6 мин.

Если любишь… отпусти? Маурицио Сарри покинул Лацио

Если любишь… отпусти?

Мой друг уехал в Магадан

— Снимите шляпу, снимите шляпу!

Уехал сам, уехал сам

— Не по этапу, не по этапу…

А мне удел от Бога дан…

А может, тоже — в Магадан?

Уехать с другом заодно

— И лечь на дно…

В. Высоцкий (1965)

Так совпало, что последний свой матч у руля Лацио Маурицио Сарри провел не в тренерском кресле, а наблюдая его с трибун. Эти кадры с Олимпико как нельзя лучше символизировали то, как тренер постепенно отдалялся от команды. Постепенно, но при этом стремительно. От слов о готовности остаться в Лацио до конца карьеры до поспешнего бегства с вещами из Формелло прошло меньше года…

«У меня контракт еще на два года, я хорошо чувствую себя в Лацио, чувствую себя частью клуба. Здесь мне дали понять, что я важен. Если не произойдет форс-мажор, этот проект будет максимально долгосрочным, я бы хотел тренировать Лацио до конца карьеры». М. Сарри. (Апрель, 2023)

Но форс-мажор произошел. Сарри уехал. И конец карьеры теперь застанет Маурицио совсем в другом месте…

Сказать, что уход тренера стал неожиданностью? Вряд ли. Скорее это был поступательный процесс возникновения недопониманий между клубом и Маурицио. И стартовал он практически сразу с приходом тренера в Лацио…

«Главный тренер «Лацио» Маурицио Сарри недоволен работой клуба в зимнее трансферное окно.

Римляне подписали лишь одного новичка зимой – Жоване Кабрала. Только Сарри и его штаб даже не знали, что это за игрок.

Сарри удивлен подписанием Кабрала и разочарован трансферной кампанией «Лацио» в январе, поэтому, он поставил ультиматум президенту клуба Клаудио Лотито.

Маурицио заявил, что хочет принимать большее участие в решениях клуба, а также сообщил, что останется в «Лацио», только если Таре уйдет». (Зима 2022)

Таре ушел. Но он оказался не самостоятельным игроком, а лишь одной из фигур на доске. Одну пешку сменила другая, и бесконечная партия подковерных интриг продолжилась. Только ходы оппонента в ней имели мало значения. Серый кардинал кальчо Лотито давно играет в нее исключительно сам с собой.

Но до рокировки на посту спортдира еще был тот самый феерический сезон с выходом в Лигу Чемпионов, вторым местом в Серии А и новыми надеждами…

За которыми последовало сумбурное трансферное лето 2023 года. Когда приехали не те и приехали не тогда, когда их ждал сам тренер. То самое лето, которое уже не спишешь на рыжеволосого албанца…

- Соглашаетесь ли вы с трансферной стратегией клуба?

– Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Начал с разных имен, потом сказал «да» другим игрокам. Все прекрасно знают, что игроки, на которых я указал клубу – к нам не перешли. Поэтому вынужден довольствоваться тем, что располагаю.

А затем пришла и последняя трансферная зима Маурицио Сарри в Лацио. В которую даже условный Кабрал показался бы не худшим вариантом, чтобы дать альтернативу тренеру и подменить отдельных сбитых орлов. Но в итоге не доехал из Турции даже сомнительный Райан Кент.

Но вряд ли даже это вечное нищебродство и хроническое отсутствие амбиций у руководства клуба стало последней каплей для Маурицио. Наивно думать, что старый и прокуренный дед не знал, с кем подписал контракт. И уж точно он слышал выражение: «взялся танцевать с дьяволом — держись до конца мелодии».

И он держался. Пока не понял, что в Риме он рискует потерять главное — свою религию, свою веру в футбол.

Сарри из той самой формации азартных фанатиков, для которых игра — это не только работа, но и страсть. Ему важно заразить своими идеями как можно больше людей вокруг себя. Когда получается, тогда есть драйв, тогда все работает. Но бывает и по-другому…

Маурицио Сарри закрыл футболистов на базе «орлов» после поражения в матче с «Аталантой» (1:3).

Сарри был в ярости и общался со своими подопечными на повышенных тонах.

«Если вы считаете, что во всем виноват я, то покажите ваши яйца и пойдите к президенту!», - кричал Сарри.

Можно подготовить команду физически (Лацио и в этом сезоне перебегал практически всех своих соперников), но вот залезть в голову каждому — практически непосильная задача для любого, кто решит, что он это сможет. Сарри поверил, и даже почти получилось, но реальность снова прибила романтика своей бездушной рациональностью.

И Маурицио не первый, кто сталкивается в Риме с непониманием своих мыслей и желаний. Яркие взлеты всегда чередуются с оглушительными падениями.

Марко Пароло недавно сказал, что и в его время постоянно случались необъяснимые провалы даже в хороших сезонах. И до причин таких коллективных помутнений не докопался ни один из тренеров. Да, были трофеи, затяжные победные серии, но через какое-то время круг снова замыкался...

«Он позвонил, сказал мне, что поспал и решил уйти. Что у него больше нет мотивации, и он не сможет зажечь игроков».

(Лотито об уходе Индзаги).

Со временем взгляд на прошлое изменяется. То, что когда-то казалось многим предательством, теперь может выглядеть совсем иначе. Большие достижения — всегда выход за переделы зоны комфорта и работа на максимуме. Но если чувствуешь, что устал, отдал клубу все что мог, а впереди лишь стагнация… не лучше ли вовремя уйти и не мучать друг друга?

Возможно, именно с этой мыслью переспал весной 2021 года Симоне Индзаги, прежде чем принял то самое волевое решение, к которому более опытный Сарри пришел не дожидаясь окончания сезона. Их цикл в Риме подошел к концу. И дальше пути разошлись…

И оба сошли где-то под Таганрогом,

Среди бескрайних полей.

И каждый пошел своею дорогой,

А поезд пошел своей…

Машина Времени «Разговор в поезде»

P.S.: Но не только орлов вынуждает принять свои правила и свой ритм жизни вечный город.

Символично, но Жозе Моуриньо приехал и покинул столицу практически одновременно с Маурицио Сарри. Но как же круто, что этот город свел их вместе.

Тренеры, с которыми будет уходить эпоха. Оба великие, но не современные. Требующие от других такой же преданности игре, которую демонстрируют сами. Люди, живущие и дышащие футболом. Такие разные и при этом похожие.

Они разбудили на время в римлянах спящих титанов, но одной их харизмы оказалось недостаточно, чтобы перевернуть историю и по новой переписать ее. Рим оказался слишком величественен и консервативен даже для них…