7 мин.

«Автомобилист» хаотичен и неуправляем, но мощный состав никуда не делся. Разбор первого соперника «Авангарда»

В последний день регулярки «Авангард» красиво обыграл дома «Барыс» и узнал своего соперника по первому раунду плей-офф - «ястребам» начинать матчи Кубка Гагарина с екатеринбуржским «Автомобилистом». Давайте посмотрим, что это за команда.

Как провели регулярку

«Автомобилист» начал сезон-2020/2021 очень сильно. С сентября по середину ноября подопечные Билла Питерса потерпели лишь семь поражений в 24-х матчах (из них три за пределами основного времени), на этом отрезке уральцы шли в лидерах Восточной конференции, имели лучшую атаку в КХЛ и лучшее большинство.

Затем случилось странное: «Автомобилист» ушёл в резкий штопор, потерпев в последующих десяти матчах десять поражений, причём в этот период оборона уральцев превратилась в натуральное решето, несколько раз запуская по 5-7 шайб за игру. Билл Питерс каким-то образом сумел удержаться на своём посту, и в дальнейшем ему удалось выправить ситуацию. К «Автомобилисту» вернулись победы (причём «сухие» в большом количестве), но от той осенней машины уже не осталось и следа — уральцы зачастую выигрывали на тоненького, а успехи чередовали с поражениями.

В таком темпе «Автомобилист» приближался к плей-офф и казался мне главной загадкой Востока, но в середине января команду накрыл новый кризис. С этого момента и до конца регулярки екатеринбуржцы проиграли 9 из 13-и матчей, закрепились в нижней части кубковой восьмёрки и подошли к весне внешне в ужасном состоянии.

Разумеется, за регулярку «Автомобилист» просел в тех показателях, в которых лидировал осенью. Большинство на финише гладкого чемпионата у уральцев только на 12-м месте в КХЛ (20,2%), атака — лишь 15-я в лиге по результативности. При этом оборона команды Питерса не входит в топ-10 КХЛ по надёжности, а меньшинство — очень слабое, всего 78,2% нейтрализации. Так что статистические итоги регулярки для «Автомобилиста», в который было вложено денег на уровне топ-клуба, совсем неутешительны, равно как и итоговая позиция в таблице.

Тренер

Когда команду так трясёт на длинной дистанции, бросая из крайности в крайность, то в этом, конечно, есть вина главного тренера. Билл Питерс возглавил «Автомобилист» прошлым летом, это довольно опытный канадский специалист, который бы и до сих пор работал в НХЛ, если бы не история с расистским скандалом.

В «Автомобилисте» Питерс с первых дней стал прививать типичный североамериканский хоккей. Много движения, спортивной агрессии, активный форчек, высокая бросковая активность. Эдакий отбойный молоток, который болельщики «Авангарда» наблюдали в начале первого сезона при Бобе Хартли. Схожесть стилей подтверждал ещё и тот факт, что уральская команда много забивала и обожала позиционные атаки.

Такая система Питерса работала примерно до ноября, после чего «Автомобилист» просто встал. Силовой физический хоккей уступил место полнейшей разрухе (что тут же сказалось на результате), атака перестала забивать по 3-4 шайбы за матч, из-за этого вскрылись проблемы с обороной, и снежный ком проблем стал придавливать «Автомобилист» и его тренера. Что случилось? Думаю, что есть две причины. Во-первых, кончился эффект «лёгкой предсезонки». Во-вторых, очень вероятно, что Питерс стал жертвой русской ментальности. Канадцу, первый год работающему в России, вряд ли приходило в голову, что держать команду в ежовых рукавицах надо даже тогда, когда всё идёт отлично. Полагаю, что Питерс просто расслабился, «слиберальничал» и получил то, что получил. Кстати, никакого «плохого полицейского» в его штабе не было — Герман Титов, призванный в «Автомобилист» помогать коммуникации рускоязычной части команды с наставником-варягом, тоже тот ещё лоялист.

Полагаю, что где-то в ноябре «Автомобилист» перестал быть тренерской командой. Хоккеисты стали сами по себе, что и вылилось в крайне невнятную игру во второй половине регулярки. Где-то получалось, где-то не очень — Питерс всякий раз что-то усердно записывал в блокнот во время игры, но думаю, что вес его авторитета в раздевалке сильно поубавился. В совокупности с проваленной физподготовкой, всё это привело «Автомобилист» к странной, непонятной модели игры (или, скорее, её отсутствию), нервам хоккеистов и лишь седьмому месту в таблице Востока.

Сейчас Питерс, разумеется, остаётся главным тренером команды (возможно, только потому, что досрочное расторжение двухлетнего контракта предполагает гигантскую компенсацию), но вряд ли управляет ей.

Вратарь

Якуб Коварж — один из самых крутых вратарей-легионеров в истории КХЛ, надёжный, стабильный и бессменный страж ворот «Автомобилиста». Но в этом сезоне у чеха худшая статистика за всё время его выступления в нашей лиге, море дешёвых ошибок и как минимум два нервных срыва. То публично вынесет сор из избы, то в сердцах выкинет клюшку после пропущенной шайбы.

Любопытно, что при этом Коварж целых 8 раз сыграл на ноль (рекорд сезона), но во многом так случилось потому, что он в принципе больше всех вратарей КХЛ выходил на лёд. За спиной у Якуба практически никого нет.

Вывод такой: мастерство у Коваржа никуда не делось, он постарается тащить «Автомобилист» в плей-офф, но поведение чеха говорит о том, что его уже многое достало в этом клубе. «Авангарду» своей активностью нужно вынудить Якуба нервничать, и после пары-тройки голов он может «поплыть» и оставить тыл «Автомобилиста» почти неприкрытым.

Защита

С обороной у «Автомобилиста» проблемы уже не первый сезон, но раньше (при Мартемьянове и в начале сезона Питерса) они были не так заметны, так как уральцы брали своё атакой. Сейчас же — всё на ладони. У екатеринбуржцев много тяжёлых, неповоротливых защитников (Зборовский, Трямкин, Хольцер, Мамкин), а лучшие дефы (Дженовей, Василевский) выделяются своей игрой впереди, а не сзади.

Оборона «Автомобилиста» очень много позволяет соперникам (из-за этого и психует Коварж), регулярно пропускает контратаки (нет компактности), да и в позиционках не блещет. Система Питерса с самого начала сезона обходила вниманием этот важнейший компонент, и сейчас уральцы пожинают горькие плоды, стабильно пропуская 2-3 шайбы за матч от более-менее мастеровитого нападения.

Нападение

Линия атаки остаётся последним козырем «Автомобилиста» на плей-офф. В начале сезона уральцы редко забивали менее трёх голов за игру, сияли тройки Секстон — Холланд — Мэйсек и Макеев — Дацюк — Голышев, да и остальные форварды старались не отставать. Затем нападение уральцев потухло, как и вся команда в целом, исчезла мысль в атаке, комбинации, движение. В этом хаосе растворился даже блестяще начавший регулярку Павел Дацюк. 42-летний Волшебник после Нового года набирает очки только по праздникам и совсем не похож на лидера.

Помимо Дацюка «закисли» Макеев (лишь 4 очка в последних 17 встречах), Голышев (11 игр подряд на финише регулярки без очков), да и иностранцы не напоминают самих себя осеннего образца.

Однако все эти парни никуда не исчезли из состава. И никуда не делось их мастерство. Просто им не хватает чего-то, и как знать — может необходимые эмоции пробудит как раз плей-офф? Вера болельщиков «Автомобилиста» в чудесное преображение, скорее, иррациональна, но почему бы им не надеяться на то, что их команда (пусть и неуправляемая) заиграет за счёт индивидуальных усилий игроков?

Вывод

Именно из-за хорошего состава «Автомобилист» нельзя совсем сбрасывать со счетов. Уж болельщикам ли «Авангарда» не знать, что команда может кардинально преобразиться в плей-офф без видимых на то предпосылок? Правда, весной 2009-го «ястребы» объединились вокруг молодого тренера Игоря Никитина, который буквально стал частью коллектива, а с нынешним Питерсом в Екатеринбурге такая история не прокатит. Но всё же...

Впрочем, «Автомобилист», конечно, нужно уважать, но ни в коем случае не бояться. У омичей масса козырей, которых этому сопернику, по-хорошему, бить нечем. Это и системный, тренерский хоккей, и текущий уровень ключевых исполнителей, и великолепные спецбригады, и лучшая на данный момент физическая форма.

Игрокам «Авангарда» не нужно ничего выдумывать, а просто выйти, сыграть в свой хоккей и забрать своё. Думаю, что «ястребы» к этому отлично готовы.