Одержимость: кровавый джаз с элементами драмы
"Второй состав, вытрите кровь с моих барабанов" ©
*В качестве музыкального сопровождения можно послушать джаз. Но помните, что он не требует спешки. Желательно в этот момент отвлечься от всех дел, закрыть лишние вкладки, принять удобное положение в кресле...можно и помечтать*
Whiplash. Whiplash. Прошепчите это слово. Несколько раз. Whiplash. И сравните с грубым "Одержимость". Уиплаш. Одержимость! Первое можно шептать в ухо любимой или любимому. Второе - носит явно неодобрительный характер. Ты что, одержим? Ты безумен? Слишком явные негативные коннотации. Я не хочу, чтобы русская адаптация этого фильма сбивала с толку. Речь идет об одержимости в самом лучшем ее проявлении – в выходе за рамки привычного мира, достижение своего творческого акме. Вы можете возразить, что "уиплаш" похоже на звук удара плетью или кнута? Насмотрелись оттенков и теперь мне своим развратом тут пуляете? Тьфу на вас.
Фильм начинающего режиссера Дамьена Шазелла начался еще в 2012 году, когда он решил покорить Сандэнс своей короткометражной версией картины. Окончательно убедившись в своей авторской правоте, он начал снимать его целиком, получив при этом много возгласов одобрения и дополнительных спонсоров, без которых сценарий продолжал бы пылиться на полке.
Находясь где-то на стыке драмы кинематографической, и драмы музыкальной, Дамьен осознал – совместить оба этих элемента будет невероятно сложно (забегая немного вперед, скажу, что не все из задуманного получилось). Чтобы вы понимали – сделать качественную музыку в фильме, где каждый том-том, хай-хэт и бочка должны звучать именно так, как они звучат в джазовой традиции, это очень непросто, даже для современных студий звукозаписи. Послушайте современные альбомы с их вялыми и глухими ударными, и вы все поймете. Кто-то возразит: «Это же в первую очередь драма, кино, что ты пристал с этой музыкой, играет она там фоном и ладно, какая разница?».
Музыка в этом фильме является той самой красной нитью, она является ключевым нарративом, т.е. способом рассказать историю, она ведет нас от мечты (я хочу играть как Бадди Рич), к улыбнувшейся удаче (эй ты, покажи мне, что ты умеешь), до падения самооценки (я не чувствую такта, у меня не получается закрепиться в оркестре), агрессии и мыслей о возмездии (я ненавижу тебя, ублюдок Флэтчер!), к полной депрессии и апатии.
К сожалению, многое в плане музыки не удалось. Но об этом позже.
Все хорошее и плохое закончится в финале. И снова ее величество мелодия направит нас по безумным коридорам познания, кто мы есть, и чего мы можем достичь в ситуации, когда думаем, что это потолок, и либо мы разобьемся об него, либо проломим и станем культом.
Предлагаю сразу осознать одну простую мысль - лучшую роль в фильме играют, нет, не играют, а живут, питаясь нашим биением сердца, ударные. Только они ни разу не сфальшивили. Только они страдали больше всех. Только они умирали в кадре. Только они заставляли нас сопереживать и корчиться от боли, когда в гневе были сломлены и разорваны в клочья. Только они показывают то значительное, что невозможно понять при нашем с вами когнитивном опыте. И уж точно не получится описать. Спасибо Вам, барабаны, тарелки и волшебные палочки. И не так важно, кто играл в паре с Вами. Вы в одиночку вытащили этот фильм.
Кто-то готов оспорить, что без джазовой тематики это была бы зауряднейшая драма с оттенками психологизма, отношениями талантливый ученик против самодура-учителя, и тернистого пути таланта, коих было снято не сотню, не тысячу, и даже не миллион? Вы глупы, и ничего не понимаете ни в музыке, ни в кино. Ничего. Надеюсь, сейчас вы это очень хорошо осознали.
Фильм зиждется на трех китах джаза.
Во-первых, это ритм. Вы чувствуете? Приложите ладонь к левой груди. Прощупайте висок. Приложите ухо к окну. У всего есть ритм. Но в джазе, ритм это вам не какое-то размеренное тиканье или стук. Ритм - это жуткий диктатор, кровожадный и неистовый, непостоянный, как и сама основа мироздания. Барабанщик вынужден как бы догонять разогнавшихся и распалившихся музыкантов, и в тоже время солировать, он добивает свою партию в паузах между импровизациями, он поддерживает монолитный каркас стиля, когда альт-саксофон тянет вас в прекрасные дали, а аккомпонирующий рояль – в грустные воспоминания. И только ударные напоминают вам, что вы еще стоите на земле грешной, и покачиваете головой в такт. Именно ритм является камнем преткновения в отношениях Флэтчера и Эндрю. «Ты играешь не в моем, сука, стиле!»
Вторая часть состоит из великого джазового наследия. Картина не случайно названа в честь композиции «whiplash» Хэнка Леви. Главный герой вдохновляется величайшим барабанщиком всех времен Бадди Ричем. И, конечно же, Дюк Эллингтон и его «Караван», признанный джазовым стандартом своего века. Всех карт раскрывать не буду, но, думаю, в финале вас ожидает нечто грандиозное в плане ощущений. Джаз добавляет в фильм нужную пульсацию, драйв, страстность, даже надрыв. Джастин Харвитц и Тим Симонек очень здорово подобрали все композиции, фильм благополучно выиграл Оскар за лучший звуковой монтаж, заодно войдя в шорт-лист всех меломанов от кино, вроде вас и меня. Что, говорите, Гравитация брала этот приз в прошлом году? Нет, ну вы абсолютно безнадежны.
Третья ступень - это дорога к величию. Джаз двигали вперед очень неординарные люди с непростой судьбой. Всегда в их историях есть переломный момент. Именно таким видит рецепт руководитель оркестра, именно в такие условия он ставит юного музыканта.
Ты знаешь, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером?
Джо Джонс швырнул в него тарелкой.
Точно. Паркер юнец, неплохо играет на саксе. Вот он выходит на сцену, и все портит. Джонс чуть не обезглавил его за это. Под смех оркестра Чарли всю ночь проплакал, но уже наутро. Что он делает? Репетирует. И репетирует, и репетирует, думая только об одном: над ним больше не будут смеяться. Через год он возвращается в Рино, снова выходит на эту сцену, и выдает самое охренительное соло, которое слышал мир.
Ты либо будешь унижен и разбит, либо станешь в один ряд с величайшими. Хочешь стать великим? Разбей проклятый потолок своей башкой, гребаный ты мудак. Не можешь? Тогда я сам разобью потолок твоей головой.
«Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем молодец»
«Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера.»
Когда фильм смотришь во второй раз, остается только музыка. Как в матрице – нет никакой кошки. И никакого фильма тоже нет. Мы с вами в черной комнате, нас окружает волна звука, хотя, справедливости ради, этот звук нам не нравится. Фильм заканчивается той же самой ударной партией, что и начинался. В разнице между ними и уместилась вся основная драма. Вы уже поняли великий джазовый секрет? Швырните гребаной тарелкой в Чарли Паркера. Все это довольно глупо, не правда ли?
Зрите в корень, леди и джентльмены, и не забудьте оценить трейлеры и композиции в оригинальном исполнении. May music force be with you. Always.
Нью-Йорк, фестиваль джазовой музыки JVC, 6 марта 2015 г.
Сам саундтрек можно послушать тут:
Немного о саундтреке:
Альбом можно поделить на три части: первые 6 тем — уникальные песни от Тима Симонека, треки с 7 по 17 — инструментальная музыка, которую сочинял Джастин Харвитц; ещё 6 тем — классические джазовые композиции таких артистов, как Дюк Эллингтон, Стэн Гетц и других. Последний трек содержит фрагменты из репетиций бэнда.
Теперь о том, что не удалось. Не удалось выдержать общую планку в звучании. Сумасшедшая сцена в конце, безусловно, очень яркая, но сама игра оркестра на смотрах и фестивалях, выступление Флэтчера в кафе, репетиции - очень средне, а может быть и ниже, в зависимости от того, с чем сравнивать. Я не случайно поставил в самом начале джаз не из фильма - дабы вы могли прочувствовать разницу. Нет ни достаточной легкости, ни воздушного звука, все зажато, излишне академично, нет удовольствия от прослушивания. Похоже на концерты местного завалящего музыкального училища, ну уж никак не тянет на джазовое отделение Линкольн-центра, с его залом славы лучших джазменов и искушенной публикой.
Знаете, чего еще не хватает? Ощущения присутствия. Кто был в филармонии, знает, насколько там специфичен звук. Он, благодаря ретрансляторам, расположенным в особых местах на потолке и стенах, непоглощающей звук обивке кресел, подавляющей лишние шумы конструкции самого зала, разносит мелодию на всю ширину и высоту помещения, создавая уникальную звуковую среду. Почему мы не слышим этого в фильме?
У меня есть ответ на этот вопрос. Безусловно, это тема для отдельной дискуссии - бешеные темпы современного кинопроизводства. Голливуд задал себе безумную временную планку, все спешат, уже не до искусства, лишь бы успеть к пику посещения кинотеатров и взять кассу. Фильм был снят за 19 дней - да, вы, батенька, охренели!
Меломаны в очередной раз становятся заложниками ситуации, когда фильмы про музыку почти не снимают, а если снимают, то музыка там не всегда на высоте...
Про особенности обучения в консерватории не буду говорить, разумеется, увеличение темпа у профи тренируется не год, и не два, крики и ор на студентов явно не помогают тем раскрепоститься, а только раскрепостившись и отдавшись музыке можно играть джаз, причем какой джаз, сложный свинг (с философией Дюка Эллингтона - "Все, что не имеет свинга — не имеет смысла") эпохи классических биг-бэндов. И поломанные руки в аварии - это никакой игры на барабанах как минимум ближайшие 10-12 месяцев.
Мы подсознательно чувствуем обман, и, даже восхищаясь напряжением фильма, все равно понимаем, что все это довольно отдаленная от реальности история. Как к этому относиться - решайте сами.
P.S. Кстати, я немного боялся, что будет использован классический стандарт эпохи, которую так и назвали, "jazz take five". Но ведь это уже было в Симпсонах :)
Дополнительные материалы к фильму:
Трейлеры:
Скачать:
графика убойная
анонсная гигантоманская
фильм не смотрел
хотя мог
Согласен с тем, что финальная сцена нарочито выбивается из общей канвы. Но ведь и глупо было бы весь фильм на разрыве аорты идти, нужны были и плавные моменты. Хочу посмотреть на днях Рэя, сравнить. Видел Иду? Кино, во многом недоделанное, цепляет в плане музыки. Даже удивился, насколько оно ближе мне по духу именно звуком в кадре. Хотя сам фильм - ну, схематичен очень, похоже на дебютную работу с режиссерских курсов.
А по живому звучанию, вернее его отсутствию: возможно было сделано сознательно, чтобы показать мол вот мы все играем по нотам, а если где-то кто сфальшивил по прописанному сценарию, то и зритель должен это четко услышать. В живом звуке все бы сливалось во едино, а по студийной записи непрофессиональному зрителю разобраться проще. Ну а финал своей эмоциональностью как раз нарочно и выбивается, чтобы относительно всего фильма ощущался выплеск (почти уиплэш) чувств от всего драматического накала происходящего, как кульминация, чтобы зритель поверил в, то что ГГ прокачал скиллы и выдал нечто сверхъестественное.
А может это все бред...
Биберов слушают дети, а фильм скорее для взрослой аудитории. Большинство хотя бы что-то из этого знают, Гетца, Эллингтона, Леви... Особенно американцы, выросшие на этой музыке. Во всяком случае, Нью-Йоркцы точно.
"м.б. виновата акустика кинотеатра"
Даже не знаю, а как такие фильмы нужно показывать и где?)
Я вот смотрел дома, скачал блюрей (водится за мной такой грешок, думать, что от размера файла хотя бы иногда зависит качество картинки и звука), слушал на домашнем кинотеатре, ну звук как звук, на репетициях убавлял громкость, на джазе прибавлял. С другой стороны, на этом же оборудовании слушал записанные концерты самых разных исполнителей, иногда было очень даже круто. Не знаю, как сравнить это, дело даже не в качестве звука, но вот что-то живое хотелось бы услышать, а тут все играют, как с диска, ни импровизации, ни каких-то акцентов не расставлено. Это же не оркестр при министерстве внутренних дел, где нужно тупо отыграть материал, а все-таки обладатель каких-то призов за лучший джаз-бэнд Нью-Йорка, играют в Карнеги-холле. Это странно, ведь и сам материал располагает к тому, чтобы удивить, добавить красок.
Само качество звучания в фильмах обычно довольно слабок, это объясняется технически, вшивают как правило кодек долби диджитал, он же AC-3, он же ATSC A/52. Это степень сжатия ~12:1 с потерями. На блюрее стали делать Dolby TrueHD, он уже кодек без потерь, 2:1 — 4:1, что, разумеется, в разы лучше. Но на трекере с тру эйчди не нашел, к сожалению(
______________
Если хоть кто-то, а я склонен предположить, что их оказалось не мало, после фильма вместо условных "биберов" начал слушать джазовые стандарты, или же просто прошелся в Ютюбе по записям джазовых концертов — это уже победа.
Насчет музыкантов, которым не понравился звук, пришла в голову мысль, что м.б. виновата акустика кинотеатра при просмотре или качество звука в видеофайле. Потому что вряд ли такой специфический фильм выпустили бы в прокат на 100% не удостоверившись в качестве звучания.
В принципе, все очень верно сказано, но я потому и опубликовал материал тут, что речь больше о музыке, нежели о самом кино, центр тяжести перешел на все то, что мы слышим, потому что, мне так показалось, сам режиссер хотел бы, чтобы мы слушали этот фильм прежде всего, нежели смотрели.
Сюжет ведь полностью читается из синопсиса (ну почти), ты уже знаешь, что Флэтч не зря приглашает Эндрю выступать с его бэндом, уж с его-то связами, да не найти барабанщика? Сцену с девушкой в кафе явно переняли из Социальной Сети Финчера, во всяком случае, и девушки такие же миловидно-серенькие, без устремлений, в то время как герои имеют планы по захвату мира, не меньше (тут и Лига плюща, создание собственной интернет среды, или повторение пути Бадди Рича, солирующая роль и лидерство в крупном джазовом коллективе). Сцены психозов, метаний тарелок, ящиков, разбитых в кровь рук, это все типичная американская история про преодоление себя. Как если бы Рокки Бальбоа играл в биг-бэнде.
Поэтому мне и казалось, что раз уж сам фильм не может увлечь тебя своим содержанием, захватить твое внимание целиком, удивить, да, то он может показать то, что до этого не показывали. Темную сторону музыки. Где не всегда талант что-то решает. Когда ты бьешься в стену, и ничего не выходит. Люди ведь годами не могут отыграть вещь так, как им хотелось бы, из-за этого их психика становится очень уязвимой.
Можно было сделать акцент на эффект присутствия. Ты попадаешь на концерт, проходишь за сцену, тебе все видно и слышно напрямую, мне этого в фильме очень не хватает. Думаю, многим из нас доводилось бывать в консерватории, на концерте любимой группы, живое выступление, там все на грани, там важно даже не качество исполнения, а драйв. Драйв был только в самой концовке, когда ты думаешь, вау, вот это действительно здорово. Не уверен, что там не обошлось без небольшого вмешательства звукорежиссера, немного добавлено скорости к ударам. Суть в том, что если бить с такой скоростью, получается либо брутальный дэт-металл, http://www.youtube.com/watch?v=XnZo7b2Fx80 либо что-то вроде драм-перфоманса, когда нет никакой идеи, лишь бы было много звука http://www.youtube.com/watch?v=T0gl9LXq3LA . А тут на удивление получилось все очень гармонично, просто мегареспект за такое.
В принципе, как кино, я думаю, оно неплохо, но с поставленной задачей показать джаз так, как его никто еще не видел, не справилось. С другой стороны, если у тебя два композитора, оркестр, куча звуковиков, и все равно музыка в фильме не цепляет, то как же сложно сделать это... Может быть, нужно было каких-то легенд джаза привлечь... Знаю, что после просмотра многим музыкантам именно звук не понравился :)
надо повтыкать вместо Discovery )))
http://www.kinopoisk.ru/film/261018/
Очень похоже сделали именно манеру съемки, хотя фильм не художественный, скорее просто нарезка красивых мест.
что там - никакой графики
все операторская и режиссерская работа
и костюмеры
"Кто-то возразит: «Это же в первую очередь драма, кино, что ты пристал с этой музыкой, играет она там фоном и ладно, какая разница?».
Музыка в этом фильме является той самой красной нитью, она является ключевым нарративом, т.е. способом рассказать историю, она ведет нас от мечты (я хочу играть как Бадди Рич), к улыбнувшейся удаче (эй ты, покажи мне, что ты умеешь), до падения самооценки (я не чувствую такта, у меня не получается закрепиться в оркестре), агрессии и мыслей о возмездии (я ненавижу тебя, ублюдoк Флэтчер!), к полной депрессии и апатии."
и вся остальная, игравшая фоном, тоже ок
иначе не было бы 10
а мелочей я уже и не вспомню
то он бы увидел десятку в списке оценок друзей
Ты ведь смотрела фильм, что тебе в нем не понравилось?
предупредил бы)
Насчет музыки: мне все понравилось, но быть может от того, что идеальным тонким слухом с рождения одарен не был. В любом случае музыка - это лишь один (пусть в данном случае практически солирующий) инструмент из кинематографического ансамбля, наравне с декорациями, костюмами, визуальными решениями, сценарием, работой оператора, монтажера, игрой актеров конечно же и т.д. Голливуд - искусство производства искусства. Снять фильм за 19 дней и рассчитывать на идеальную работу всех "инструментов" довольно наивно, но таковы современные условия кинопроизводства с которыми режиссеры вынуждены считаться.
Кажется (поправь если не так), понимаю что ты имеешь ввиду, когда говоришь про академичность, "красную нить" и роль музыки, в качестве способа рассказать историю. Мне тоже где-то не хватило эмоций именно в звучании. К игре актеров претензий не имею, колошматили что надо, со злостью где-то может даже и перебор был, а вот в звуке этих эмоций не слышно. Но в конечном итоге это настолько незначительный недочет, что я просто на него закрываю глаза. Ведь фильм одной только музыкой не сделаешь. А глядя на всю работу этого кинематографического ансамбля "Уиплэш", остаешься довольным в любом случае, даже при наличии незначительных погрешностей.
А кстати кто исполнял все действия на барабанах?