5 мин.

Ноттс Каунти впервые за 131 год вылетел из Футбольной лиги. Конец эпохи, но традиции ничего не значат

Несколько месяцев назад такой поворот казался чем-то нереальным. Осенью казалось, что Ноттс Каунти совсем скоро проведет 5000-й матч в Футбольной лиге и станет рекордсменом, первым в истории достигнув этой цифры.

Но весной Сороки так и не смогли выбраться из зоны вылета. Их приключение в Лиге закончилось на 4986-м матче. Чтобы спастись, не хватило всего 4-х очков.

Это эпохальное событие. Возможно, оно не кажется таким драматичным, каким могло быть (или есть). Но ушла целая эпоха – и это факт.

Клуб, появившийся на свет в 1862-м году, впервые провалился в пространство, которое обычно называют «нон-лиг футболом». Это не значит, что Сороки будут играть с библиотекарями или потеряют профессиональный статус. Факт понижения в классе имеет больше символический характер – правда, очень ярко выраженный.

Традиции ничего не стоят

В течение почти столетия Футбольная лига была элитным клубом, в который не так-то просто было попасть. Чтобы войти в состав 92-х клубов, которые, с точки зрения англичанина, сформировали в стране профессиональный футбол, нужно было, чтобы кто-то обанкротился. Вылетать из четвертого дивизиона и, следовательно, терять статус участника Футбольной лиги команды начали лишь в 1987-м году.

Конечно же, такое случалось со многими клубами, но ни один из них не был похож на Ноттс Каунти. Сороки играли в футбол еще тогда, когда не было лиг: проводили товарищеские матчи, участвовали в кубковых турнирах. В конце концов, они стали одним из 12-ти клубов, которые по примеру американских бейсболистов в 1888-м году основали первую футбольную лигу в мире.

Из-за черно-белых футболок Ноттс Каунти стали называть «сороками», хотя мы привыкли связывать это прозвище с Ньюкаслом, играющим в такой же черно-белой полосатой форме. Ноттс Каунти даже повлиял на формирование Ювентуса: черно-белым клубом тот стал в 1903-м году, когда получил из Ноттингема посылку с комплектом формы соответствующего дизайна.

Даже стадион Ноттс Каунти дышит традициями. Уже на протяжении 109-ти лет команда играет на Медоу Лейн, старой арене, которую от стадиона заклятых врагов из Ноттингем Форест отделяет лишь река Трент.

По большому счету, вылет Ноттс Каунти из Футбольной лиги даже у английских фанатов не вызывает ничего, кроме легкого потрясения. Для кого-то вылет Сорок – это всего лишь очередной гвоздь, вбитый в крышку гроба народной игры, которая, как и Олимпийские игры, давно стала забавой для миллионеров.

На форумах болельщиков Ноттс Каунти и в фанатских подкастах в последние месяцы и недели можно было услышать удивительные спокойствие и прагматизм. Угрозу вылета из четвертой лиги поклонники Сорок принимали точно так же, как и ранее – вылет из второй лиги в третью, а из третьей в четвертую. Чтобы годами болеть за эту команду и не потерять рассудок, наверное, нужно быть настоящим стоиком.

Ходить у края пропасти

Ноттс Каунти уже традиционно для себя оказался на грани банкротства. Не в последнюю очередь из-за того, что почти десять лет назад фанатский фонд за символическую цену в один фунт продал контрольный пакет акций консорциуму, который предположительно принадлежал правящей семье одной из стран Персидского залива. В клуб сразу же пришли относительно большие деньги: Свен-Йоран Эрикссон стал спортивным директором, а Сол Кэмпбелл усилил линию защиты.

Но после первого же матча Кэмпбелл ушел, потому что заподозрил обман. И вскоре болельщики поняли, что их клубом управляет самозванец, который просто мыл деньги и подсаживал клуб на кредитную иглу. Четыре месяца спустя консорциум избавился от Ноттс Каунти. До сих пор Сороки должны разным структурам 7 млн фунтов.

Реклама 18+

Нынешний владелец Алан Харди тоже не тот человек, который нужен этому клубу. В преддверии сезона 2018/19 цель повыситься в третий дивизион он назвал «праведным делом», но уже в августе уволил главного тренера, а преемника назначил только спустя 73 дня. В январе Харди стал звездой интернета, случайно опубликовав в твиттере фото своих гениталий. Вскоре после этого он выставил клуб на продажу.

Но черная полоса не закончилась. Уже через несколько недель налоговая инспекция пригрозила клубу потерей права выкупа. В конце февраля стало известно, что компания, которой владел Харди, распалась. В начале мая Харди сказал, что получил предложение о покупке Ноттс Каунти от «очень заслуживающего доверия инвестора».

Но кто это – пока неизвестно. Харди не раскрыл имя даже в своем официальном заявлении по итогам проваленного сезона, сказав лишь, что переговоры ведутся и нужно немного подождать. Видимо, основной предмет переговоров – стоимость клуба, размер которой зависит от того, играет клуб в Футбольной лиге или нет.

На фоне хронических неудач и кризисов логично, что некоторые болельщики Ноттс Каунти склонны к мысли, что перезапуск в Национальной лиге, высшем уровне в «нон-лиг футболе», станет шансом все начать сначала. Но адептов этой идеи меньшинство. В основном даже самые последние стоики и прагматики в последние недели поняли, что для них означает понижение в классе.

«Это настоящая трагедия. Сегодня утром я проснулся в слезах, ведь Ноттс Каунти проиграл борьбу за свою душу».

Чудо казалось возможным

Да, они боролись. В какой-то момент спасение даже казалось вполне реальным: Сороки повели в начале второго тайма матча с Суиндоном, а Максфилд Таун (под руководством Сола Кэмпбелла!) дома проигрывал Кембриджу. Только такая комбинация спасала Ноттс Каунти от вылета.

Но практически непобедимый при Кэмпбелле Максфилд в итоге снова сыграл вничью, а Сороки как-то уж слишком легко проиграли со счетом 1:3. Последние полчаса сезона, последние полчаса 131-летнего пребывания в Футбольной лиге казались мучительно медленным похоронным маршем.

Может ли быть хуже? Любой сторонник Ноттс Каунти скажет вам абсолютно точно: да, может. Почему? Потому что теперь звание старейшего профессионального клуба в мире принадлежит клубу, который моложе Сорок всего на три года. Он расположен на другом берегу реки Трент, а называется – Ноттингем Форрест*.

* - Да, по некоторым данным Сток Сити был основан в 1863-м году. Но даже они признают, что по этому вопросу еще можно дискутировать. А даже если это и так, то вторым после них идет как раз Ноттингем Форрест, - то есть идеологическим сторонникам Ноттс Каунти едва ли от этого легче.