся его карьера прошла в минорных лигах. А вместо эпилога этой истории привожу ещё один рассказ Айронса. «В 1980-ом, перед моим последним сезоном в качестве вратаря («Форт-Уэйн Кометс») мне вдруг позвонил Эмиль Фрэнсис, на тот момент гроссмей генеральный менеджер «Сент-Луиса», и предложил принять участие в матче ветеранов «Блюз» против ветеранов «Чикаго Блэк Хоукс». «Мистер, Вы, наверное, просмотрели очень длинный список, прежде чем нашли моё имя», - пошутил я, с готовностью согласившись. Нами руководил Скотти Боумэн. В середине игры он сказал мне - твой выход, и я бросился на лёд. В противоположных воротах играл Гленн Холл. Я «стоял на голове», отразив всё, и мы победили 2:1. После игры Скотти сказал - «наверное, мне следовало ещё разок взглянуть на тебя в «Сент-Луисе». Я был счастлив.»

И ещё - постскриптум к вышеописанной истории. Для кого-то напомню, а для кого-то открою - Жак Плант был первым вратарём в Лиге, кто стал выступать в маске на постоянной основе. Время от времени к маскам прибегали и иные голкиперы, ещё до Планта. С первого сезона НХЛ, между прочим. Но те явления были временными и были всего-лишь причиной защитить травмированное лицо. А вот Гленн Холл, как ортодоксальный последователь старой школы, маску предал анафеме. До поры до времени. Года делают человека мудрее. Опять же, близкое общение с новатором вратарско-масочного дела дало свои плоды (Плант ведь сам конструировал маски, испытывал их (на себе!), совершенствовал конструкцию и материалы). И вот, представьте себе, в матче 13 ноября 1968 года, в MSG, Холл впервые вышел на матч в маске. Он потом часто шутил: «Все неприятности в тот день начались с того момента, когда я решил надеть эту чёртову маску.»

Свой второй сезон в Лиге «Сент-Луис» провёл ещё более уверенно, чем предыдущий. В своём дивизионе он занял первое место, опередив ближайших преследователей, «Окленд Силз», на 19 очков. На первых двух этапах плей-офф «Блюз» обыграли «Филадельфию» и «Лос-Анджелес», не отдав ни одного матча.

Между прочим. Именно поражения в плей-офф 1968 и 1969 годов от «Сент-Луиса» сподвигли владельца «Филадельфии» Эдварда Снайдера к ряду радикальных шагов. Он сделал перестановку на посту GM, дав указание Киту Аллену, вновь назначенному гроссмейстеру, строить команду с акцентом на физическую силу. Потому что, по мнению Снайдера, а пожалуй, так оно и было, «Флайерз» проиграли, во-первых, именно в физическом плане. Следуя плану босса, Аллен в результате выстроил команду, которая шагнула в историю под прозвищем Broad Street Bullies (разбойники с большой дороги), выиграв в 1974 и в 1975 Кубок Стэнли.

В финале 1969 года «Блюз» вновь встретились с «Монреаль Канадиенс». И вновь были биты. И вновь - 0:4. И вновь - это было ожидаемо...

И напоследок, к сезону 1968/69 такой любопытный факт. 1 мая 1969 года, в матче №3 финальной серии произошло событие, которое никогда больше не случалось в финальных сериях плей-офф. В составе «Сент-Луис Блюз» в той игре приняли участие сразу трое родных братьев - Барклай, Билл и Бобби Плагеры. Все трое были защитниками, именно поэтому, как Вы понимаете, у Боумэна, имевшего в составе Тэлбо, Арбура, Пикара, Робертса, и не было возможности выпускать их вместе чаще. Через год, кстати, в финальной серии Плагеры все трое одновременно ни разу не сыграли.

NHL 24 Bobby Orr
Легендарный полёт Бобби Орра

Известнейшее фото - Бобби Орр забивает победный гол в ворота «Сент-Луиса» в овертайме четвёртого матча финала 1970 года. Но есть ещё одно известнейшее фото из другого матча этих команд сезона 1969/70. Вернее, даже не сезона, а «пред-сезона».

Эпическая битва на клюшках между Тедом Грином и Уэйном Маки (№14)

21 сентября 1969 «Брюинз» и «Блюз» играли в Оттаве выставочный матч. В какой-то момент между Тедом Грином («Бостон») и Уэйном Маки («Сент-Луис») вспыхнула драка. Но драка не простая - хоккеисты начали безжалостно дубасить друг друга клюшками. Последний удар остался за Маки. Грин рухнул с проломленным черепом. Его срочно увезли в больницу, где была сделана сложнейшая операция, спасшая Теду жизнь. Тем не менее - следующий (чемпионский) сезон он вынужден был пропустить. Против Грина и Маки было заведено уголовное дело (впервые в истории НХЛ за происшествие на хоккейной площадке), но оба были оправданы. Грин, пропустив год, впоследствии вернулся на площадку и выиграл-таки «свой» Кубок с «Бостоном» в 1972-ом, а после ещё несколько лет успешно выступал в ВХА за «Нью-Инглэнд Уэйлерз». А вот Уэйн Маки... Провёл за «Блюз» лишь 16 матчей в том самом сезоне 1969/70, затем перешёл на драфте расширения-70 в «Ванкувер Кэнакс», а потом... У него была обнаружена опухоль головного мозга, и он умер в 1974 году. Я нигде не нашёл какой-либо связи между «той» дракой на клюшках и смертью Уэйна. Будем считать, что её нет.

По окончании сезона 1968/69 объявил о выходе в отставку Гленн Холл. Боумэн долго уговаривал вратаря вернуться и уговорил. Перед Рождеством. Сами понимаете, сей факт заставил организацию вносить коррективы во вратарскую линию. Перед сезоном в «Монреале» был приобретён Эрни Уэкли, не проходивший в «Канадиенс» в основу. Уэкли, в общем-то, сумел воспользоваться предоставленным шансом. Настолько, что по окончании сезона 1969/70 руководство «Блюз» решилось продать в «Торонто» Жака Планта.

Ещё несколько слов о Гленне Холле. О том, почему он хотел уйти, а потом расхотел, а потом опять решил оставить хоккей... Людям шибко впечатлительным, если таковые есть среди читателей моего блога, я предлагаю этот абзац пропустить. «Мистер Вратарь». Факт. В Торонто, в Зале хоккейной славы, Вам этот факт развернут, подсветят, покроют золотым блеском (именно золотым, позолота - не для этого пантеона). Но в том же Зале Вы узнаете об одной привычке (или болезни) Холла, которая дала ему ещё одно, отнюдь не лицеприятное прозвище - «Queasy» - «Тошнотик». То не было каким-то ритуалом, хотя остальные игроки команд, за которые он играл, относились к этому, как к ритуалу. А что им ещё оставалось делать? Гленн блевал перед каждой игрой, во время каждого перерыва, а иногда и по ходу периода. «Я думаю, что хоккей — замечательная игра. Если её смотреть,»- говорил он. «Я ненавидел каждую минуту, которую играл. У меня начинал болеть живот почти перед каждой игрой и болел всю игру. У меня начинал болеть живот перед каждым сезоном и болел весь сезон. Я ненавидел хоккей...» Представьте уважение к человеку, даже слабость которого (или болезнь) «возвели в величие» и пишут об этом в пантеоне великих. В Зале хоккейной славы.

«Леди Бинг Трофи» достался по итогам сезона игроку «Блюз». Фил Гойетт. Лучшие годы этого хоккеиста, казалось, далеко в прошлом. Будучи частью великого «Монреаля» 50-х, он 4 раза выигрывал с командой Кубок Стэнли. Потом играл за «Рейнджерс». А в «Блюз», как оказалось, заглянул лишь на один сезон, так как уже летом, на драфте расширения, перешёл в «Баффало Сейбрз». Но именно в этот единственный сезон в «синей команде» (это что же я такое сказал?) Фил установил личные рекорды по заброшенным шайбам - 29 и по очкам - 78. Ну и, во времена, когда хоккеисты проламывали клюшками друг другу черепа, дрались команда на команду, перелазили через заграждения, чтобы разобраться со зрителями, иметь 16 минут пенальти за сезон, согласитесь - уровень пай-мальчика. За это можно и «Леди Бинг» получить.

Phil Goyette St. Louis Blues 8x10 Photo | eBay
Фил Гойетт

Я однажды где-то прочитал, что игроки НХЛ лишь однажды лазили на разборки к зрителям. Прочитал и улыбнулся. «Сент-Луис» - «Бостон», сезон 1969/70. Проломленными черепами и финальными матчами противостояние в сезоне не ограничивалось.

На фото ниже - несколько минут назад зрители на «Сент-Луис Арене» позволили себе назвать Дерека Сэндерсона цыплёнком. Экая дерзость! Кто-то сейчас за это ответит.

Бостон Брюинз v Сент-Луис Блюз
4 марта 1970

А ещё за «Сент-Луис» в сезоне 1969/70 дебютировал игрок из «восточного блока». Ярослав Иржик - двукратный призёр Олимпийских игр, неоднократный призёр чемпионатов мира в составе, как Вы верно догадались, сборной Чехословакии (вошедший в шестёрку лучших (пятёрка + вратарь) по итогам ЧМ-65, между прочим). Он не сбегал «говяжьими тропами», он уехал вполне официально (ему было 30+, и его не удерживали). Почти весь сезон Иржик провёл в фарме - в «Канзас-Сити», но 22 марта дебютировал в основном составе (против «Чикаго»). Всего провёл 3 матча, очков не набрал. Руководство «Блюз» предлагало ему подписать контракт на следующий сезон, но он отказался и уехал домой. И вот говорят - Иржик, Иржик, но вот английское написание фамилии - Jirik. И какой тут Иржик? Хотя, всё правильно - Жирик - он один, и к Чехословакии не имеет никакого отношения.

Jaroslav Jiřík
Ярослав Иржик

А в остальном сезон 1969/70 был похож на предыдущий. «Блюз» вновь заняли первое место в дивизионе «Запад», оторвавшись на 22(!) очка от занявшего второе место «Питтсбурга». На первых двух этапах плей-офф были биты с одинаковым счётом - 4:2 (в серии) «Миннесота Норт Старз» и «Питтсбург Пингвинз». Ну, а в финале вновь поражение 0:4. На этот раз от «Бостон Брюинз». А вот это уже не скажу, что ожидаемо. Все надеялись, а фанаты - так уж точно - ждали, что «Синие» зацепят хотя бы 1 матч. Не вышло. Кто бы знал, что первой победы в финале, да вообще - следующего выступления в финале предстоит ждать ещё без малого полвека.

Пожалуй, нужно сделать остановку, в конце концов - это не повесть, а всего-лишь пост. Продолжение, как говорится, следует.

Могу предположить, что Вы устали. Я не уверен, стоит ли делать столь глубокие погружения?

Если будет рейтинг нормальным (соотношение +/-), продолжу в том же ключе. Нет - буду сокращать.

Желаю Вам и Вашим близким здоровью, добра, удачи.

До встречи.