Истерика из-за Станковича – перебор
Деян еще может выплыть.

Нет, это не блог Глеба Чернявского.
Теперь, когда вы уже поставили минус, важная оговорка. Я не верю, что со Станковичем у «Спартака» все будет хорошо. Он не производит впечатления гибкого и глубокого тактика, извлекающего уроки из ошибок. К нему много вопросов после прошлого сезона, а старт нового оправданно вызывает у болельщиков гнев.
После пяти туров «Спартак» – 13-й (в зоне стыков!) с пятью очками. На фоне результатов новости о поиске нового главного тренера кажутся адекватными. Если погрузиться в продвинутую статистику, вопросов к качеству работы Деяна еще больше. «Спартак» атакует на уровне проблемных аутсайдеров и допускает больше, чем создает.
Кошмар в цифрах.

Станкович заслуживает критику, но не хейт. Вот почему.
Во-первых, когда мы опираемся на цифры, всегда важен контекст. «Спартак» провел 44% игрового времени в неравных составах, 27,5% – в меньшинстве. Не оправдание, но стоит учитывать.
Еще в двух матчах удаляли соперников «Спартака», в одном из них «Спартак» упустил победу в большинстве.

● «Спартак» провел качественный матч с «Махачкалой», сник в атаке после удаления Аззи, ничего не позволил у своих ворот;
● держался вдесятером почти тайм с «Балтикой», вдевятером организовал момент Хлусевича при счете 0:1 и рухнул в последние 15 минут;
● перешел на схему с тремя центральными во втором тайме с «Акроном» после удаления Хлусевича и едва не вырвал победу на 90-й минуте;
● давил после удаления Сантоса, но поймал десятиминутное затмение после гола Соболева и запорол пенальти в концовке.
В итоге «Спартак» нормально сыграл с «Махачкалой» и во втором тайме с «Акроном», просел на 10 минут с «Зенитом». Кошмар в обороне в первую очередь вызван удалениями: худшие оборонительные перформансы – против «Балтики» и «Акрона», когда команда больше 100 минут играла в меньшинстве. Это повлияло на падение в метриках.
В общем, оправдание провалам в меньшинстве можно найти, а вот проблемам в большинстве – нет. Они тянутся еще с прошлого сезона: в августе 2024-го «Зенит» легко отодвинул игру после удаления Эраковича и был опаснее до замен Станковича, «Динамо» отыгралось в меньшинстве, Максим Савельев из «Оренбурга» запорол два момента в первом туре после рестарта прошлого сезона. В этих матчах «Спартак» играл в большинстве примерно с 60-й минуты, исключение – дерби с «Динамо», в котором Эль-Мехди Маухуба удалили на 74-й.
В этом сезоне с численным преимуществом «Спартак» лучше в обороне: допустил всего 2 удара от «Зенита» (но даже так умудрился пропустить) и ни одного от махачкалинского «Динамо». В атаке по-прежнему проблемы, но с «Махачкалой» их перекрыл результат, с «Зенитом» до гола Соболева трижды тащил Денис Адамов, а в концовке Эсекиэль Барко не забил пенальти.
Вторая претензия к Станковичу – нестабильная атака. Она вызвана неудачными экспериментами, чехардой в центре нападения, утраченной яркостью Манфреда Угальде и отсутствием роли для Ливая Гарсии.
В предсезонке Станкович наигрывал схему с тремя ЦЗ, но вошел в сезон с 4-3-3 с Антоном Заболотным на острие. Против «Махачкалы» и в первые 10 минут с «Балтикой» «Спартак» перебивал прессинг забросами вперед и цеплялся за подборы и скидки. После удаления Заболотного Станкович выпустил Гарсию и пулял уже в него.
Дальше приехал Жедсон Фернандеш. Казалось, Станкович сохранит привычные 4-3-3, сделает Мартинса сменщиком статусного португальца или сдвинет Криса на фланг. В итоге против «Акрона» Деян выпустил одновременно Умярова, Барко, Жедсона, Мартинса, Угальде и Гарсию. «Спартак» провалился в первом тайме: центру поля не хватало отлаженного взаимодействия, а наличие второго форварда теснило Угальде.
Удаление Хлусевича заставило Станковича вернуться к варианту с тремя центральными – так «Спартак» заканчивал матч с «Акроном» и стартовал против «Локо» и «Зенита». Главное отличие этих матчей – в распределении ролей в центре поля. С «Акроном» и «Локо» Жедсон и Умяров разыгрывали в глубине, а Барко и Мартинс располагались выше в полуфлангах. Там Эсекиэлю не хватало свободы: либо он опускался ниже и сталкивался с Жедсоном (зона выше никем не заполнялась), либо оставался без мяча. В итоге работали только традиционные забегания Мартинса справа.
С «Зенитом» Станкович поменял местами Барко и Фернандеша, а также выпустил в старте Угальде – Эсекиэль свободно опускался для розыгрыша на своей половине, Жедсон мобильно действовал в роли одной из десяток, а Манфред органично дополнял квадрат в центре поля подыгрышем.
Эволюцию мысли фиксирует карта принятых передач Барко и Жедсона. На ней видно, что против «Зенита» аргентинец не принимал мяч между линиями в чужой опорной, а португалец не отходил в глубину и занял левый полуфланг перед штрафной.


Ход повлиял на два гола. Сначала Барко разогнал из глубины, отрезал полузащиту «Зенита» стеночкой с Угальде и выкатил на Маркиньоса (перед этим Жедсон поставил спину Густаво Мантуану). Затем Угальде быстро подыграл Мартинсу в середине после разрезающей передачи Умярова из глубины – Жедсон завершил атаку в штрафной.
Позитивное влияние не ограничивалось голевыми атаками: Жедсон давал динамику впереди, Угальде провел лучший матч в 2025-м благодаря полезному подыгрышу, центр поля заработал за счет свободы Барко (был очень хорош, несмотря на незабитый пенальти).
Трансферы центрального защитника Карлоса Куэсты и Ильи Самошникова, которому по совокупности оборонительных и атакующих качеств наиболее удобна роль латераля, ведут к тому, что Станкович разовьет идею с тройкой защитников.
Конечно, ноль гарантий, что уже в следующем матче тренер не вернется к 4-3-3, не посадит Угальде или опять не поменяет местами Барко и Жедсона. К этой иррациональной непредсказуемости мы уже привыкли.
Но идеи, предложенные против «Зенита», выглядят перспективно. «Спартак» может превратиться в команду не только вскрывающую фланги, но и умно атакующую через середину. С вернувшимся в дело Угальде и встроенным Гарсией (его навыки в подыгрыше будут органичны при откате в глубину). На это очень хочется посмотреть.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Конечно выплывет, ведь овно не тонет.
А если без желчи, то даже в тот самый беспроигрышный период у Спартака не было никакой игры. Тренерской мысли на поле не было никакой. Все решали индивидуальности: заблистал Барко, раскрылся и выдал лучший отрезок Угальде, адаптировался Маркиньос, неожиданно на лидерские роли вышел Умяров. Всё в игре решали эти четверо. Весной просто отсутствие тренерской мысли вылезло наружу и стало видно всем, даже тем кто был одурманен беспроигрышной серией.