4 мин.

Хабибозаменитель

Турнир UFC 261 в Джексонвилле стал бальзамом на раны президенту промоушна Дэйны Уайта.

Во-первых, впервые за долгое время турнир прошел на заполненной зрителями арене. Во-вторых, свой статус суперзвезды в женском дивизионе до 57 килограммов зацементировала Валентина Шевченко, сохранив к тому же надежду на потенциальный супербой с чемпионками других весовых категорий. В-третьих, Роуз Намаюнас зрелищно нокаутировала китаянку Вейли Чжан, казавшуюся непобедимым терминатором, но не обладавшую необходимым промоушну медийным потенциалом. И, наконец, окончательно стало ясно, что лучший бойцом в независимости от весовых категорий в нынешнем UFC является Камару Усман по прозвищу Нигерийский Кошмар. Долгое время таким бойцом считали или американского полутяжеловеса Джона Джонса или российского легковеса Хабиба Нурмагомедова. Однако, россиянин ушел на пенсию ( с чем так долго не мог смириться Дэйна Уайт, до последнего уговаривавшего дагестанского Орла вернуться), а, пожалуй, самый талантливый и яркий боец UFC Джонс то также вешает перчатки на гвоздь, то анонсирует своё возвращение, проявляя больше активности в соцсетях и на страницах таблоидов, чем в октагоне.

Базового борца Усмана зачастую скептически именуют Нигерийским одеялом и яростно критикуют за скучный стиль ведения поединков. При этом Камару уже четыре раза защитил чемпионский пояс, в то время как, например, Хабиб Нурмагомедов сумел сделать то же самое лишь трижды.

У короля полусреднего веса впечатляющая продуктивность. За пять лет в сильнейшей лиге мира он провел тринадцать поединков, Хабиб Нурмагомедов провел двенадцать за восемь лет.

На бумаге у Нурмагомедова и Усмана cхожий стиль - оба высококлассные борцы. И тот и другой забрались на вершину бойцовского олимпа благодаря навыкам в партере. Усмана, как и Нурмагомелова, откровенно тяготят обвинения в скучности и предсказуемости бойцовского стиля. И Усман и Нурмагомедов из боя в бой стремились доказать, что победы куются не одной борьбой. Однако, достижения россиянина в стойке свелись по большому счёту к разлетевшемуся на сотни фотоснимков флэшнокдауну ирландца Конора Макгрегора (который судя по всему к последним боям готовится погружениями в бочку с виски), а нокаутами в UFC он побеждал лишь середняка Тиаго Тавареса и ноунейма Дарелла Хорчера. Несмотря на угрозы провести бой с Флойдом Мэйвезером, Хабиб не совершенствовал свой бокс. В American Kickboxing Academy он спарринговал с ребятами вроде Луиса Пеньи(рекорд в UFC 4-3), а, решив, как говорил Федор Емельяненко, поиграть на сильных сторонах противника, проиграл на руках раунд Макгрегору, и "съел" опасные выпады Майкла Джонсона и Дастина Порье.

Усман, напротив, демонстрирует в боксе невероятный прогресс. В 2020 году Нигерийский Кошмар перебрался в команду Тревора Уитмана, также тренирующего Джастина Гейджи и Роуз Намаюнас. Теперь, работая на руках, Камару не просто маскирует фирменных проходы в ноги противника, он представляет собой реальную опасность. В феврале нынешнего года чемпион нокаутировал бразильского претендента Гилберта Бернса, а на UFC 261 наглухо вырубил патентованного ударника Хорхе Масвидаля. Масвидаль, скромно именующий себя, Уличным Иисусом после прошлогоднего поединка с Усманом, проигранного в одну калитку по очкам, заявил, что просто не чувствовал ударов чемпиона. На UFC 261 он получил возможность прочувствовать всё, как следует. Для начала Усман едва не вышиб дух из Масвидаля ударом справа, а затем брутально добил поверженного противника до отключки хаммерфистами. Добивание было супернеобходимо, как по похожему поводу ранее высказывался едва не убитый на UFC 261 претендент. Разбить противника на его же поле - высший пилотаж. Усман уничтожил Масвидаля, приняв игру по его же правилам. И это уже не Нигерийское Одеяло, а действительно Нигерийский Кошмар, играющий на сильных сторонах оппонента.

Усман - стопроцентный хабибозаменитель для UFC, и у Дэйны Уайта больше нет необходимости уговаривать вернуться вышедшего на пенсию россиянина. Камару Усман способен стать как ролевой моделью в мусульманском мире, придя на смену Хабибу, так и в Африке на пару с другими чемпионами с Черного континента Исраэлем Адесаньей и Фрэнсисом Нганну.

К тому же у Камару Усмана в отличие от Хабиба пока нет необходимости проводить бои в Эмиратах за фиксированные гонорары шейхов, мало надеясь на платные продажи трансляций. У него остался ещё один потенциальный коммерческий бой - бестселлер - реванш со скандальным Колби Ковингтоном. И в случае столь же эффектной победы Усман окончательно подтвердит свой статус лучшего бойца организации. Хабиб, разбив своего главного оппонента ирландского трикстера Конора Макгрегора, по сути остался Гулливером с стране лилипутов ( и в фигуральном, и в прямом значении, учитывая сколько веса гонял Хабиб).

Камару Усмана не тяготит ноль в графе поражений, а соответственно и мысли о собственном наследии. Единственный раз в карьере Усман проиграл в далеком 2013 году, во втором поединке в карьере. Лишенный терзаний по поводу ноля в рекорде, ныне сверхуверенный в своих силах нигериец вполне может согласиться на супербой и скрестить перчатки, например, с чемпионом среднего веса Исраэлем Адесаньей.

Камару Усман с его отличной борьбой и стремительно прогрессирующими навыками в стойке успел дать повод президенту UFC перестать грустить по поводу выхода на пенсию Хабиба Нурмагомедова, а в перспективе способен стать лучшим бойцом в истории UFC.