6 мин.

Гений на полтора часа. Хельмут Дукадам

Наш сериал о футболистах, прославившихся одним-единственным матчем, продолжит трогательный рассказ о скромном румынском парне, поставившем на колени саму «Барселону».

***

«Перед пенальти вратарь должен внимательно следить за телодвижениями визави и пытаться прочитать его мысли. Так я и поступал в игре с «Барсой». Первый удар я вытащил, проанализировав положение туловища Алексанко. Дальше — чистая психология. Мне показалось, что второй игрок в любом случае решит, что я не буду два раза подряд прыгать в один и тот же угол. А я прыгнул — и угадал. Третий удар был еще легче — Алонсо явно не верил, что мне взбредет в голову прыгнуть вправо и на сей раз, так что и его я перехитрил. Перед четвертым ударом вся «Барселона» считала, что у меня отбит левый бок, поэтому я буду прыгать вправо до конца. Да не тут-то было — я поменял угол, и вновь угадал. Так мы и победили…»

Это цитата из интервью, которое перед финалом Лиги чемпионов-2009 дал официальному сайту УЕФА легендарный Хельмут Дукадам — единственный голкипер в истории человечества, отразивший четыре (!) послематчевых пенальти в финале Кубка европейских чемпионов. Было это в 1986 году, жертвой невероятного подвига стала великая «Барселона», а для «Стяуа» тот триумф стал первым и пока последним успехом в главном континентальном турнире. Да что для «Стяуа» — на всю Восточную Европу с тех пор пришелся лишь один «ушастый» трофей, завоеванный в 1991 году «Црвеной Звездой»…

Странное дело — убери из биографии Дукадама четыре удара, и сейчас его никто не помнил бы даже в Румынии. Карьера Хельмута была банальна, как совет старика, и предсказуема, как испанская Ла лига. Родился в убогом Семлаке, пробился в основу арадского «Конструкторула», затем мало-помалу доигрался до роли второго вратаря «Стяуа». Надо сказать, что в те годы бухарестцы были далеко не на первых ролях, тотально проигрывая заклятым врагам из «Динамо», надолго узурпировавшим верхнюю ступеньку пьедестала.

helmut_duckadam.jpg

Так продолжалось до 1984 года, когда у руля армейского коллектива встал тандем Эмерик Йеней — Ангел Йорданеску. Йеней приступил к решительной чистке закостеневшего состава, одним махом введя в основу целый ряд перспективных футболистов. Тогда-то Дукадам и стал основным кипером ФК «Звезда». Блистательно проведя чемпионат-1984/85, бухарестцы вернули себе золото и завоевали право на участие в Кубке чемпионов, турнире, в котором румынские клубы довольно давно не забирались дальше 1/8 финала.

Мы уже говорили о том, что Кубок европейских чемпионов был соревнованием куда менее сильным, нежели нынешняя Лига чемпионов. При определенном раскладе вполне можно было избежать встреч с реально опасными соперниками аж до полуфинала; с другой стороны, всегда можно было получить уже в 1/16 какой-нибудь малоприятный сюрприз. Следует признать, что в той кампании «Стяуа» везло. На первом этапе румыны получили в соперники скромнейший датский «Вейле». Правда, первый матч у Пицуркэ и К⁰ не задался — команда Йенея с превеликими сложностями свела игру к невразумительным 1:1. Рассказывают, что после того матча в раздевалку «Стяуа» ввалился не совсем трезвый Валентин Чаушеску — сын всесильного кондукатора и по совместительству хозяин клуба — и, вопреки ожиданиям футболистов, подбодрил их («Да порвете вы этих сыроваров, и вообще — нам пора выиграть этот чертов Кубок!»).

 

valentinceausescusteaua.jpg
Реклама 18+

Валентин Чаушеску и его команда

Быль это или выдумка, однако установка Чаушеску начала претворяться в жизнь. В 1/8 финала «Стяуа» выиграла принципиальнейшую дуэль против венгерского «Гонведа». Минимально уступив на выезде, дома румыны камня на камне не оставили от обороны мадьяр — 4:1. Задача-минимум была выполнена: «Стяуа» прорвалась в евровесну.

Фортуна продолжала улыбаться банде Йенея во все 32, выбрав в соперники по четвертьфиналу не «Барсу», «Баварию» или «Ювентус», а невесть как пробившихся в топ-8 финнов из «Куусюси». Не воспользоваться таким подарком было бы грешно, хотя «Стяуа» вдоволь помучилась с «призовым» соперником — все-таки не зря защита «Куусюси» носила прозвище «Линия Маннергейма». Исход противостояния решил один-единственный мяч, забитый на выезде Виктором Пицуркэ. В полуфинале разошедшиеся бухарестцы по уже опробованному сценарию — минимальное поражение в гостях и крупная победа дома — убрали с дороги «Андерлехт».

«Умри, Денис, лучше не напишешь». «Красно-синие» прыгнули выше головы. О большем в Румынии не мечтал уже никто. В том числе и потому, что в финале «Стяуа» предстояло сразиться с великой «Барселоной», причем сразиться на испанской земле — местом проведения главного матча турнира была назначена Севилья.

 

estadio_ramon_sanchez_pizjuan_preferencia_and_gol_norte-2007-04-05.jpg

Стадион «Рамон Санчес Писхуан»

Пожалуй, кабы не дукадамовское озарение, финал-1986 можно было бы смело провозгласить худшим за всю историю Кубка чемпионов. Румыны взяли на вооружение тактику «Куусюси» и ничтоже сумняшеся образовали у ворот железный занавес, не помышляя ни о чем, кроме обороны. Каталонцы были еще не те, и действия выскочек с востока повергли их в ступор. «Блауграна» сподобилась лишь на несколько моментов, но они, как выяснилось, были для Дукадама всего лишь разминкой перед моментом, ради которого он появился на свет. Перед моментом, с детального разбора которого началась эта статья.

С вершины ведет всего одна дорога, и Дукадам отправился по ней сразу после «севильского причастия». Поводом стала редкая, но от этого не менее страшная болезнь — облитерирующий атеросклероз. Боль в руках вынудила Хельмута на время прервать карьеру. В конце 80-х он попробовал вернуться и даже поиграл за клуб с эксцентричным названием «Вагонул», но на серьезном уровне Дукадам уже не выступал. В 1991 году он окончательно повесил перчатки на гвоздь.

К слову, в Румынии до сих пор рассказывают, что причиной внезапной болезни Дукадама стал… «Мерседес», презентованный ему за тот самый финал. Якобы Чаушеску-младший потребовал отдать автомобиль, на что голкипер ответил решительным отказом — дескать, этими вот руками я его заработал, значит, ими же и баранку буду крутить. В наказание Дукадам был арестован и несколько дней терпел побои железным прутом, в том числе и по рукам. Глупость, конечно, но глупость красивая — именно такие обычно становятся легендами…

duckadam1.jpg

После окончания карьеры Дукадам, подобно великому Сезанну, удалился в провинцию, где тихо-мирно занимался бизнесом. О герое севильского финала уже начали было забывать, как вдруг в мае 2010 года эксцентричный хозяин «Стяуа» Джиджи Бекали предложил ему стать президентом клуба. Может быть, ситуация, сложившаяся в румынском футболе, напомнила Бекали 80-е: бухарестцы уже 6 лет не могут победить в Лиге 1, понемногу лишаясь статуса безоговорочного флагмана.

В нынешнем чемпионате Румынии прошло 19 туров. «Стяуа» с 47 очками возглавляет таблицу первенства. Идущая второй «Астра» отстает на 10 пунктов…

Гений на полтора часа. Ларс Риккен

Гений на полтора часа. Олег Саленко

Гений на полтора часа. Джеффри Херст

Фото: fmfan.ru, ovidiu-nicolaeceausescu.blogspot.com, en.wikipedia.org, sports.ru

 

FootballTop.ru