4 мин.

О благородстве

- Let me tell you what justice is. Justice is the law. And the law is man′s feeble attempt to set down the principles of decency. Decency! And decency is not a deal, it isn′t an angle, or a contract, or a hustle! Decency... decency is what your grandmother taught you. It′s in your bones! Now you go home. Go home and be decent people. Be decent.  

* * *

Костры тщеславия в российском футболе полыхают с не меньшей силой, чем костры, разожженные безалаберными шашлыкоедами в лесах европейской части. Вот какие информационные поводы для сегодняшней статьи он предоставил. Во-первых, инцидент в Грозном – все, от солидных мужей до распоследних сетевых грызунов, принялись выяснять, кто виноват больше, кто первым начал и т.д., и т.п. Во-вторых, высказывание Валерия Карпина о том, что неплохо было бы ограничить внутренние переходы, дабы пресечь злоупотребление ими. И наконец, оправдательная статья о «Зените», коей разродился Юрий Розанов красноречивый: дескать, раз есть ресурс, то почему бы им и не давить?  

Когда я написал об африканском подходе, мне возразили – дескать, переборщил. Покоробило, наверное, сравнение с какими-то неграми. Ну что ж, сравним тогда с теми, на кого равняться привычнее – на белую кость, на элиту, то бишь. Кареты, дамы, балы, беломраморные залы – пусть побудут в сторонке. Речь пойдет о настоящем.  

В нем благородное поведение – это, в сути, не столько следствие происхождения, сколько следствие воспитания. Соответствующее воспитание прежде было привилегией дворян, у которых и предназначение было – ум, честь и совесть своей эпохи; нынче же это доступно любой семье.  

Каждый человек живет и поступает в соответствии с заданными этическими нормами – большинство стремится улучшить свой род, дать привилегированное воспитание своим потомкам. Даже примитивное стремление к материальному благоустройству может совпадать по направленности с движением к элите – на том уровне, на котором оно еще не осознается.  

В нашей стране много тех, кто смотрит первоканальную фигню, слушает примитивную попсу и глумится над интеллигенцией. Да, случился упадок. Но он, все же, небесконечен – важно, чтобы сложились такие условия, при которых потомки сегодняшних троглодитов, потомки их потомков могли выбиться в сливки общества.  

Критерии оных описываются по разному. Кто-то отсекает лишних по уровню интеллекта, кто-то – по уровню достатка, те, кому не хватает того и другого – по месту прописки. Вот тут, пожалуй, стоит припомнить, что Москва и Санкт-Петербург в прошлом были городами не только благородных семейств, но и многочисленной обслуги. Думается, цвету московского, петербургского общества было бы неловко за иных «земляков».  

Нытье по поводу и без, выискивание мелких зацепок, софистика-казуистика, глумливость, хамство, поливание грязью, переход на личности, предвзятость в и без того примитивных суждениях, тупой неоригинальный юмор, нежелание и неумение входить в положение другого человека – все это типичные составляющие поведения обслуги, в прежнем классовом представлении. Тогда пределы личностного совершенствования очерчивал общественный строй – нынче каждый человек сам создает себе жизненную установку. Описанные черты характеризуют тех, в чьи жизненные установки не включено осознанное саморазвитие.  

* * *  

Валерий Карпин всего-то навсего выдвинул конструктивное предложение. Если не отталкиваться от того, что это сказал человек из ненавистного «Спартака», и вдуматься – все просто и понятно. Это неправильно, что у избранных участников процесса есть возможность пересматривать – нет, не правила, хотя нечто похожее и имело место. У них есть возможность пересматривать нормы.  

У нас сейчас много желающих подвергнуть элементарному, поверхностному сравнению российский чемпионат с западными. Но оно некорректно, такое сравнение. Потому что бюджеты – одно, а подходы, стратегии – другое. Там, видите ли, задействуется подход постиндустриальный, а у нас – феодальный.  

Дисбаланс в ведущих чемпионатах обусловлен экспансией гигантов на глобальные рынки: успешный бизнес в родном мегаполисе дал возможность клубам, начинавшим когда-то со стандартного минимума, покупать больше звезд первой величины – это позволило создать более успешный медиапродукт – это вызывает значительный интерес за пределами внутреннего рынка, продажа телеправ и товаров с символикой ведется по всему миру – плейофф Лиги чемпионов фактически превратился в закрытую элитную лигу, дающую существенный прирост прибыли. У суперклубов своя норма расходов, ограниченная с некоторыми погрешностями уровнем доходов.  

В России же на уровень доходов плюнули как на нечто фантастическое и несущественное. Тут такими погрешностями орудуют, которые давно уже никакие не погрешности – самый настоящий грех. Вот, допустим, некий клуб выбивает на сезон определенную сумму, обязуясь – оправданно, надо заметить – достичь определенных высот. А в середине выясняется, что и ввязываться в эту игру не стоило…  

В принципе, у нас и так почти вся страна не играет, стоит в сторонке, наблюдает. Нет смысла что-то организовывать, чего-то добиваться – срежут, задавят. Правила игры такие: кто дорвался, тот и давит. И как ее логический итог: вместо тысячи нормально функционирующих клубов – один невероятно перекормленный. Не до благородства в этой стране: что по уму, то не по совести, что по чести, то не по уму.  

* * *  

Так вот, господин Юрий Розанов. Если занятые большим делом боссы не виноваты в том, что тащат страну, наше с вами общество вниз, то в этом… виноваты вы.  

Вы, в конце концов, наделены знанием и авторитетом не только для того, чтобы посредством их по-обывательски выбивать себе дензнаки. Ваша задача – еще и просвещать, не одной лишь справочной информацией, поверхностными суждениями и словесными выкрутасами. Ваша сегодняшняя статья, суть которой – соответствие действий «Зенита» существующим правилам, с приведением в пример даже того постыдного фарса с лишним легионером, дала мне повод напомнить истину, которую я и привел выше в цитате.  

Закон – это ничтожная попытка человека охватить принципы порядочности.  

И это касается каждого.  

Будьте порядочными людьми.