7 мин.

Выручка, собираемая футбольными клубами.

Рейтинг футбольной выручки ведущих клубов Европы (Delloite Football Money League), опубликованный в прошлом месяце, вполне себе познавателен.Хотя он не даёт возможности оценить, КАК управляются клубы с финансовой точки зрения – их затраты и прибыльность.Только выручка от футбола.

Для начала две базовых таблицы Деллойта.

Рейтинг по общей футбольной выручке за футбольный сезон 2008-09 .

 

И очень познавательная табличка посещаемости.С вместимостью стадионов, с процентами заполняемости и с темпами роста.(Если цифра стоит в круглых скобках, то это означает минус.) Обратите внимание, что в ней есть данные за текущий сезон.

Анализ отдельно ситуации в Англии среди клубов Big4 можно посмотреть тут.

Для общеевропейского анализа за три года я выбрал только те команды, которые последние три сезона ежегодно входили в Топ-10 рейтинга футбольной выручки.

Ситуация по ним такая.

Общая выручка, млн.евро.

 

 

Выручка состоит из трех составляющих.

Matchday это средства, собираемые командами на своих стадионах в дни домашних игр чемпионатов и кубков.

Broadcasting – средства от продажи телеправ.

Commercial это, грубо говоря, торговля брендом – атрибутика, надписи на футболках, использование символики клуба для продвижения товаров/услуг спонсорами и тд. Чем больше денег вы зарабатываете по этой статье, тем более привлекателен ваш бренд.

 

Падение выручки английских команд мнимое, поскольку связано только с падением курса фунта относительно евро (подробнее об этом чуть ниже).

Вместе с тем понятно, что абсолютные цифры трудно сравнивать между собой, поскольку количество домашних матчей у всех команд разное, и вместимость стадионов тоже разная. Поэтому кажется, что провальные позиции итальянских команд могут подвергнуться корректировке.

Поделив выручку от Matchday на число домашних игр, получим средний сбор каждой команды за один матч.

 

Картина изменилась не сильно. По-прежнему лидерство Манчестер Юнайтед подтверждается ежегодно. Так же как и аутсайдерство итальянцев.

Теперь поделим выручку за один матч на вместимость стадиона. И получим сумму, которую клуб получает за матч с одного зрительского места.

По стадионо-месту картина получается такая.

 

Феномен Челси связан с тем, что на Стэмфорд Бридже есть порядка 15 лож, которые продаются по миллиону фунтов за сезон (на Эмирэтс, к примеру, нет лож дороже 100 тысяч). Их покупают различные бизнесмены и друзья хозяина клуба.

Следующим идет Арсенал, имеющий самые дорогие в Европе цены и почти 100-процентную заполняемость.

Реал далеко оторвался от Барселоны, что связано, по-видимому, с некоторой разницей в уровне жизни двух крупнейших испанских городов.

Итальянские клубы по-прежнему в аутсайдерах.

При этом уровень жизни в Италии (и тем более, в Милане) повыше, чем в Испании. Однако если пересчитать Интер, например, на 100%-ную заполняемость, то его цифры не дотянут даже до Барселоны. Не говоря уж о Реале.

В общем, итальянская посещаемость настолько плоха, что даже странно видеть клубы из этой лиги в мировой десятке по доходам.

Однако это несоответсвие объясняется следующим графиком.

Доходы от ТВ.

Лидерство Реала и Барселоны совершенно понятно – оба гранда продают свои права на лигу отдельно от остальных клубов испанской лиги.

В этой статье доходы итальянских клубов уступают только испанским. Однако ларчик открывается просто – и Интер и Милан (и, кстати говоря, Ювентус) продают свои права в лиге тоже самостоятельно по контракту с Mediaset. Контракт истекает в этом сезоне, после чего итальянская лига вернется к английскому образцу ТВ-пула.

Следующий график – выручка от торговли брендом.

Несмотря на общее мнение, что впереди всех по этой статье Реал, лидером второй сезон подряд является Бавария. Если взять отдельно эту выручку Баварии, отбросив ТВ и сборы стадиона, то только с ней клуб занял бы 11е место в этом рейтинге.

Залог успеха это контракт с Ауди, который станет вторым (после Адидас) по размеру акционером клуба и до 2019 года проинвестирует в клуб 200 млн.евро, а также с Дойче Телеком, приносящий порядка 30 млн. в год. Плюс обширная база болельщиков.

Новое руководство Реала обещало одними продажами футболок окупить покупку Криштиану Рональду и Кака. Цена этим обещаниям станет известна довольно скоро. Мы легко это проверим в следующем отчете Деллойта - коммерческая выручка Реала должна вырасти на 136 млн.евро к маю этого года. И достигнуть цифры 275 млн.евро.

Пока что, как видно из графика, Реал пребывал в коммерческом застое.

Арсенал расплачивается за то, что деньги за все спонсорские контракты давно получены и вложены в стадион, а коммерческая служба клуба до последнего времени была крайне неповоротлива и упёрта. Достаточно сказать, что в магазинах клуба нельзя купить футболку на тему «Непобедимые 2003-04».

Итальянские клубы на этой ниве тоже не блещут.

 

Вообще говоря, лобовое сравнение английских и континентальных клубов упирается в макроэкономические условия.

Ещё в марте 2007 года за 1 фунт давали 1,50 евро, в марте 2008 - 1,29, в марте 2009 - 1,09 и сегодня - 1,10 евро. То есть за три года фунт «похудел» по отношению к евро почти на 30%.

Экономика Англии от этого, конечно, в краткосрочном смысле выиграла. Но зато любые сравнения с зоной евро теперь могут обернуться неожиданностями. Самый яркий пример в этом смысле – Арсенал. В зоне евро у Арсенала стагнация по общей выручке (264,263,263) а в зоне фунта - где и живёт команда с зарплатами, разъездами и стадионом - есть рост в 26,5% (177,209,224).

Поэтому логично сравнивать не столько абсолютные величины, сколько темпы роста в национальной валюте.

Прогноз.

 

Лидер списка Реал уже шестой год подряд вылетает в 1\8 финала ЛЧ. Поэтому ожидать падения общих доходов клуба не следует.

Если Барселона выиграет чемпионат Испании, ЛЧ и сможет улучшить посещаемость, то, возможно, Реал потеряет лидерство в следующем отчетном периоде.

Так же это возможно, если вдруг курс фунт/евро вернется на уровень 3х летней давности. И тогда лидером вполне может стать Манчестер Юнайтед, если выиграет ЛЧ. Благо проблем с посещаемостью у англичан нет.

Возможное продвижение Арсенала и Челси целиком связано с их спортивными результатами по итогам сезона.

Ливерпуль, скорее всего, присоединится к группе итальянцев, «благодаря» своему невразумительному выступлению в сезоне.

Бавария останется на уровне. Даже победа в ЛЧ даст хорошую прибавку, но в тройку попасть невозможно. До тех пор, пока права на чемпионат Германии ценятся на порядок дешевле, чем, допустим, на Англию. Да и выручку со стадионо-места поднять не мешает.

В связи с потерями, связанными с переходом на централизованную продажу ТВ-прав, итальянские клубы встретятся с потерями. Насколько потери эти будут критичными покажут спортивные итоги сезона.

Однако, из десятки, скорее всего не выпадут, поскольку преследователи отстали довольно далеко.

Ближайший - Гамбург – отстает на 50 млн. евро и шансов на рост имеет немного.

Лион отстает на 60 млн., и его бюджет наполовину состоит из ТВ-прав. А выручка со стадиона в полтора раза меньше, чем у Милана.

В общем, лидерство по футбольной выручке сохранит пока что Испания, Англия будет преследовать, Германия показывать хорошие результаты, а Италия отставать. Франция находится уже в другом дивизионе.

Однако выручка это полдела.

Вторая половина – как клубы тратят деньги и какую имеют прибыльность – будет опубликована Деллойтом в июне.Однако касаться это будет только английских команд.

Поскольку оба испанских гранда - с суммарным коммерческим оборотом под 0,8 миллиарда евро - являются некоммерческими (!) партнерствами и не обязаны публиковать отчеты.

А без них полную европейскую картину не составить.