7 мин.

Уроки футбола. Черчесов, Денисов, Якушин...

Я разговаривал со многими его учениками, ставшими потом известными тренерами. Один из них высказал такое любопытное суждение: «Якушин чувствовал и понимал футбол совсем по-иному, чем обычные люди, в том числе даже искушенные игроки… Чтобы яснее была моя мысль, рискну сделать такое сравнение: он удивлял нас своим пониманием футбола так, как, скажем, Ломоносов когда-то удивлял современников своим проникновением в природу вещей. То, что было недоступно другим, было доступно ему. В этом, наверное, и проявляется талант. Как всякий человек, преданный своему делу, Якушин требовал и от других полной самоотдачи. Того, кто отступал от этого правила, он мог и задеть жестко острым словом, а в ответ услышать иногда не менее острое выражение. Всякое ведь бывает в коллективе! У других тренеров такая ситуация обычно заканчивалась тем, что игроку или временно, или вовсе ходу не дают. Якушин был выше всяких дрязг. Он считал, что если футболист нужен команде, то он должен играть независимо от того, какие у них сложились личные отношения. Это тоже черта большого тренера…».

                                                                                                        Олег Кучеренко

Люди так устроены, что постоянно «изобретают велосипед», хотя он уже давно существует. Особенно это касается проблем психологии и человеческих отношений. Вот яркий пример — конфликт Станислава Черчесова с Игорем Денисовым. Такие вещи за всю историю футбола возникали уже тысячи раз! Это тоже часть уроков футбола. Михаил Иосифович Якушин — один из самых почитаемых, если не самый почитаемый, из динамовских тренеров написал в своё время книгу «Вечная тайна футбола», где затронуты и подобные проблемы. Якушин фигура настолько выдающаяся, что равных ему в отечественной истории спорта наверное и не найти. Высококлассный игрок, тренер, он был чемпионом не только как футболист, но и как хоккеист и с мячом, и с шайбой. Чемпион страны в трёх разных игровых видах спорта! А уж каким тренером он был!

Но судя по руководителям московского клуба и нынешнему главному тренеру, книга Якушина была ими либо не читана, либо не усвоена. Может быть некогда, может быть гордость не позволяет. Однако прочитав хотя бы несколько строчек оттуда, к нынешнему поколению мужей возникает множество вопросов. Конечно к футболистам тоже можно предъявить претензии, но Ротенберг-старший, Черчесов и Аджоев старше по возрасту, а значит должны быть мудрее.

Конечно, тренер прежде всего должен хорошо знать футбол и уметь профессионально показать игрокам, как надо выполнять тот или иной технический прием. Или самостоятельно, или на примерах тех футболистов, у которых он получается лучше, чем у других. И все же, когда меня спрашивают, какое самое главное качество тренера, я всегда убежденно отвечаю: умение работать с людьми.

Я знавал немало способных специалистов, которые редко добивались успеха только потому, что недоброжелательно – я бы сказал, недобропорядочно – относились к игрокам, не ценили того хорошего, что футболисты делали для команды, а следовательно, и для них лично.

Вопрос: были ли у Станислава Черчесова претензии к Игорю Денисову по игре?

Часто в коллективе возникают на этой почве конфликты. Тренер иной раз начинает при всех упрекать футболиста за своенравие в таких примерно выражениях: «Ты стал хорошим игроком только потому, что я тебя взял в команду и так здорово натренировал». Игрок, которому это говорится, действительно пришел в коллектив не очень многое умея. Ему создали благоприятную обстановку для развития способностей, а тренер и в самом деле приложил немало усилий, чтобы повысить мастерство футболиста. И вот благодаря этому вырос хороший игрок. Что же дальше? Некоторыми футболистами в таких случаях гордыня овладевает. Они считают, что теперь тренер становится чуть ли не обязанным им. Схема их рассуждений примерно такова: команда добивается успехов прежде всего за счет моей хорошей игры, не было бы меня – не было бы и успехов у команды, не было бы и у тренера известности.

Вопрос: Денисов сказал, что не уважает Черчесова ни как тренера, ни как человека. Почему Черчесов хотя бы не поинтересовался у игрока, почему тот так считает?

Вопрос: почему клуб во всех подробностях допустил рассказ о конфликте тренера и игрока? В клубе не считают, что это может негативно сказаться не только на репутации клуба, но и на отношениях с другими игроками, у которых есть действующие контракты, а также при заключении новых?

Мнение: когда мужики таким образом выясняют отношения и это становится достоянием публики, про таких говорят — хуже баб.

И тренер и игрок, раздувая подобный конфликт, забывают, что они делают одно общее дело. Делить же заслуги, считаться, кто кому больше обязан, – занятие постыдное и неблагодарное. Правильно все-таки в народе говорят: гордым быть – глупым слыть. Тем более что на деле все они – и игрок, и тренер, и команда – росли одновременно.

Тренер – это прежде всего педагог. Он, как человек более опытный и лучше разбирающийся в жизни, должен быть выше всякого рода склок.

Мнение: педагогом Черчесову, думаю, не быть в силу кавказского темперамента. Не верю, что ему удастся перешагнуть через свою гордость, попытаться пойти на мировую с Денисовым, первым протянуть руку, даже если это в итоге ничем не увенчается. В общем, как тренер в этом плане он очень сильно теряет.

В футболе, как и в любом деле, успехов добивается лишь тот, кто до конца предан своему делу. Лишь постоянный и напряженный труд тренера и игроков позволяет совершенствовать игру, а это единственно верный путь к настоящему успеху. Очевидные истины, скажете вы? Но оттого, что эти истины очевидны, их высокое значение ничуть не меньше, а даже больше. И об этом не грех напоминать постоянно.

 

P.S. Современный тренер должен хорошо владеть основами биологии, биомеханики, анатомии, химии, психологии, медицины… Но основа основ – футбольная практика и теория. Вот почему я утверждаю, что в тренерской деятельности гораздо легче преуспеть хорошему в прошлом игроку.

Я всегда, к примеру, выражал сомнение в том, что вратари могут стать хорошими тренерами, даже горячие споры на эту тему возникали у меня с моими близкими друзьями, известными некогда голкиперами Анатолием Акимовым и Евгением Фокиным. «Вы не знаете специфики действий игроков в поле, и поэтому вам трудно объяснить им все тонкости игры своей команды», – говорил им я. Они яростно возражали мне, и мы расходились ни с чем…

Мнение: некоторые, а может быть и многие болельщики московского «Динамо» уже не хотят видеть у руля команды Станислава Черчесова. Мне не близка такая точка зрения. Во-первых, даже в проигранных матчах команда создавала достаточно голевых моментов для того, чтобы как минимум уйти от поражения. Нет в наличии классного завершителя моментов, а это уже не тренерская проблема. Во-вторых, сломать всегда легче, чем построить, тем более когда не знаешь, что дальше строить. Проблема смены тренера всегда заключается в том, чтобы найти на его место лучшего, а не такого же или хуже. Хорошего русскоязычного специалиста на место Черчесова я не вижу. А к взятию заграничного спеца отношусь с большим скепсисом. Посмотрите, как «Спартак» уже несколько лет мучается.

Что же касается тренера бывшего вратаря, то в словах Якушина, думаю, есть доля правды. Не знаю, большая или маленькая, но Леонид Слуцкий пока двукратный чемпион. Но насколько он силен как тренер, не возьмусь судить.

Уроки футбола. Предисловие

Уроки футбола. Удар носком (пыром)

Уроки футбола. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)

Уроки футбола. Спортивные травмы или моя история лечения

Уроки футбола. Если ты защитник

Уроки футбола. Нормы ГТО и Слава Метревели

Уроки футбола. Игра головой

Уроки футбола. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое

Уроки футбола. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот

Уроки футбола. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот

Уроки футбола. Остановка мяча

Уроки футбола. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов

Уроки футбола. О заразительных пятках

Уроки футбола. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе

Уроки футбола. Ведение мяча и финты

Уроки футбола. Удары с подрезкой мяча

Уроки футбола. «Предпочитаю неважно отыграть 89 минут и забить гол, чем прекрасно действовать все 90 и не отличиться»

Уроки футбола. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем

Уроки футбола. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева

Уроки футбола. Удар с полулёта

Уроки футбола. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто