5 мин.

Женщины меняют будущее всего футбола

Меня зовут Сергей, мне 35 лет. И с понедельника, 23.10.2023 я являюсь студентом совместного курса Европейского университета и клуба «Реал» (Мадрид) по направлению «спортивный менеджмент». 

Это продолжение главы «Ищем проблемы у «Манчестер Сити». В понедельник нашей группе сдавать домашку по этому клубу. Как звучало задание? Написать воображаемый отчет на имя директора выбранного клуба с указанием на любые темы, которые мы считаем, нужно проработать в ближайшее время. Одной из таких тем и стали болельщицы, а также женский футбол. За нее-то я и отвечал. 

Сразу дисклеймер, весь этот рост женского футбола, живя в Москве, я тоже не видел. Ни одной игры в жизни пока не посмотрел, но цифры, мягко говоря, удивляют. Сфера не то, что развивается, а прыгает вперед семимильными шагами. Конечно, в обозримом будущем мужской футбол им не догнать, но сами считайте, что разница в развитие получается длиною в век. Изучал все это с прицелом на «Манчестер Сити», так что большинство цифр по Англии. 

Чем же отличается болельщик от болельщицы?! 

На сегодняшний день в Великобритании 52 процента женщин хотя бы раз в месяц смотрит что-то спортивное, среди мужчин - 76%. Разница сразу уже не так велика, да? Всего в полтора раза. В Латинской Америке число болельщиц за исключением Аргентины (почему-то) находится в районе 70 процентов.

Да, на сегодняшний день они чаще смотрят мужской футбол. Список предпочтений средней англичанки выглядит так: Чемпионат мира, АПЛ, обе олимпиады, Лига чемпионов, Лига Европы, а только затем женский ЧМ. Почему? Все просто, женский футбол сейчас слабо показывают. Чтобы найти что-то чуть менее мейнстримное, чем финал мундиаля, нужно лезть в ютуб, пиратские сайты и т.д. Но с 2023 года в зоне УЕФА число матчей на ТВ уже выросло в 2.4 раза по сравнению с 2017-м. 

В целом динамика женского боления просто завораживает. В 2021-м году число людей, называющих себя (да-да, формулировка крайне обтекаемая) любителями женского футбола было 144 миллиона, к концу 2023-го УЕФА ожидает 328 миллионов, +128% за два года! Этому, конечно, способствовал и удачный ЧМ-2023. Причем главная соль этих цифр, еще 5 лет назад треть этих людей на футбол плевала с большой колокольни. Это новые болельщики, новые клиенты для маркетинговых отделов всех клубов, новые кошельки для покупки футболок и глаза для просмотра рекламы во время игры. 

Второй отличительный момент - большая часть этих новых фанатов молодые: 39 процентов в группе от 18 до 25 лет. Их приучи сейчас к женскому футболу и они останутся с тобой еще лет 40, а то и больше. В то время, как средний возраст посетителя «Олд Траффорд» - 40, средний опыт боления и походов на стадион фаната «Ман Сити» - 20,5 лет. В то время, как аудитория мужского футбола стареет, не будучи особенно в силах привлечь рожденных в 21-м веке, у женского она молодая и энергичная. Для сравнения доля постоянных болельщиков мужского футбола для группы 45-65 лет - 33%, а для тех, кому от 18 до 25 уже 28%. 

Третье: пока мужской футбол имеет большую популярность в странах второго-третьего мира, женский - наоборот, в Западной Европе и США (самой платежеспособной части мира). О чем нам это говорит? о том, что продавать через него проще. УЕФА ожидает, что за 10 лет спонсорские пакеты клубов вырастут многократно и достигнут отметки почти в 300 миллионов (неплохо, да?) Сейчас правда в среднем всего 30.  

В целом женский футбол, конечно, с поправкой на размах, имеет больше преимуществ для спонсоров. Тут скопом идет и поддержка спорта, и равенства, и что-то свежее-новое и пока не загаженное бесконечными скандалами. Женский футбол - пока такая крайне дружелюбная и мило улыбающаяся песочница, в которую всем очень приятно погрузиться. Тут нет (по крайне мере в общественном пространстве) ни домашнего насилия, ни бесконечных любовных скандалов, ни убийств фанатов. Каждая футболистка тут герой, пошедшая против проверенной десятилетиями системы, играющая на чужом (мужском) поле. Сравните с вечно капризничающим Неймаром.  

Да, на текущий момент женские команды находятся на попечении у мужских и живут за счет их бюджета. Но, во-первых, в рамках одной фирмы часто бывает так, что деньги берутся из прибыли от реализации одного продукта и направляются на развитие другого с надеждами на его рост в будущем. А, во-вторых, УЕФА ожидается, что в начале 30-х и женские команды выйдут в плюс, так что как инвестиция - это очень правильное направление.  

U.K. Men's Soccer Team Crushes U.S. Women's Players | National Review

USA TODAY Sports via Reuters 

Четвертое: согласно последним исследованиям, привязанность женщин к выбранному досугу выше, чем у мужчин. Чуть больше четверти из тех, кто занимался спортом в детстве, затем становится постоянным болельщиком. А только в одной Великобритании до конца 2024 года собираются обеспечить местом для тренировок 500 тысяч (пол-ляма) девочек. Вычисляем отсюда четверть и получаем количество людей, способных заполнить «Олт Траффорд» и «Этихад» одновременно. И это только на островах, и это только за 2 года. Уже сейчас 39 процентов зрителей готовы поглощать больше женского футбола, вы его только показывайте, а 52 процента готовы посмотреть его, а затем уже принять решение. 

Интересный факт: после землетрясения в Турции «Бешикташ» провел товарищеский матч с «Атлетико», и перед этой игрой те же сами болельщики (40 тысяч на стадионе и сотни тысяч перед экранами) наблюдали за проивостоянием этих же клубов, но среди женщин. И это в крайне маскулинной Турции. Если даже хотя бы десятая часть из них продолжит следить за женскими командами, выхлоп феноменальный. 

Итог: понятно, что в нашей стране женский футбол - пока идеальная цель для сексистского юмора. Очевидно, что для нас это крайне далеко, не очень понятно и не интересно. «Если мужики-то нормально по мячу пинать не могут, то эти и подавно» - думает обычный болельщик. В более развитых в первую очередь финансово странах этот тренд уже вовсю бьет рекорды роста. Понятно, что продолжаться такие рывки вечно не будут, ну нельзя удваивать аудиторию каждые два года. Но некоторые тренды получаются прям на зависть мужскому футболу. Смогут ли женщины, как на поле, так и на трибунах серьезно изменить нашу любимую игру? Кардинально - вряд ли, но что внесут осязаемые коррективы — это точно. Футбол — это развлечение, а развлечение признано не только развлекать, но и окупаться. Поэтому и владельцы клубов, и лиги, и спонсоры уже давно сделали пометки в своих блокнотах и будут подстраиваться под эту новую, но стремительно растущую армию болельщиков. Битва за них уже вовсю идет.