8 мин.

Король оперы

Пласидо Доминго давно вошел в историю оперного искусства. Его терпкий, вельветовый, мягкий и одновременно мужественный голос узнается моментально. В пении он добился всего. Однако его заслуги перед футболом тоже весьма велики. Неудивительно, что ему разрешили войти в раздевалку сборной Испании после финального матча ЧМ 2010. Доминго почетный сосьо «Королевского клуба» и активный проповедник мадридизма. 

Финал ЧМ 2010

Сегодня великий вокалист празднует свой День Рождения. Ему исполняется 77 лет. Свой 77-й День Рождения Доминго празднует в воскресенье, что само по себе тавтология, так как domingo по-испански и значит воскресенье. В его новом возрасте продублирована важнейшая для «Реала» цифра. Излишне напоминать, кто играл и играет под этим номером. 

Доминго

Доминго коренной madrileño. Он родился в 1941 в Мадриде. Тяжелое время для всей Европы. Испания приходит в себя после Гражданской войны. Футбол присутствовал в жизни семьи всегда. С самого детства Пласидо посещал игры «Реала» со своим отцом. Вопроса за кого болеть перед мальчиком не стояло. Как и вопроса, кем быть. Он рос в музыкальной семье и его путь был во многом предопределен. Хотя, конечно же, мадридский подросток мечтал быть футболистом. Родители Доминго были музыкантами. Они исполняли сарсуэлу – традиционный испанский музыкально-драматический жанр. Что-то вроде оперетты. С музыкой у семьи Доминго всегда была мистическая и загадочная связь. Его отец умер 22 ноября 1987 в день Святой Цецилии – покровительницы этого вида искусства. Ровно через тридцать лет в этот же самый день уйдет из жизни один из любимых партнеров Доминго по сцене – наш соотечественник Дмитрий Хворостовский...

В 1949 родители Доминго переезжают в Мексику, чтобы основать там собственную театральную труппу. Мальчик страдал, так как был лишен возможности ходить на матчи «Реала». Но эти лишения его закалили, ведь жизнь вокалиста – это сплошные ограничения. В Мексике Доминго начинает всерьез заниматься пением, дирижированием и фортепиано. В консерваторию его приняли достаточно рано, в возрасте четырнадцати лет. Доминго стал рано помогать своим родителям, которые поручали ему небольшие партии с самого юного возраста. Так он обрел бесценную сценическую практику и к двадцати годам был уже опытным артистом. В Мехико родился его первый сын. Доминго тогда было 16 (!) лет. Вскоре слишком ранний союз распался. А вот второй брак оказался удачным. В 1962 Доминго женится на сопрано из Мексики Марте Орнелас. Эта женщина во многом сделала сеньора Доминго. Она отказалась от собственной вокальной карьеры ради мужа, чтобы сопровождать его на гастролях, помогать, учить новые партии. Помимо этого, Марта родила ему двух сыновей. Позже ей удалось реализовать себя в качестве режиссера и декоратора. 

И, конечно же, именно в Мексике Доминго сформировался как художник. Эту страну можно спокойно назвать его второй родиной. В Мехико состоялся его оперный дебют (1959). Он исполнил крошечную партию в «Риголетто» Верди. Сюда он приезжает в отпуск практически каждый год. Есть документальный фильм, как на вилле Доминго в Мексике собирается вся его семья. Родственники весело проводят время, купаются, играют в теннис и т.д. Между развлечениями Маэстро умудряется выучить новую партию в опере Моцарта «Идоменей». Он отдыхает на лежаке и постоянно просматривает нотный тест, а журналистам, словно извиняясь, без лукавства, говорит: «Я не силен в Моцарте, нужно работать». Фантастическая самокритичность, достойная профессионала высшей категории.

В первой половине 60-х Доминго с супругой скитается по провинциальным театрам всего мира. Три года работает в Израиле, в опере Тель-Авива. И, наконец, получает свой шанс в 1967. Его зовут в Метрополитен в Нью-Йорке. После дебюта в этом театре карьера молодого певца либо взлетает, либо стремительно осыпается. Критики "Нью-Йорк Таймс" безжалостны, но, как правило, объективны.  

С США у вокалиста вообще отличные творческие отношения. До 2011 он был художественным руководителем оперы Вашингтона, сейчас главный человек в опере Лос-Анджелеса. В последние годы Доминго много выступает и как дирижер. Дирижерское образование очень помогало ему на протяжении карьеры, Доминго всегда отличался не только потрясающими вокальными данными, но и уникальным музыкальным интеллектом.  

Метрополитен стал для Доминго домом. Не только художественным, но и самым настоящим. Певец подолгу бывает в Нью-Йорке, там у него есть квартира. За свою карьеру Доминго открывал сезон в престижнейшем театре много раз. Он еще в 1999 году побил достижение легендарного Карузо по этому показателю. Доминго, как и его любимому футбольному коллективу, принадлежит множество рекордов. Он спел почти 150 (!) полных оперных партий. К примеру, у Паваротти было 36 партий в карьере. Прямую трансляцию оперы Пуччини "Тоска" с участием Доминго посмотрело два миллиарда человек. Немыслимые цифры для академического искусства. А в 1991 году в Вене после выступления в «Отелло» Верди занавес поднимали полтора часа. Так неистовствовала чопорная венская публика. А ведь Доминго в роли Отелло предрекали провал. Пласидо лирический тенор, а партия мавра требует более плотного, драматического звучания. Критики и специалисты были уверены, что лирический голос не прошибет массивный оркестр и «погибнет». Но Доминго справился. Он любит вызовы и риск, он человек куража. В Петербурге на Дворцовой площади Доминго отработал целый концерт при +10 в одном смокинге. Смертельный номер для оперного певца. Сеньор может накануне важного выступления в том же Петербурге в 2016 сорваться и прилететь на финал Лиги чемпионов. С возрастом, когда верхние ноты "ушли" Маэстро не побоялся, несмотря на неодобрение поклонников и критиков, перейти в более низкий регистр и стать баритоном. И своем новом диапазоне он чувствует себя очень уверенно.  

Выходная ария Отелло из одноименной оперы Джузеппе Верди.

Доминго обладает замечательным чувством юмора и даром самоиронии. 31 декабря 2011 в Метрополитен состоялся уникальный спектакль «Зачарованный остров». Каждый певец мог спеть в предновогоднем спектакле любимый отрывок из барочного репертуара. Доминго появился на сцене в роли Нептуна под коронационный антем Генделя «Садок-Священник». Тот самый, который лег в основу гимна Лиги Чемпионов. Так он обозначил свою любовь к Игре.

Страсть к Доминго к «Реалу» и футболу невероятна. Во многом благодаря азарту болельщика он, как мне кажется, не теряет интереса и к своей профессии. Доминго алчный художник, который все время жаждет большого. В этом Маэстро похож на «Реал». Многие, даже более молодые певцы, сошли со сцены, а Доминго по-прежнему «горит» новыми идеями. Кстати, его коллеги по «Трем тенорам» тоже болельщики. Паваротти всю жизнь поддерживал «Ювентус», а уроженец Каталонии Каррерас естественно переживает за «Барселону». В одном из журналов Лиги чемпионов Доминго и Каррерас признались, что часто спорят друг с другом по футбольным вопросам. К согласию они, конечно, не придут никогда, что не препятствует их дружбе. Знаменитое трио выступило на четырех мундиалях (1990-2002).   

Пласидо Доминго активно помогает молодым артистам, так как понимает, насколько тяжело пробиваться. В 1993 возник конкурс «Опералия», проходящий под его руководством. Победители соревнования получают возможности выступить на лучших площадках мира. В частности, Пласидо открыл путь на большую сцену многим певцам из России. В нашу страну он приезжает почти каждый год, а впервые оказался здесь в 1974.   

Доминго и Перес

В 2002 году был написан гимн по случаю столетия клуба. Вопроса, кто будет его исполнять, не стояло. Гимн Пласидо исполнил прямо в День Рождения "Реала".

Доминго отнюдь не пассивный болельщик, переживающий за команду у телевизора. Он часто, несмотря на колоссальную занятость, посещает стадион, наведывается на базу и принимает участие в празднованиях. Ни одна большая фиеста по случаю важного трофея без Доминго не обходится. Кроме того, с Флорентино Пересом они друзья. В 2016 Доминго дал огромный четырехчасовой концерт на "Сантьяго Бернабеу".

Гимн, созданный к столетию клуба протяжный и лиричный. Но есть у "Реала" и другой, более героический, тот самый, который звучит перед каждым матчем. Подкупает наслаждение, с которым немолодой Маэстро пропевает каждую строчку. 

Доминго - настоящий боец, который не сдается ни при каких обстоятельствах. Даже когда его жизни угрожает смертельная опасность. В феврале 2010 у певца обнаружили раковую опухоль кишечника. В начале марта провели срочную операцию. А уже 16 апреля Пласидо снова вышел на сцену миланского Ла Скала. Доминго исполнял очень эмоционально и физически затратную партию Симона Бокканегры из оперы Верди с идентичным названием. Автору этого текста посчастливилось присутствовать на том спектакле. После операции Доминго явно было тяжело, голос звучал приглушенно, но проникал в самое сердце и обдавал невероятной витальной силой. Доминго хотел жить и работать, он побеждал болезнь. "Когда я не работаю, то я ржавею", - сказал однажды Маэстро. Кстати, после этого выступления Доминго должен был лететь в Москву, но этому помешал исландский вулкан. 

Пласидо Доминго - образец артиста и человека. Его жизнь состоялась. Он добился немыслимых успехов в своей карьере, создал крепкую семью и счастлив как болельщик. Маэстро видел все двенадцать побед "Королевского клуба" в главном турнире Европы. И, конечно же, хочет увидеть еще. Ни Доминго, ни "Реал" никогда не остановятся на достигнутом.   

 

Доминго и Роналду