15 мин.

Стивен Джеррард: «Никто не ждал такого офигенного финала, они редко бывают такими яркими»

Всем привет! Продолжаю знакомить вас с интересными событиями из жизни нашего капитана - Стивена Джеррарда. В этой части своей автобиографии Стиви расскажет о том, как его команда выиграла Кубок УЕФА (обеспечивая тем самым требл в сезоне), играла против таких команд, как "Рома" (чемпион Серии А того сезона) и могущественная "Барселона" с лучшими игроками. А также о новом контракте с "Ливерпулем".

Жерар, узнав о нашем бурном желании праздновать (победу в финале Кубка Англии, прим. переводчика), мгновенно напомнил, что сезон вообще-то еще не закончен - всего лишь через четыре дня нас ждал финал Кубка УЕФА. «Только пару пинт», - предупредил нас тренер. Мы очень старались соблюсти этот лимит, честное слово... Старались, но не вышло. Два бокала пива - мягко говоря, не тот объем, которым можно «облить» Кубок Англии. Я превысил норму намного, да и все остальные неплохо погудели - ведь мы были счастливы. Про Кубок УЕФА никто и не думал, мысли были только о завоеванном трофее. Я смотрел на всех нас и видел, как же игроки довольны и счастливы. Многие мечтали об этом моменте всю жизнь. Поэтому мы пили и поздравляли Майкла. Да, завтра у всех будет похмелье и подготовка к следующему финалу, но это была бесценная ночь, когда можно не заморачиваться, пить, шутить и гордиться собой. Для меня это была вершина того сезона с треблом. Ничто не сравнится с Кубком Англии.

Жерар так не считал. Он ведь француз. Для него европейский кубок казался более престижным, нежели домашний, как, впрочем, и для многих наших легионеров. Жерар после Кардиффа насмешил: «Да, вы выиграли один трофей, но вам следует ограничить себя в радости, ибо Кубок УЕФА тоже очень важен». Он был заворожен этим европейским трофеем, рассказывал нам, сколько он весит, его историю... но все равно не убедил меня, что он важнее Кубка Англии.

Но вообще Европа оказалась отличным опытом для нас. На ранних стадиях мы обыграли «Рапид» из Бухареста, а потом слованский «Либерец», этот матч все помнят, как кошмар для Карры, каких у него больше никогда не случалось. «Ты в порядке, сынок?» - спросил Жерар Карру в перерыве. «Тебе не хорошо?» Сказать, что Карре было хреново ничего не сказать. Нам было смешно, как его возили по полю, но, несмотря на это, мы победили, выйдя в третий раунд на «Олимпиакос». Игра в Греции удивила меня: пятьдесят тысяч зрителей, все жгут файеры, машут флагами! Расстояние от фанатов до поля там было существенно больше, чем в Англии, но все они там зажигали будь здоров. Такая атмосфера заводит, вот и я завелся, замкнув головой подачу Гари Макки с углового.

Для Улье европейский кубок казался более престижным, нежели домашний, как, впрочем, и для многих наших легионеров. Но мне важнее был Кубок Англии.

Из-за травмы я пропустил игру с «Ромой» в четвертом раунде, и это меня поначалу жутко расстроило - очень хотелось сыграть против Франческо Тотти, настоящего гладиатора. Правда, Тотти и сам был травмирован, поэтому возможности играть против него и не было. Римляне много бахвалились, как они вздуют этот «Ливерпуль», но, как известно, это лишь дало нам дополнительную мотивацию. Победа над командой с такими игроками как Габриэль Батистута и Кафу со счетом 2:0 на Олимпийском стадионе дала нам уверенность полагать, что мы можем поднять Кубок УЕФА над головой. (До этого матча «Рома» в своих стенах вообще не проигрывала и принимала Ливерпуль в ранге лидера Серии А. Однако «Ливерпуль», ведомый Оуэном, поставил Рим на колени, прим. переводчика)

В следующем раунде нас ждал «Порту» с его сильной обороной и звездами типа Деку и Капушу. В гостях на «Стадио-дас-Антас» нам удалось не пропустить, и это был плюс: португальцы неважнецки играли на выезде. Через неделю на «Энфилде» мы с ними разобрались. В одном из эпизодов их вратарь – Эспинья, чудом сотворил сэйв после моего мощного удара.

Никто, даже прожженный «эвертонец», не сможет сказать, что мы прошли в финал на халяву – в полуфинале нас ждала могущественная «Барселона». Для многих футболистов «Камп Ноу» величайший стадион на земле. Я мечтал сыграть там, а когда состоялась наша первая тренировка на «Камп Ноу», я никак не мог собраться с мыслями. Будто бы я турист и осмотриваю достопримечательности. Я увидел Карру и понял, что он испытывает то же самое. «Охренеть какой стадик!» - сказали мы друг другу. Там я понял, какой путь я уже проделал - с дворов Айронсайда до «Камп Ноу». Следующим вечером я даже как-то позабыл о результате, просто хотелось выйти на этот газон, где на тебя смотрят девяносто тысяч безумных фанатов. Хотелось жить этим, а мысли о победе или поражении отошли на второй план.

«Барселона» была великолепна. Пепе Рейна уверенно стоял в раме, также как он делает это сейчас, только за «Ливерпуль» (автобиография была написана в 2006м, прим. переводчика). Ривалдо и Патрик Клюйверт волшебничали в атаке. Центрального нападающего как такового у них не было, эти двое постоянно перемещались то глубже, то выше, позволяя полузащитникам Овермарсу и Луису Энрике совершать прорывы. Я трудился в середине поля, и, надо сказать, меня редко так уничтожали ментально и физически, как в тот вечер. Пеп Гвардиола и Филип Коку господствовали в центре - если я закрывал одного, то другой постоянно владел мячом. Просто заколебался бегать за ними. «Барса» дала нам урок под названием «пасуй и двигайся» (passandmove) – качествам, которые всегда должны быть визитной карточкой «Ливерпуля». Они превзошли нас во владении мячом где-то 70 на 30. Когда Робби Фаулер появился на поле во втором тайме, он сразу попросил у Франка де Бура немного мяча в аренду! Нам таки удалось отодвинуть игру от своих ворот, слыша подбадривающие крики «Отлично!» со скамейки. Счет 0:0 в гостях стал для нас крупным успехом, и я стремглав побежал к Клюйверту меняться футболками. С тех пор я иногда смотрю на ту футболку и вспоминаю футбольный урок в Каталонии.

Просто хотелось выйти на газон "Камп Ноу", где на тебя смотрят девяносто тысяч безумных фанатов. Хотелось жить этим, а мысли о победе или поражении отошли на второй план.

Тактически мы сыграли неплохо, и нулевая ничья на поле соперника была нам в плюс. Поэтому я никак не мог понять мощной критики в наш адрес. «Осторожный «Ливерпуль» - писали все газеты. А хрен ли вы ждали?? Что мы помчимся навстречу «Барсе» с шашками наголо, смеясь в лицо владению мячом? Да это же верная смерть. Пресса, особенно испанская заклеймила нас как скучных, но меня это не волновало. Я стремился пополнить мою коллекцию медалей, и если бы Жерар решился играть в открытый футбол, я бы явно недосчитался трофея. Мы тщательно оборонялись, а потом нещадно жалили соперника контратаками - раз-два, вынимай. Этот стиль подходил для парней, которые играли у нас. На «Энфилде» мы в первый раз за шестнадцать лет вышли в финал европейского турнира благодаря пенальти, реализованному Гари Маккой, и невероятной игрой в обороне во втором тайме. Дело сделано.

Финал кубка в Дортмунде 16 мая уж точно нельзя назвать скучным. Атмосфера была волшебной, мы были в статусе обладателей Кубка Англии. Мы, конечно, не курить на поле приехали, но грудь держали прямо. Неважно, как сыграем с «Алавесом» - сезон уже сложился удачно. Я был настолько расслаблен, что каждую ночь перед Дортмундом спал как ребенок. В день финала я выглянул в окно и понял, что город уже раскрашен в красные цвета благодаря нашим болельщикам. Путь от отеля к стадиону был безумным: толпы наших фанатов заполонили улицы, распевая песни и безжалостно подавляя любое дорожное движение. Лишь припарковать автобус заняло у нас целых полчаса! Фанаты не пускали нас, ведь им хотелось веселиться еще с Кардиффа. Из окна автобуса я видел майки с надписями «Победители Кубка Англии 2001» и «Требл 2001» - все были уверены, что мы точно выиграем. Но, никто не ожидал такого офигенного матча. Финалы редко бывают такими яркими.

Мы уже выиграли два кубка, поэтому не испытывали особого давления, играли в свое удовольствие. Вот если бы мы влетели «Арсеналу», то бегали бы куда собраннее, сидели бы глубже и играли бы на любимых контратаках. Уже на четвертой минуте Гари Макка сделал подачу в штрафную, где Маркус Баббель открыл счёт, забив мяч головой – отличный смелый удар, учитывая, что ему там локтем досталось. Штрафные Макки всегда были важнейшими составляющими нашей игры, отточенное на тренировках мастерство позволяло ему доставлять мяч точнехонько в нужное место. Макка набрал классную форму - вот почему в финале я играл справа. Спасибо Жерару, блин, опять отправил меня на «убойное месилово». Но жаловаться было бесполезно, да я и не привык. Я просто взял и забил гол! Всегда буду благодарен Майклу за тот пас вразрез, позволивший мне пройти и ударить, 2-0. «Алавес», между тем, не собирался сдаваться. Иван Алонсо отыграл один мяч, правда, сразу после этого Гари Мак забил с пенальти - 3:1.

Честно говоря, заходя в раздевалку, мы все думали, что уже победили. Болельщики вовсю пели о требле, игроки им подсвистывали. Даже тренеры говорили, что Кубок наш, если мы продолжим так же играть. Я тоже был в этом уверен, да и не я один: «Алавес» нас особо ничем не беспокоил. Вот почему мы вышли на второй тайм такими аморфными. Хави Морено забил нам дважды. Охренеть! Жерар выпустил Робби, и уже через семь минут Фаулер вывел нас вперед отличным ударом. Вроде бы все было в наших руках, но соперник нащупал таки слабость: Сандер, бывало, обидно ошибался по ходу сезона, вот и тогда проспал навес. Хорди Круифф сравнял счет, 4:4 и перевел игру в овертайм. Мда, кто ж еще, если не Хорди... бывший манк.

Жерар перевел меня на правый фланг обороны на овертайм, и я немедленно начал переживать насчет послематчевых пенальти. «Если Жерар велит - пробью», - решил я. Никаких отказов, не хочу подвести «Ливерпуль». Я все еще изнурял себя мыслями об одиннадцатиметровых, когда Гари Макка навесил в чужую штрафную, где Дельфи Хели срезал его в свои ворота. Сначала я даже не вспомнил о «золотом» голе, ибо не очень внимательно слушал Жерара на предматчевой установке - я вообще не понял, что игра окончена, и мы победили! «Черт, все!» - зажглась лампочка в моей голове, и ноги сами понесли меня праздновать. Ну, по крайней мере, мы выиграли по игре, а не по пенальти, хотя побеждать в финале за счет автогола немного нелепо.

Сначала я даже не вспомнил о «золотом» голе, ибо не очень внимательно слушал Жерара на предматчевой установке - я вообще не понял, что игра окончена, и мы победили! «Черт, все!» - зажглась лампочка в моей голове, и ноги сами понесли меня праздновать. 

Тем не менее: требл был наш, и воздух сотрясали песни и чанты. Болельщики скандировали: «Улье! Улье!» Наши фанаты всегда уважали Жерара: по прибытию на «Энфилд» он обещал выигрывать трофеи и он преуспел. Самого главного он, титула победителя премьер-лиги увы, не достиг, но выиграть три кубка за один сезон - феноменальное достижение. Кстати, он опять не дал нам нормально отпраздновать! Через три дня надо было играть с «Чарльтоном», важный матч для попадания в Лигу чемпионов. Требл был хорошим достижением, но квалификация в Лигу чемпионов была важнее для «Ливерпуля» с финансового точки зрения.

В тот сезон мы трудились вовсю, даже выиграли на «Олд Траффорд» впервые за десять лет. Кстати, тот матч я никогда не забуду: 17 декабря 2000 года все ждали, как я схлестнусь с Роем Кином. «Боишься?» - спрашивали меня, но где там! Я ждал встречи с нетерпением. Я почувствовал, что наверняка проиграю дуэль, но я не сдамся. Кин тогда был практически лучшим полузащитником - я ненавидел наблюдать за «МЮ», но любил наблюдать за игрой Роя. Я хотел играть как он - с такой же отдачей, страстью в отборах, пасуя точно - образец для меня. По телику Кин впечатлял, но на поле он был еще круче. Ты не увидишь на экране, какие рывки он делает, как прикрывает других игроков и руководит ими. Накануне матча я весь день думал о Кине. «Все вокруг и говорят только о Кине, не надо этого пугаться» - говорил сам себе. «Если Кин хочет битвы - он ее получит».

Развернув за завтраком газету, я увидел, что все только и пишут о нашем матче. Фергюсон в интервью даже про меня упомянул, мол, Джеррард физически крут и технически одарен, весьма мобилен, быстро пасует и читает игру. Черт, он даже сказал: «Непросто мириться с тем, что у «Ливерпуля» есть игрок, настолько же хороший, как Рой Кин». Ептать! Я знал, насколько Кин был важен для болельщиков МЮ, для Ферги - сравнение с ним дорогого стоило. После этого, до сих пор его восхищение мной не было для меня секретом. Игроки «Юнайтеда» говорили мне об этом во время сборов сборной Англии. После комментариев Фергюсона оставалось лишь выйти на поле и подтвердить, что у «Ливерпуля» есть свой Кин!

Посещение «Олд Траффорд» никогда не было легким делом, и тогда мы вкусили всю прелесть визита в логово врага. Еще из автобуса мы видели перекошенные от злости лица их фанатов, нехитрые знаки из одного пальца в нашу сторону. Слышали песенки примерно такого содержания: «Идите на**й, говнюки!», «Мы убъем вас на**й!», «В ваших ливерпульских трущобах…» Они нас реально ненавидели, и желчь прям лилась у них из всех дырок. Бах - в стекло автобуса прилетел кирпич, потом еще один. Мы быстренько похватали сумки и скрылись в тоннеле к раздевалкам.

Такие уж это матчи - не на жизнь, а насмерть. Я знал это еще со времен игр за академию. Тогда у меня были перепалки с Уэсом Брауном и Ричи  Уэлленсом, который в настоящий момент играет за Олдхэм (2006 г., прим. переводчика ) За теми встречами наблюдали ничтожное количество болельщиков, но мы играли с такой же страстью, не на жизнь, а насмерть. В течение всех девяноста минут я хотел уничтожить «Юнайтед». Я никого и никогда так не ненавидел. Фаны «Эвертона» не любят меня, из-за того, что я частенько забиваю голы в дерби, да - они гнобят меня каждую минуту матча, но они меня уважают. С «Юнайтед» не так. Там ты просто воплощение зла просто потому, что ты - «Ливерпуль». Тот зимний день 2000-го не исключение. Мы даже не слышали стартового свистка из-за злобного гула трибун. «Охренеть, - подумал я, - сейчас пойдет заруба. Или мы, или нас».

Минут десять манки нас возили и держали мячик у себя. Все игроки Ферги, не только Кин, держали мяч хорошо. Я не мог приспособиться к их скорости, получил желтую карточку. В перерыве Жерар и Томмо говорили нам: «Прессингуйте, ловите их на ошибках, играйте компактно! И делайте что хотите, только не теряйте мяч!» Почему, спросите вы? Да потому что Кин вас сразу вылечит и высушит, а болелы «Юнайтед» будут над вами уссыкаться. Отдавать мяч манкам на «Траффорде» - форменный суицид. Я пару раз облажался, Кин меня обыграл и 60 тысяч манков ржали надо мной. Да, там никого не любят, особенно соседей с севера Англии.

Самым прекрасным моментом игры стал, собственно, наш гол, который забил Дэнни (Мерфи) со штрафного. Только пару тысячи болельщиков поддерживали нас тем вечером на «Олд Траффорде», но этот момент мы отпраздновали как финал кубка. Полтора часа против Кина стали для меня хорошим уроком, который пошел мне на пользу. Сам Рой пожал мне руку, буркнул: «Неплохо», и это было круто. Я хотел бы заполучить его футболку, но это должна была быть футболка сборной Ирландии. Манковскую я бы не взял, они запрещены в моем доме.

Я пару раз облажался, Кин меня обыграл и 60 тысяч манков ржали надо мной. Да, там никого не любят, особенно соседей с севера Англии.

Та победа позволила нам и дальше бороться за Лигу чемпионов, но особенно нам в этом помогла офигенная победа 3:2 на «Гудисоне», когда Макка реализовал тот самый штрафной с сорока ярдов. Последнюю игру сезона мы уверенно выиграли у «Чарльтона» 4:0 - как и заключительные игры во всех остальных турнирах в сезоне требла.

После такого сезона и моей роли в нем «Ливерпуль» предложил мне продлить контракт. Струан позвонил и сообщил, что Рик Пэрри вышел с предложением: контракт на шесть лет. «Многовато это, Стиви, давай остановимся на четырех годах», - посоветовал мне мой агент, и я согласился. Струан никогда не подводил меня. Рик дал добро на четыре года и предложил неплохую зарплату - 50 тыс.фунтов в неделю. Не всем игрокам, показавшим хороший уровень «Ливерпуль» предлагал такие большие деньги. Это был большой шаг вперед, и в «Ливерпуле» хотели, чтобы я осознавал это.

Сразу после подписания, Рик, Жерар и Томмо принялись обсуждать со мной мое будущее.

 «Мы высоко ценим тебя, поэтому предложили такой большой контракт, - сказал Жерар. – Мы не хотим, чтобы ты изменялся.  Продолжай играть в том же духе на тренировках и в матчах. Мы довольны твоим поведением. Не меняйся!»

 Я был очень доволен. Деньги - хорошо, но главное - моя жизнь сразу стала уютнее с подписанием нового контракта. Для простого парня с Хайтона у меня было все отлично - свой дом, например. Мама с папой ни в чем не нуждались. Да шут с ними, с деньгами - я был страшно рад тому факту, что «Ливерпуль» заинтересован во мне. Отлично. Роман всей моей жизни продолжался.

Перевод:  mertzan (LiverBird.ru), корректировка: Rafa_Benitez

Предыдущие части книги: