11 мин.

Как тренируют молодёжь в «Ювентусе». Часть 2

Вторая половина интервью Джованни Валенти, тренера команды «Ювентуса» Under-13, и Стефано Бальдини, технического координатора молодёжного сектора бьянконери, порталу l’Ultimo Uomo.

Как тренируют молодёжь в «Ювентусе». Часть 1

Джованни Валенти

— Джованни, какие занятия ты проводишь с ребятами? В 2018 году сколько раз в неделю тренируется парень, который хочет стать профессионалом в большом клубе?

Джованни Валенти: Каждую неделю у нас 4 тренировки по 100 минут, и мы стараемся, чтобы каждый сыграл один матч в неделю. Учитывая, что группа достаточно большая, чтобы дать игровое время каждому, клуб организует на выходных по 2 матча. Для всех команд базовой подготовки у нас есть возможности участвовать в турнирах как в Италии, так и за рубежом. Находясь за границей, вливаемся в структуру больших клубов: например, скоро мы побываем в гостях у «ПСЖ» и «Гладбаха» (интервью состоялось весной; прим.перев.).

— Задам вопрос с подвохом: твои цели, как тренера, в краткосрочной перспективе, наверное, сильно отличаются от чаще всего долгосрочных целей твоего начальства? 

Д.В. Если работаешь с осознанием того, что ты часть многолетнего процесса, вместе с тренерами, которые были до тебя и будут после, то твои цели совпадают с целями остальных. Очевидно, что я стараюсь, чтобы для ребят «выхлоп» от года, проведённого со мной, был максимальным, и чтобы их рост был успешным. Но, как мы часто повторяем, я не могу даже думать о том, что плоды моего труда будут заметны сиюминутно. Я понимаю, что тот, кто был до меня, уже работал в этом направлении, и тот, кто будет после, продолжит развивать мои начинания.

Стефано Бальдини: В «Ювентусе» мы находимся в процессе перехода от «я» к «Мы». В первые 10 лет тренировок тренеры передают свои знания через свои же методики, но идеи, которые они доносят - общие. Узнаваемость процесса - наша сила. Задача тренера в этих условиях становится ещё сложнее, потому что ему нужно работать над мелочами.

Д.В. Спортивная дирекция и техническое координирование оценивают мою работу на основании развития в многолетнем процессе, а не на основании результатов в короткий срок. Это способствует тому, что наши цели совпадают. Если бы тренеры знали, что их оценивают по результатам здесь и сейчас, тем вероятнее было бы расхождение в целях. Приведу пример: я считаю, что у моего игрока есть большой потенциал на его позиции, но чтобы он полностью сформировался и получил знания, научившись играть на других участках поля, некоторое время ему нужно будет поиграть на другой позиции. Понятно, что сперва его продуктивность упадёт, но со временем он лучше разовьёт свой потенциал. Если бы я думал, что меня будут оценивать сейчас же, то я бы не шёл на подобные риски.

— В чём у тебя есть свобода выбора? 

Д.В. За заявку на каждом турнире отвечает спортивная дирекция. Они каждый раз принимают решение, давать ли сыграть футболистам, которые лучше подготовлены технически, или же тем, у кого было меньше игрового времени в последнее время. Я волен в выборе недельной подготовки: игровые принципы и занятия, через которые они отрабатываются на практике - моя прерогатива.

Наличие человека-координатора помогает не только в управлении сверху вниз, но и наоборот. Например, я придумал новое упражнение, чтобы отработать определённый способ владения мячом. Я встречаюсь с координатором, и вместе мы можем запросить у клуба команду видео-аналитиков, чтобы записать тренировку и изучить эффект от нового упражнения.

С.Б. Как технический координатор, если я посчитаю новое упражнение стоящим, то предложу его другим тренерам, которые, в свою очередь, при желании включат его в свою программу. Вдобавок, если упражнение было ориентировано на команду до 13 лет, как в случае с Джованни, то для младших возрастов мы можем его адаптировать, например, уменьшая размер площадки или сокращая число соперников. Смысл упражнения в таком случае сохраняется, как и его эффективность.

Стефано Бальдини

— Как часто вы проводите оценку игроков? Какие аналитические инструменты вам помогают? 

С.Б. У нас есть определённые оценочные «анкеты», которые тренеры заполняют три раза, в разные периоды сезона. На основании предпочтительных для нас моделей, мы определили набор параметров для оценки. Наши образцы - великие игроки, великие исполнители в каждой из ролей. В анкетах присутствуют параметры, оценивающие поведение, характер и, разумеется, технику и понимание игры. Каждый ребёнок оценивается по тому, как он справляется со своей основной ролью и, как минимум, с одной вторичной. Анкета переходит от тренера к тренеру, так что эта оценка накапливается с каждым годом и каждым сезоном. Вся информация вносится в программу, которая рассчитывает данные по всем нашим командам.

— Наверное, в определённый момент у вас происходит один или несколько этапов отбора. Какой процент ребят, которые его проходят?

С.Б. У нас 3 этапа отбора в учебном процессе при базовой подготовке. Ребёнок, который попадает в «Ювентус» может оставаться там от 3 до 7 лет. Цель базовой подготовки - вырастить как можно больше ребят для спортивной подготовки. В этом сезоне в командах Under-15 (победители прошлогоднего чемпионата) и Under-16 где-то 15-16 человек, которые начинали с базовых команд. Из них 7-8 - стабильные игроки основы. Сколько из них попадёт в следующую команду, Under-17 - посмотрим. Цель клуба - иметь в двух командах, предшествующих Примавере, 7-8 человек в основе или 12-13 в заявке из тех, кто находится в клубе с базовой подготовки. Это результат, который мы ожидаем от нашей работы, но достигнут он может быть лишь через несколько лет.

— Как «Ювентус» оценивает школьное обучение?

С.Б. Место, в котором мы находимся сейчас, здесь в Виново, было учебным заведением. Сейчас Ювентус Колледж переехал ближе к центру, в Континассу. Для нас образование - важное качество, но наша забота о личности проявляется не только через школу. Есть программа, которая называется Воспитание Ювентуса - она нацелена на психологию и образование ребят. Мы вовлекаем туда профессионалов, которые учат парней принципам постоянного совершенствования, помогают им лучше взаимодействовать и управлять эмоциями.

Помимо этого, уже три года мы помогаем взрослым на вечерних курсах, чтобы показать им, что значит быть родителями ребёнка, который участвует в футбольных активностях в большом клубе. Кажется, что это тривиально, но на самом деле это не так.

— Как живут иностранные ребята? У вас есть соответствующие ресурсы?

С.Б. Мы предпринимаем всё необходимое, чтобы принять таких ребят, которые обычно приезжают на спортивную подготовку, то есть после 14 лет. У нас есть интернат рядом с колледжем, чтобы их разместить. Также предусмотрены языковые курсы. Ничего отличного от того, что мы делаем для иностранных футболистов первой команды.

Занятия Formazione Juventus

— Что думаете о разнице в уровне между Примаверой и профессиональным футболом?

Д.В. На сегодняшний день эта разница колоссальна. Год за годом идёт постепенная работа, а потом в одночасье требуется, чтобы ребята были полностью готовы к этому шагу.

С.Б. Главная трудность - понять, когда игрок готов. Некоторые исследования говорят о пороге в 100 матче среди профессионалов для взросления футболиста. То есть, в среднем 25-30 матчей в год. Если бы это воплощалось в жизнь, мы бы ожидали полноценное взросление между 19 и 22 годами. В нынешней Италии от 19-летних футболистов требуют сразу же быть готовыми. 

— То есть, вы бы не упраздняли Примаверы ради вторых команд?

С.Б. Разумеется, я бы встроил вторые команды в существующую систему. Так. как это сделано за рубежом, где команда Б - следующий этап после команды Under 18. С нашей стороны, я бы сохранил Примаверу, уменьшив на год допустимый возраст. К примеру, в этом году мы бы играли с Примаверой, где все родились в 2000 году. Из этой команды 4-5 игроков, которых хотелось бы сохранить внутри нашего образовательного процесса, мы бы в конце цикла интегрировали в состав команды Б. Остальные бы отправились играть в других итальянских и зарубежных клубах. Следующий год мы бы начали с Примаверой 2001 года.

Сейчас наши ребята «выпускаются» и отправляются за игровым временем в условия, необходимые для завершения обучения - в Серию Б, например. Но в таком случае нельзя гарантировать целостность методологий в воспитательном процессе, как минимум на протяжении следующих 2 лет. Этой проблемы можно было бы избежать при наличии второй команды.

Д.В. Команды Б не панацея от всех болезней итальянского футбола, но они были бы важным улучшением - все европейские страны движутся в этом направлении. Соперничество с игроками, имеющими другой опыт, вдобавок к физическому и атлетическому превосходству, фундаментально для молодёжи. Так же, как и возможность остаться на базе и тренироваться среди недели с первой командой. Разумеется, можно надеяться и на то, что для ребят найдётся место в первой команде, чего невозможно даже представить, когда твой футболист находится в аренде.

Тем не менее, извлекаемые уроки сильно отличаются. Представьте аренду в команду Серии Б, которая борется за сохранение прописки: быть защитником в такой команде, цель которой заключаются в обороне конкретной зоны, разительно отличается от игры в команде, которая большую часть времени находится на половине поля соперника.

С.Б. Реформа, которая ввела в чемпионат Примавер понижение в классе с целью увеличить число матчей, представляющих соревновательный интерес, рискует оказаться контрпродуктивной. Клубы не захотят жертвовать престижем и будут играть на результат, уменьшая образовательный эффект для своих игроков. Если борьба будет тесной, клубы могут начать требовать у тренеров не ставить более молодых игроков. Играть, опасаясь вылета, и играть ради победы в турнире - разные вещи, и тут появляется вероятность, что это будет во вред.

Технический координатор «Эспаньола» заставил меня задуматься над следующим фактом: 6 футболистов их команды Б пополнили ряды первой команды, несмотря на то, что вторая опустилась в низший дивизион в предыдущем сезоне. Даже если спортивный результат удручает, образовательные цели «Эспаньола» были достигнуты.

Тренировка Under-13

— Ты ставишь подобную цель и для «Ювентуса»? Увидим ли мы в будущем первую команду, состоящую из воспитанников:

С.Б. Совершенно точно нет. Положительный итог нашей работы измеряется числом ребят, которые становятся игроками основы в 5 главных европейских чемпионатах. На данный момент уровень основы «Ювентуса» слишком высок, чтобы требовать от ребят подобного восхождения, даже если эта цель может быть хорошим стимулом. То, что команды ниже уровнем, чем клубы вроде «Юве», стремятся включать в первую команду значительное число молодёжи - разумно, в том числе и из экономических соображений, а не только из спортивных.

— Последний вопрос: вы ездите со своими командами по Европе, есть ли какая-то модель или подход, которыми в Италии пренебрегают, но вам они видятся выигрышными?

Д.В. Я спрашиваю себя, есть ли в Италии модель, которая может быть «экспортирована». Не вся Испания - «Барселона», как и не все Нидерланды - «Аякс». Тем не менее, соответствующие национальные школы узнаваемы именно по работе, которую проводят эти клубы. Можем ли мы говорить об итальянской школе?

Когда я общаюсь с тренерами на турнирах за рубежом, я замечаю, что они говорят об очень разных вещах, но все верят в то, что делают, и готовы ждать годы, прежде чем увидеть результаты своей работы. Они следуют определённым путём и идут до конца. В Италии мы слишком спешим.

С.Б. За границей имеется видение проекта, чего я не наблюдаю в Италии. Можем ли мы сегодня представить, какая сборная поедет на Чемпионат Мира в 2026 году? Потому что у меня такое впечатление, что в других сборных работа идёт, держа в уме и такие отдалённые временные отрезки. Итальянское движение видится сфокусированным на немедленном результате, учитывая проводимую работу и приводимые оценки.

Роль координатора, или «начальника тренеров», фундаментальна и распространена повсюду в Европе. Это средство, через которое клуб гарантирует единство своих программ для всех молодёжных команд, сезон за сезоном. В Европе рассуждения идут коллективным способом. Здесь, в Италии, из-за культурных особенностей и организационных трудностей зона деятельности отдельно взятого тренера гораздо более широкая.

Тот факт, что в Коверчано нет курсов по подготовке технических координаторов, многое говорит о «значимости» этой позиции в нашей футбольной системе. Тем не менее, первым шагом, который сделал Сакки, когда прибыл в сборную - взял на себя роль координатора национальных сборных. Это не случайно, учитывая его опыт в Испании с «Атлетико» и «Реалом» - наверняка эта должность была позаимствована оттуда.

Динамика моей работы очень воодушевляет, потому что клуб ставит задачи, и я связываю всех ответственных для того, чтобы работать по одинаковым методикам, придерживаясь одинаковых указаний касательно тренировок и игры, с одинаковой конечной целью. Подобного единства намерений нет в итальянской системе, но оно есть тут, в «Ювентусе».

Juventus Under-13

Telegram-канал J-talents

Источник: l'Ultimo Uomo / Alfredo Giacobbe

Фото: SpazioJ (1), официальный сайт «Ювентуса» (2, 4, 5), официальный твиттер-аккаунт «Ювентуса» о молодёжи (3).