9 мин.

1996 год

Восхождение "Ротора" и смена поколений в "Спартаке", новая звезда чешского футбола и Тихонов в роли вратаря, "золотой матч" в Санкт-Петербурге и первый выпуск журнала "Спорт-Экспресс"

После "золотой лигочемпионской осени" я как никогда ждал следующего года. Московский "Спартак" после такого бравого марша в группе обязан был ставить перед собой самые высокие цели в главном клубном европейском турнире. Однако в межсезонье произошли глобальные кадровые изменения, коснувшиеся не только основного состава, но и тренерского штаба. Во-первых, пост главного тренера вместо отошедшего от дел Романцева занял Георгий Ярцев. Олег Иванович сохранил за собой пост президента клуба. Кроме этого, команду покинули Онопко, Черчесов, Юран, Кульков. Чуть позже в Европу также отправился Шмаров. На смену мастерам прошлого пришла молодёжь в лице Егора Титова, Вадима Евсеева, Александра Филимонова и многих других.

 

Егор Титов начинает свою карьеру в первой команде московского "Спартака"

С таким составом в Европе было трудно на что-то рассчитывать, но я верил. После первого матча во Франции против "Нанта" надежда на то, что красно-белые пройдут в стадию полуфинала практически умерла. Поражение со счётом 2-0. Ответный матч в Москве превращался в пустую формальность, однако "Спартак" дал настоящий бой. Юрий Никифоров дважды поразил ворота французов и казалось, российский клуб вот-вот забьёт третий мяч. Но во втором тайме силы покинули "Спартак", а вместе с ними ушла и победа. 2:2 - итог последнего матча московского клуба в той лиге чемпионов.

Андрей Тихонов против французкого "Нанта" в 1/4 Лиги чемпионов 1995-1996 годов

К весне 1996 года многие строительные работы в нашем районе были практически закончены. Как я уже говорил ранее, во дворе имелось 5 футбольных полей. Последнее из них введено в эксплуатацию как раз в мае 1996 года. Эта площадка - настоящий "финт ушами" директора местной школы! Втихаря данный предприимчивый мужчина построил подземную парковку, а чтобы как-то завуалировать сей факт, он придумал построить на крыше стоянки футбольный корт. Площадка была заасфальтирована и огорожена со всех сторон двухметровым забором с металлической сеткой. Несмотря на наличие других полей, на этом было не протолкнуться. Обычно мы делились на 3-4 команды по 5 человек в каждой и устраивали турниры. Это было интереснее, чем бегать 11 на 11 по огромному зелёному полю. На этой площадке я проводил значительную часть своего свободного времени.

Летом 1996 года болельщики футбола находились в предвкушении чемпионата Европы, где наша сборная попала в "группу смерти" вместе с Италией, Германией и Чехией. В то время я играл в футбол по 8-10 часов и не всегда находил время даже для таких крупных турниров. Матч против итальянцев я смотрел дома по телевизору, а вот игру с немцами не видел. Когда в тот день вернулся домой с футбола, заметил в спальне у родителей разбитую люстру. Мама пояснила, будто у нашей сборной в матче против немцев был какой-то опасный момент. Отец посчитал, что наши забили гол. В порыве такого недюжинного счастья он подпрыгнул с дивана и победоносно вскинул руки, которыми и попал по люстре. К сожалению, наши в том матче так и не забили, а итоговую игру в группе "скатали" с чехами вничью - 3:3. Последние сенсационно вышли из группы вместе с немцами, а "скуадра адзурра" осталась за бортом первенства.

 

Илья Цымбаларь против Дфанфранко Дзолы

В оставшихся матчах я болел за хорватов и чехов. Первые потерпели поражение от немцев на стадии четвертьфиналов, а вторые дошли до финала. У чехов на том чемпионате блистательно играл Карел Поборски, ставший моим любимейшим игроком той сборной. Также в составе у чехов выделялся Патрик Бергер. Именно тогда я понял, насколько большой игрой является футбол. По новостям после каждой стадии соревнований показывали улицы Чехии. Там творилось полное сумасшествие. Люди жгли фаеры, танцевали, плескались в фонтанах, пели песни. В финале того "Евро" для меня, как болельщика сборной Чехии случился настоящий кошмар - Оливер Бирхофф забил "золотой гол" и поставил крест на надеждах чехов выиграть первое европейское первенство начиная с 1976 года. После "Евро" игроков той сборной Чехии раскупили многие известные европейские клубы. В частности, Поборски перешёл в "Манчестер Юнайтед", а Павел Недвед - в "Лацио".

 

30 июня 1996 года. Оливер Бирхофф забивает решающий гол в финале чемпионата Европы 1996 года

Примечательно, что именно во время чемпионата Европы по футболу и после него в нашем дворе произошла небольшая революция моды. Вместо старых несуразных кроссовок все повально стали переодеваться в белые кеды с сеточкой. Их называли "тенниски" или "волейболки". Особым шиком являлась покупка так называемых "московских" кед. Они были самыми дорогими и прочными. Эта мода продержалась вплоть до середины 2000-х и даже в наше время эти кеды достаточно популярны.

Китайские белые кеды - официальная обувь дворового футбола 90-х годов

Под влиянием игры Станислава Черчесова тем летом я стал играть в воротах. Это продолжалось примерно 1-2 месяца, но запомнилось надолго. И вот почему. В то время у нашего прославленного вратаря был 12 номер (мой любимый) и он здорово играл в "раме". Во время дворовых матчей, вставая на ворота, я произносил примерно следующую фразу: "В воротах играет 12 номер - Станислав Черчесов". Многие не знали моей фамилии и считали меня Черчесовым. Даже в моей родной школе нет-нет, да и называли меня по фамилии прославленного вратаря. Как известно, в каждом дворе и почти у всех детей есть клички. Меня стали называть "Черчесовым", потом "Черчесом", затем "Черкесом", "Черчиллем" и наконец "Черчем". Поэтому я Станислава Саламовича никогда не забуду!

Осенью 1996 года российские клубы начали играть в европейских клубных турнирах. "Спартак-Алания" представляла нашу страну в лиге чемпионов. Я никогда не болел за владикавказский клуб, но в тот раз мне было больно на него смотреть. 2:7 дома, перед своими болельщикам от "Глазго Рейнджерс". Это был полный провал! В отличие от "Алании" московский "Спартак" медленно карабкался по турнирной сетке кубка УЕФА. Особенно примечательным стал матч против датского "Силькеборга". Сомнений в том, что многократный чемпион России пройдёт датский клуб не было никаких. После первого тайма москвичи вели со счётом 3:0 и казалось, дело сделано. Однако "Спартак" расслабился и был за это наказан двумя мячами. Счёт стал 3:2, а тут ещё в конце матча удалили Руслана Нигматуллина за "фол последней надежды". Замен не было и ворота встал Андрей Тихонов. Со своей новой ролью он справился на "отлично" и даже намертво взял мяч после опасного штрафного датчан. "Спартак" прошёл в следующую стадию соревнований.

 

11 сентября 1996 года. Андрей Тихонов в воротах московского "Спартака"

Здесь можно посмотреть, как Андрей Тихонов отбил опасный удар на 90-й минуте матча

Мой папа родился и вырос в Волгоградской области. Неудивительно, что он всегда болел за волгоградский "Ротор". Несмотря на удачные 1993 и 1995 годы, когда клуб с берегов Волги становился серебряным призёром чемпионата страны и проходил в кубке УЕФА "Манчестер Юнайтед", 1996 и 1997 годы - высшая точка взлёта. "Ротор" в те годы реально боролся за чемпионство и каждый раз ему не хватало совсем не много. Звёздами команды по праву считались Владимир Нидергаус, Олег Веретенников и Валерий Есипов. Отец недолюбливал Романцева во многом из-за стиля игры. Ему казалось, москвичи слишком увлекаются перепасовками и мало бьют по воротам. По его мнению, Романцев не брал Веретенникова в сборную во многом из-за того, что Олег Александрович в удобной для удара позиции предпочитал бить по воротам, чем отдавать пас.

 

Олег Веретенников в игре за волгоградский "Ротор"

В последних турах сезона волгоградцам снова не хватило опыта и борьбу за чемпионство в "золотом матче" повели московский "Спартак" и владикавказская "Спартак-Алания". Матч проходил в Санкт-Петербурге, но трибуны стадиона были переполнены. Москвичи были мобильнее, злее и по праву победили со счётом 2:1. Молодёжь "Спартака" прошла боевое крещение!

Полностью тот матч Вы можете посмотреть вот здесь:

В декабре 1996 года вышел первый номер журнала "Спорт-Экспресс". Этот номер, как и многие последующие я по прежнему храню у себя дома в шкафу. В конце первого выпуска на предпоследней странице была размещена пошаговая игра типа "монополии" под названием "чемпионат России - 1996", а на последней странице коллаж с изображением Майка Тайсона. Обложку того журнала украшал Андрей Тихонов - один из главных героев прошедшего футбольного сезона в России.