6 мин.

Баннер с Юраном от фанатов «Штурма». Он провел в Австрии год – и чуть не умер

Осколочный перелом и депрессия.

Фанаты «Штурма» встретили «Рейнджерс» в Лиге Европы баннером про события 25-летней давности.

В 2000-м австрийцы дома обыграли звездных гостей из Глазго с Андреем Канчельскисом, Роналдом де Буром, Джованни ван Бронкхорстом в составе и Диком Адвокатом на месте тренера. 2:0 – победный забил Сергей Юран.

Поэтому и попал на перфоманс фанатов в 2025-м.

Также на трибуне появились баннеры с надписью: «Давайте, парни, сделайте это снова». Получилось – «Штурм» выиграл 2:1, победный гол у Отара Китеишвили.

«Такой перфоманс дорогого стоит». Юран отреагировал

Сергей Юран вспомнил о том самом матче для «Чемпионата»:

«Не ожидал, что в нынешние времена в честь российского футболиста такой баннер могут сделать. Хоть и говорят, что спорт вне политики, но сегодня она, к сожалению, повсеместно влияет на спорт. Поэтому такой перфоманс дорогого стоит. Особенно приятно, что новое поколение фанатов «Штурма» помнит. Значит, не просто так я в Граце играл – видимо, неплохо это делал. Они и выиграли вчера – до сих пор помогаю бывшему клубу.

25 лет прошло, но до сих пор помню тот матч из 2000-го. За шотландцев Андрей Канчельскис играл. После матча он удивлялся: «Ничего не понимаю, что у вас за команда? Вы в Глазго получили 0:5 без шансов, а дома нас просто порвали». Ответил ему, что аура Шварценеггера нам помогает – у «Штурма» же стадион имя Арнольда носит (назывался так до 2005-го). По правде говоря, мы и сами тогда немного удивились – все-таки «Рейнджерс» был серьезной силой.

К нам с Рамизом Мамедовым в Граце очень тепло относились. Австрийцы сами по себе более сдержанные, чем португальцы или итальянцы, но и фамилию после голов скандировали, и на улице подходили, желали успеха. У «Штурма» еще была традиция: после матча футболисты брали детей, у кого были маленькие, и с ними делали круг почета по стадиону. Моему Артему как раз четыре-пять лет было. И вот мы шли вдоль трибун, люди аплодировали – очень семейная атмосфера».

«Сантиметр в сторону, я бы умер». Юран помог «Штурму» в ЛЧ, а затем травма, операция, депрессия и антибиотики

Юран провел в Австрии 37 матчей во всех турнирах, забил девять голов и отдал две передачи. Но это сухая статистика – на деле же 2000-й чуть не стал последним в жизни футболиста.

В «Штурм» Юран перешел в статусе двукратного чемпиона Португалии (в составе «Бенфики» и «Порту»), чемпиона СССР (за киевское «Динамо») и России (за «Спартак»). И помог австрийцам прилично пошуметь в Лиге чемпионов: они неожиданно выиграли группу с «Галатасараем», «Рейнджерс» и «Монако» несмотря на отрицательную разницу мячей (9:12).

В трех первых турах «Штурм» получил на выезде по 0:5 от шотландцев и монегасков. Но взял свое дома: сухие победы над «Галатасараем» (3:0 с победным голом Юрана), «Монако» (2:0) и «Рейнджерс» (2:0, еще один победный от Юрана). Решающим стал последний тур, в котором оба матча завершились со счетом 2:2. Австрийцы вырвали ничью в Стамбуле, а Юран снова забил.

Первый матч за «Штурм» Юран провел в марте 2000-го, а роковым стал ноябрь. В игре чемпионата против ЛАСКа 31-летний россиянин после столкновения с соперником получил оскольчатый перелом лобной кости. Сразу с поля игрока увезли в госпиталь.

«Состояние было шоковое. Все видел одним глазом, так как второй заплыл, – вспоминал Сергей для «Спорт-Экспресса». – Полностью очнулся только на операционном столе, когда меня осматривали два профессора. После короткого совещания решили с операцией не спешить, а отложить на следующий день. Рентген показал: сломана только первая лобовая кость, поэтому врачи посчитали, что опасности для жизни нет.

На самом же деле, как выяснилось уже при операции, все оказалось значительно сложнее. Соперник, ударивший меня затылком, раздробил кость, поэтому мелкие осколки – а их было в районе десяти, в любую минуту могли пойти гулять по голове. Пришлось бы тогда вылавливать каждый в отдельности. К счастью, доктора извлекли осколки прежде, чем случилась беда. В клинике мне также произвели при помощи металлических пластин нечто вроде пластической операции по выравниванию лба, а иначе бы осталась вмятина».

Восстановление получилось тяжелым. Юран рассказывал, что впал в депрессию: «Придись удар на сантиметр в сторону, я бы умер, височная область. Мне повезло, что быстро прооперировали. 12 осколков. У меня депрессия была. Месяца два футбол вообще не смотрел, даже на стадион не ходил после выписки из больницы – только прокручивал эту кассету с матчем. А вопрос вертелся один: мог бы я не пойти на этот мяч? Был бы у меня другой характер – я бы момент не доиграл, не полез бы за этим мячом. Смотрел и терзался: «Зачем сунулся?!»

Были страшные головные боли. Хотел играть, начал восстанавливаться, но после тренировок было что-то невозможное, усиленно принимал антибиотики. Потом сделал анализ почек, и врачи порекомендовали прекратить».

Тогда в ЛЧ было два групповых этапа: «Штурм» на втором попал в компанию к «МЮ», «Валенсии» и «Панатинаикосу», заняв третье место с двумя победами над греками.

В одной из них поучаствовал и Юран. В феврале 2001-го россиянин вышел на поле после трех месяцев без футбола: «Мне специальную маску сделали, но боли все равно не отпускали. Всякая скоростная работа отдавалась в голову, кровообращение работало по-другому. Семь месяцев восстанавливался, потом решил, что надо заканчивать. Нет смысла мучить ни себя, ни семью».

Победный матч в ЛЧ остался последним в карьере нападающего. Но нескольких месяцев игры за «Штурм» хватило, чтобы Юрана не забыли в Граце даже 25 лет спустя.

Много отбитых пенальти, перфоманс с Юраном и очередная победа «Кристал Пэлас». Главное из ЛЕ и ЛК

👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Включиться можно в любом туре!

Фото: x.com/SKSturm/; РИА Новости/Григорий Соколов, Алексей Филиппов;