19 мин.

Потерянное поколение НБА семидесятых

 От автора: это отредактированная версия статьи, т.к. изначальный вариант после перепрочтения показался мне слишком сырым даже для первого опыта написания поста в блог. Надеюсь, что вам понравится. 

 Наверно, почти любой болельщик, который давно следит за НБА, рано или поздно понимает, что ему становится недостаточно просто следить за текущим сезоном и он отправляется изучать ее историю. Лиге есть что предложить: легендарные игроки, матчи, даже броски, например, победный трёхочковый Стива Керра после паса Майкла Джордана; можно узнать про то, как создавался институт скаутинга, откуда появились определенные правила и исключения из них, почему игрокам запретили выходить на драфт сразу после школы, можно изучать коллективные соглашения и проследить, как они менялись с годами и какие события повлияли на появление или исключения из них определенных пунктов. В общем, информации хватает на любой вкус и цвет, и каждый найдет для себя то, что ему интересно. 

 Лично я начал "следить" за лигой 14 лет назад, поэтому можно сказать, что я рос на баскетболе Кобе, Тима Данкана, Кевина Гарнетта, Трэйси МакГрейди, Винса Картера и многих других игроков, задрафтованных в конце девяностых или в начале нулевых. Летом 2003 года я купил себе NBA Live 2004 и отправился играть в нее, ничего не зная о лиге. Особенностью той игры было то, что там можно было выбрать свой любимый клуб, и от этого выбора зависело оформление главного меню: цвета менялись на клубные, появлялся логотип, и на анимированном фоне появлялся игрок из ростера, который водил мяч и бросал по кольцу. Честно признаюсь, что я выбрал Сан Антонио Спёрс просто из-за того, что мне больше всего понравилась их цветовая гамма и только через несколько лет я узнал про их историю, чемпионства, неординарную фигуру Грэгга Поповича и уровень баскетболистов. 

nba live

 На следующий год вышла новая часть NBA Live, и я тут же отправился ее покупать, а потом провёл за играми много часов. Уже тогда я запомнил многих игроков и больше всего мне запомнился режим династии, в современных NBA2K это режим MyGM, а также то, как весело можно было громить Шарлотт Бобкэтс, у которых был ужасно низкий рэйтинг. К тому же, на мой взгляд, спустя столько лет ни в одном баскетбольном симуляторе не был более интересно реализован All Star Weekend. Рассказываю я это всё к тому, что тогда игры этой серией были для меня чуть ли не единственным источником информации о лиге, точно не помню, но, возможно, дома до сих пор был dial up интернет, так что более подробно за происходящим в ассоциации я не следил. Но даже только благодаря играм я знал, что в Денвер Наггетс лучшим игроком был Кармэло Энтони, в Майами Хит это был Дуэйн Вэйд, в Кливленде - Леброн и так далее. 

 Сегодня никого не удивить суперкомандами, большими трио и звёздными дуэтами. Но еще в первую половину нулевых это было большой редкостью, считай, что у всех команд только один франчайз игрок, который был явно лучшим и был действительно лицом команды. В Орландо лучшим был Дуайт Ховард, а до этого Шак. В Сан Антонио лучшим был Тим Данкан, а до этого Дэвид Робинсон. Можно было проследить преемственность игроков, поколений, десятилетий. Про многих молодых и перспективных игроков стали говорить, что это следующий *имя игрока*. Менеджеры Филадельфии надеятся, что Бэн Симмонс сможет стать следующим Леброном Джеймсом, менеджмент Лейкерс надеется, что Брэндон Ингрэм сможет стать следующим Кевином Дюрэнтом, примеров достаточно. Но я заметил, что в НБА есть целый период, который считай, что не подарил нам игроков, именами которых бы называли молодых проспектов и надеялись, что они станут следующими. 

next

 Период, о котором я говорю - это вторая половина семидесятых и первая половина восьмидесятых годов. Думаю, что любой из вас с лёгкостью назовет звезд нулевых, девяностых, восьмидесятых, шестидесятых, самые любознательные, возможно, назовут на память пару-тройку игроков еще более старых эпох, но в рамках "общего развития" вспомнить звёзд семидесятых почему-то трудно. Именно про это мне бы и хотелось поговорить в этой статье: почему между семидесятыми и восьмидесятыми возник разрыв? Почему Ларри Бёрд и Мэджик кажутся нам первоначальной точкой отчёта в надеждах на то, что когда-то появится "следующий" или радуют своей уникальностью, т.к. можно довольно смело утверждать, что таких игроков уже больше не будет. При этом мы понимаем, что они звёзды уже совсем другой эпохи и другого баскетбола и их время и игру трудно сравнивать с карьерами и личностями Билла Рассела, Оскара Робертсона и Уилта Чемберлена. Семидесятые для лиги стали смутным временем неумелого руководства Ларри О'Брайена, низкой популярности и серьезной проблемы с наркотиками, которая тогда имела просто пугающие масштабы и о которой пойдет речь дальше. 

 Для того, чтобы кризис семидесятых был более очевидным, стоит сказать о том, какая эпоха предшествовала этому времени. Шестидесятые стали для НБА весьма знаковым периодом: в лигу приходили новые франшизы, старые переезжали в новые города, вокруг игроков лиги стал создаваться уже привычный нам ореол атлетов-полубогов, который способны на феноменальные действия на площадке и обладают буквально нечеловеческими телами и способностями и, наконец, именно в конце шестидесятых начал создаваться логотип, который используется лигой до сих пор, баскетбол НБА начал становиться брендом. Именно тогда Лэйкерс переехали из Миннеаполиса в Лос Анджелес, Сиракьюз Нэйшеналс перебрались в Филадельфию и стали Севентисиксерс. С 61 по 68 годы в лигу пришли 6 новых команд: Чикаго Пэкерс (нынешние Вашингтон Визардс), Чикаго Буллз, Сиэттл Суперсоникс, Сан Диего Рокетс, Милвоки Бакс и Финикс Санс. 

 В 57-ом Бостон задрафтовал центрового Билла Рассела, который своей игрой предопределил целое десятилетие и принёс Селтикс 11 чемпионских баннеров за 13 сезонов. Через 2 года в лигу пришел еще один доминирующий центровой - Улит Чемберлен, уничтожавший всех своей игрой и личной статистикой и установший рекорды, которые держатся до сих пор: рекорд по очкам за игру - 100 и рекорд по подборам за игру - 55. Их противостояние стало визитной карточкой НБА тех лет. В целом лига была на подъеме, но в 1967 году она столкнулось с угрозой в связи с формированием АБА - Американской Баскетбольной Ассоциации, про историю взаимоотношений этих двух лиг итак написано достаточно постов, поэтому я не буду сильно заострять на этом внимание, конкретно здесь скажу только о том, что НБА удалось подписать главную университетскую звезду - Карима Абдула Джаббара, но в свою очередь многие игроки ушли играть в АБА, включая лучшего скорера лиги - Рика Барри. 

billvswilt

 Но шестидесятые подошли к концу, и за ними неизбежно пришли семидесятые. Две ассоциации существовали параллельно друг с другом, делили зрителей и прибыль. Доходы АБА медленно, но верно падали, но у нее были свои особенности, которых не хватало НБА, например, конкурс по броскам сверху, который привлекал к себе внимание. Сам стиль игры тоже несколько отличался и у каждого были свои поклонники. В 76-ом произошло их слияние, работа над которым велась еще с лета 70-го, но количество финансовых вложений в то, чтобы это случилось, едва не погубило НБА, да и многие зрители не были поклонниками этого решения. Популярность НБА падала, но об этом чуть позже.

Именно в семидесятые в лиге появилась новая важная проблема, которая оставит свой отпечаток на целом десятилетии - наркозависимость. Она пришла на в баскетбол из вне - мир за паркетом менялся, наступил кризис, и жители бедных городских районов пытались сбежать от реальности и найти утешение в употреблении наркотиков и тратили последние гроши на героин. Можно было бы подумать, что профессиональные атлеты, миллионеры находились в стороне от этой проблемы, но это было не так. Богачи могли позволить себе кокаин, который был не по карману беднякам, и употребляли его в промышленных масштабах, о чем нам может поведать кинематограф и литература тех лет. И отдельно стоит понимать, что многие профессиональные баскетболисты как раз были выходцами из бедных городских кварталов и неблагополучной среды. 

 Проблема была очень масштабной и наложила свой отпечаток на целое поколение игроков НБА, чьи карьеры были испорчены или преждевременно окончены из-за наркотической зависимости. В качестве примера первым на ум приходит Спенсер Хэйвуд. Это был отличный игрок, который обладал феноменальным атлетизмом. Первый год карьеры Спенсер провел в АБА, где успел стать новичком года, попасть в первую сборную новичков, первую сборную звезд АБА, получил вызовв на Матч Звезд и стал МВП этого матча, а завершилось это всё призом МВП регулярного сезона. Это всё только в дебютный сезон 1970! За карьеру в НБА он стал чемпионом в 1980 году, 4 раза играл на МВЗ, дважды попал в первую сборную звезд, дважды во вторую и Сиэттл Суперсоникс вывели из обращение его игровой номер (24).

В сезоне 79-80 Хэйвуд перешел в Лос Анджелес Лейкерс, где стал употреблять наркотики и его карьера стремительно пошла на спад. Ему было всего 30 лет, но уровень игры стал совершенно другим, Лейкерс избавились от игрока из-за того, что на играх он не показывал своего прежнего уровня, а на тренировках несколько раз уснул. После Лейкерс он провел в лиге еще три сезона, но это был уже совершенно другой игрок, его карьера завершилась когда ему было 33 года. Можно с уверенностью сказать, что его карьера могла быть более долгой, продуктивной и яркой, например, Леброн и Кобе достигли своего прайма как раз к 30 годам. Да, в итоге Спенсер попал в Зал Славы, так или иначе оставил свой след в истории, но он мог оставить совершенно другое "наследие". 

haywood

  Еще один пример испорченной и преждевременно законченной карьеры - Дэвид Томпсон. Он был выбран под первым номером на драфте 75-го года. Как и Спенсер Хэйвуд, он был выдающимся атлетом и скорером. В 78-м году он набросал за одну игру 73 очка, это до сих пор третий результат за всю историю, больше смогли накидать только Уилт Чемберлен (100 и 78 очков) и Кобе Брайант (81). Его достижения за карьеру: 4 вызова на МВЗ, МВП МВЗ (1979), два попадания в первую сборную звезд в НБА, а также вызов на МВЗ АБА и МВП в этом матче в 1976, попадание во вторую сбоную звезд, новичок года и первая сборная новичков в АБА тоже в 76-ом. Весьма впечатляющий список, согласитесь? 

 Но теперь о грустном: его карьера продолжалась всего 9 сезонов с 75 по 84 год. Такой скорер точно мог продержаться в лиге гораздо дольше и адаптировать свою игру после того, как атлетизм пойдет на спад, он злоупотреблял наркотиками и всё время вне площадки проводил на вечеринках и в ночных клубах. Во время сезона 83-84 он был в Studio 54, центре ночной жизни Нью-Йорка, где он упал с лестницы и травмировал колено так, что был вынужден завершить карьеру. Он пытался вернуться в баскетбол с Пэйсерс в 85 году, но попытка не увенчалась успехом.

В 96-ом Томпсон стал членом Зала Славы, а в 2009 Майкл Джордан выбрал его для своего представления в Зал Славы. Эм Джей говорил, что Дэвид был тем игроком, на которого он равнялся, когда был ребенком. Это ведь о чем-то говорит, не так ли? Если бы не травма, полученная в ночном клубе под воздействием наркотиков, то мы могли бы стать свидетелями гораздо более долгой и насыщенной карьеры, Дэвид мог бы стать одним из "столпов" лиги, но из-за наркотиков его прайм был очень стремительным и коротким и из семидесятых в восьмидесятые он переходил не в суперзвездном статусе, а в качестве деградирующего человека и игрока. 

thompson

 Здесь важно сказать, что наркотики были проблемой не только в глобальном смысле, но из-за того, что в НБА до прихода Дэвида Стерна не было никакой политики относительно их употребления. Зависимых игроков пытались обменять, скрывая то, насолько серьезны его проблемы и в таких случаях команда, в которую приходил такой игрок, получала не только спортсмена гораздо более низкого уровня, чем тот, на который изначально рассчитывала, но и просто наркомана в раздевалку, который подсаживал остальных игроков. Если зависимого игрока не получалось обменять, а его игра была совсем плачевной, то его просто отчисляли. 

 Представьте себе нагрузки, которым подвержен организм баскетболиста во время игры, а потом добавьте к ним употребление тяжелых наркотиков. Хорошо, что никто из игроков не умер прямо на паркете из-за остановки сердца. Кроме очевидной опасности для здоровья игроков, проблема требовала решения из-за того, что количество зависимых игроков вредило имиджу лиги. В 84 году коммиссионером НБА стал Дэвид Стерн и он начал работать тем, чтобы исправить сложившуюся ситуацию и выработать позицию лиги относительно употребления наркотиков. 

 Результатом его работы стали довольно простые правила: игроки должны были проходить тесты на наркотики, если тест оказывался положительным в первый раз, то игрок должен был пройти реабилитацию и продолжал получать зарплату за это время, во второй раз игрок отправлялся на ребилитацию, но не получал зарплату, а после третьего нарушения игрока дисквалифицировали, но лига оставляла за собой возможность вернуть игроку право выступать в НБА. 

stern

 Эти правила вступили в силу и начали появляться первые нарушители, к которым применялись описанные выше санкции. Например, Джон Дрю, выбранный под 25 номером во втором раунде драфта в 74-ом Атлантой. Его карьера продолжалась с 74-го по 86-ой, по итогам дебютного сезона он попал в первую сборную новичков, дважды получал вызов на МВЗ (1976, 1980), что довольно неплохо для игрока, выбранного в конце второго раунда. Но его карьера была скомканной и неоднократно прерывалась из-за употребления Джоном кокаина. За два года до завершения карьеры он проводил хороший сезон, временно поборов свою зависимость, но в 85-ом снова начал употреблять и на следующий год из-за многократных нарушений правил лиги и нескольких арестов он был пожизненно дисквалифицирован из НБА, став первым игроком, к которому применили такое наказание. Сейчас Джон работает таксистом в Хьюстоне. 

 В качестве примера игрока, которому разрешили вернуться в лигу после дисквалификации, можно привести Майкла Рэя Ричардсона. Нью Йорк Никс выбрали его под общим 4-м пиком на драфте 78. За свою карьеру он 4 раза съездил на МВЗ, дважды попадал в первую защитную пятерку, трижды был лидером лиги по перехватом и один раз лидером по ассистам. Но Майкл был зависимым и за нарушения был отстранен в 86-ом году, но через 2 года ему разрешили вернуться в лигу, но он не стал этого делать, т.к. его раздаражала политика двойных стандартов. В качестве аргумента он приводил то, что Крис Маллин никогда не получал дисциплинарных взысканий и наказаний от лиги, хотя у него были проблемы с употреблением алкоголя, которые были широко известны. Майкл считал, что он стал в НБА примером диструктивного образа жизни из-за того, что он темнокожий, а репутация Криса не пострадала из-за того, что он белый. 

 Майкл долго продолжал играть в баскетбол и завершил карьеру игрока только в 2002 году во Франции. С 2004 он стал рабоать тренером, с 2011 по 2014 год он возглавлял клуб Лондон Лайтнинг, выступающий в Национальной Баскетбольной Лиге Канады и дважды получил награду лучшему тренеру с этой командой в 2012 и 2013 годах. Можно сказать, что наркотики не разрушили его жизнь и карьеру, но они отняли у него годы выступления в НБА, а у такого баскетбольного долгожителя эти годы могли быть весьма успешными и, возможно, он успел бы довольно высоко подняться в списках статистических показателей за карьеру. 

michael ray

 Подобных случаев в лиге было еще достаточно, я привел в пример только нескольких игроков, чья карьера пострадала или была разрушена из-за наркотиков. Как мы видим, новые правила вступили в силу и игроков, которые не могли справиться со своей зависимостью, отстраняли от НБА, защищая тем самым остальных игроков от их негативного влияния. Но для того, чтобы ситуация действительно изменилась в лучшую сторону должно было пройти время, а семидесятые перенесли проблему наркотиков и в следущее десятилетие. 

 Здесь нужно сказать про драфт 86-го года. Под общим вторым номером Бостон Селтикс выбрали Лена Байаса, который умер через два дня после церемонии от передозировки. До сих пор это единственный случай в истории НБА и именно он "прославил" тот драфт. Но на самом деле проблемы с употреблением наркотиков были и у других игроков того класса. 

  Крис Вошбёрн, выбранный сразу после Лена, под 3-м номером оказался не только бастом, но и наркоманом, уже в январе 87-го года он попал в клинику на реабилитацию из-за проблем с употреблением кокаина. Вошбёрн отыграл 72 игры за 2 сезона, набирая в среднем 3.1 очка и 2.4 подбора за игру. В 89-м году он был пожизненно дисквалифицирован из НБА за три проваленных теста на наркотики три года подряд.

 Финикс Санс шестым номером выбрали Вильяма Бэдфорда, центрового из Мемфиса. Предполагалось, что Вильям будет звездным игроком, но его карьера оказалась сплошным разочарованием из-за постоянного употребления наркотиков, которое не дало ему раскрыть свой потенциал, последним сезоном в НБА для него станет 1992-1993. После нескольких арестов за хранение и транспортировку марихуаны в 2003-м году он получил наказание в виде тюремного заключения на 10 лет, но был отпущен в ноябре 2011.

 Седьмыми выбирали Даллас Маверикс и задрафтовали Роя Тарпли. Рой попал в первую сборную новичков, а на следующий год получил приз Лучшего шестого игрока НБА. Но в сезоне 89-90 он был арестован за вождение в нетрезвом виде и сопротивление аресту, он был отстранен от НБА. В марте 91-го он снова был арестован за вождение в нетрезвом виде, а через несколько месяцев провалил тест на наркотики и снова оказался отстранен. Сезон 1992-1993 он провел в греческом Арисе, а сезон 1993-1994 в Олимпиакосе. С Арисом он выиграл Еврокубок, а с Олимпиакосом дошел до финала Евролиги. После успеха в Европе Рой вернулся в НБА и играл за выбравших его на драфте Маверикс, но в декабре 95-го за употребление алкоголя и нарушение предписанной судом программы реабилитации он был пожизненно отстранен от НБА.  

86

 И ведь это только первая десятка драфта. Трое игроков загубили свои карьеры, а Лен Байас потерял жизнь. Проблема была массовой даже после введения новых правил, но начало было положено. Как было сказано выше, новая политика, введенная Девидом Стерном, помогла хотя бы изолировать наркозависимых игроков от остальных, что резко снизило их количество. После драфта 86-го клубы сами стали внимательнее следить за соблюдением своими спортсменами правил лиги. 

 Наркотики сильно ударили по репутации НБА, лига стала ассоциироваться с темнокожими наркоманами и преступниками, выходцами из бедных городских кварталов. Соперничество НБА и АБА мешало объединить зрителей и снижало доходы обеих лиг, а коммиссионер О'Брайен весьма безответственно относился к продвижению ассоциации: из-за падения популярности в 70-е 2 года подряд финалы НБА не были показаны по телевидению в прямом эфире, а были запущены в записи. Но многие игры вообще не записывались и поэтому сейчас у нас нет возможности увидеть баскетбол игроков того времени. Если для 50-х и 60-х это еще было хоть как-то понятно и поэтому нам приходится довольствоваться только фотографией Уилта Чемберлена после игры, в которой он набрал 100 очков, то для конца 70-х это довольно странно. 

 Такое положение вещей привело к тому, что мы потеряли легенд того времени. Признайтесь себе честно, "в рамках общего развития" назвали бы вы на память тех игроков, о которых написано выше? Много бы смогли назвать друих? Лично я точно не смог бы назвать многих. Карьеры игроков, которых я привел в пример, и еще многих других были либо преждевременно прерваны и испорчены наркотиками, либо окзались не такими известными, какими были карьеры звездных игроков до них и тех, которые будут после из-за того, что популярность падала сама по себе и саму лигу руководство не смогло направить в нужную сторону, для того, чтобы сделать её привлекательной и успешной. Даже Карим Абдул-Джаббар, который начал карьеру еще в 69-ом году, выиграл первое чемпионство только в 1980-ом и большинство считает его звездой именно этого десятилетия. 

kareem

 Хочется сказать, что при всем понимании того, что эпоха коммиссионера Стерна была весьма неоднозначной, нельзя не отдать ему должное в том, что он смог разгрести тот бардак, который ему оставил его предшественник. Дэвид известен тем, что во многом он был сторонником полумер, он стремился контролировать лигу "от и до", блокировал обмены "по баскетбольным причинам", судейство часто было спорным, история с драфтом Тима Данкана в Спёрс - все эти вещи действительно не красят период его управления и его самого, но всё же было большое количество плюсов и именно он сделал лигу такой, какой мы знаем её сегодня. 

 Даже в рамках этого текста можно выделить то, что запрет на наркотики не такой уж и строгий, вопрос относительно марихуаны, с употреблением которой стали ассоциироваться игроки после того, как героиновую наркоманию в лиге удалось искоренить, остается открытым до сих пор и вряд ли изменится в сторону закручивания гаек после того, как ее употребление легализовали почти во всех штатах. С допингом и всяческой химией в НБА всегда был свой, особый путь, мы все знаем про супер сезон Дуэйна Уэйда, после которого у него выросла челюсть и множество других примеров.

Алкоголь так и не был запрещен, кутилы и дебоширы играют в лиге до сих пор и никто не собирается сурово их наказывать. Зато в сегодняшней НБА врятли есть игроки, которые употребляют тяжелые наркотики и ни один новичок не умер от передозировки спустя несколько дней после драфта. И до тех пор пока они не занимаются совсем уж лютой уголовщиной, подобные истории только привлекают внимание и делают наблюдение за лигой более веселым и интересным, так что, наверно, и ладно. 

mugshot

 В 79-м в лиге появилась трёхочковая линия и в лигу пришли Лэрри Бёрд и Мэджик Джонсон, которые станут звездами и лицами уже другой эпохи, а трёхочковая линия станет культом уже в нашу эру. Эпоха Шоу Тайма перейдет в Эру Джордана, Леброн преследовать его и писать свое наследие, Рассел Вэстбрук будет выдавать трипл дабл в среднем за сезон, но на пятки ему будет наступать Харден, оставляя болельщикам интригу в гонке за МВП.

 Вместе со Стерном и звездами восьмидесятых начнется эпоха той НБА, о которой слышали даже за железным занавесом, начнут и закончат карьеры игроки, на баскетболе которых мы выросли, появится Дрим Тим, начнется эпоха глобализации, интернет трансляций, понятия большого и маленького рынков отойдут на второй план из-за того, что болеть за клубы стали во всем мире, а не только жители городов, в которых они базируются. Появится дресс-код и лига уже не будет обладать репутацией сборища наркоманов и преступников, сами игроки станут брендами... Жаль, что из всего этого праздника жизни считай, что выпало целое поколение игроков и что семидесятые оказались мрачным средневековьем в истории НБА, но самый темный час - перед рассветом.