8 мин.

Личные границы Загитовой. Как интроверту пережить звёздность

Из всех публичных профессий спортсмен, пожалуй, самая непубличная. За редким исключением в интервью эти люди — самые скучные. Кто-то из них может позже раскрыться и стать более интересным, например, от фигурного катания тот же Алексей Ягудин. Помню, в одной из лекций Дудя под названием «Как разговорить дерево» он как раз упоминал спортсменов, и рассказывал о сложностях в интервью с ними (впоследствии он так никого из них и не пригласил на своё интервью-шоу). Причиной, вероятнее всего, является то, что в спорт изначально идут люди, у которых от природы не подвешен язык. Они с самого детства на тренировках, и в повседневной жизни общаются с узким кругом людей. К тому же, хоть я и назвал спорт высших достижений публичной профессией, до широкой публики спортсмены добираются не сразу, а только после обретения определённого статуса. Тренеры чаще всего не учат спортсменов, как общаться с публикой и журналистами, однако, в России существовал внутриспортивный свод правил, в котором среди прочих были прописаны требования поведения спортсменов на публике (вот пример такого регламента для бобслеистов). Такую методичку обычно выдаёт Федерация. Логика наличия такой методички была в том, что спортсмены представляют страну, а, стало быть, должны вести себя аки дипломаты — доброжелательно произносить много официозного, но «беззубого» текста. Разумеется, сегодня таких строгих требований нет; каждый спортсмен ведёт себя согласно своему характеру и личному видению себя в публичном пространстве, но многие спортсмены, не умеющие и не желающие общаться с публикой напрямую или через СМИ, предпочитают придерживаться этой методички. Одной из таких является Алина Загитова.

Алина сама много раз говорила, что ей сложно просто общаться. Зоной комфорта для неё, как для интроверта, является уединение или общение в узком кругу близких. Однако олимпийская медаль и «Большой шлем», пусть и абсолютно заслуженно, но достались именно ей, а не более общительной Медведевой, следовательно, перед ней встал вопрос: закрыться дома и размахивать медалями только когда заставляют мыть посуду или постараться извлечь из полученных регалий максимальную пользу? Разумеется, Загитова не Григорий Перельман, поэтому выбрала второе. Но что делать, если, как назло, у тебя нет ни одного готового инструмента для органичного существования на публике и в медийном пространстве? Говоришь ты с трудом, метким чувством юмора не обладаешь, подать себя не умеешь. У тебя есть миловидная внешность, но в стране не так много журналов, готовых размещать на обложку «невинных комсомолок», а в остальном мире фигурное катание не сильно популярно. Ну, нужно сделать первый шаг — поступить в РАНХиГС на факультет журналистики. Зачем? Чтобы стать журналистом лишний раз убедиться, что журналистика — одна из древнейших профессий. Но есть выход. Можно же быть ведущим, который не копается в грязи, а по сценарию что-то произносит и получает деньги на счёт. Но быть ведущим — это же не к доске выйти и монотонно стишок рассказывать. Нужно уметь внятно говорить и шутить иногда. Сказано — сделано. Нанимаем преподавателя по технике речи, суём пробки в рот и разрабатываем ленивые губы. А шутить... Ягудин же есть. Алексей Константинович может всё. 

Загитова закономерно стала самой худшей ведущей «Ледникового периода» в номинации «профессионализм», но в то же время самой лучшей в номинации «интрига». Вам было интересно, что Заворотнюк спросит у Петра Чернышова? А Слуцкая здесь запнётся или нет? А какой прогресс у Михеевой по сравнению с первым выпуском? А что сегодня надела Медведева на «Ледниковый период. Дети». Загитова бросилась в омут головой, чтобы показать, как мы будем выглядеть, если прямо сейчас отложим смартфоны, поднимемся с дивана и встанем рядом с Ягудиным. Но, с другой стороны, она показывает, что если у тебя есть олимпийский статус, на всё остальное можно закрыть глаза. Тебя будут звать в ледовые шоу, потому что ты Алина Загитова, а не потому, что до сих пор умеешь прыгать свой коронный тройной лутц — тройной риттбергер. Тебя будут любить за то, кем ты стала, а не за то, за счёт чего ты достигла вершин. 

Наверняка кто-то задавался вопросом, почему Аделина Сотникова, первая в истории российская олимпийская чемпионка, не имела и доли славы Загитовой. Ответ нужно искать там же, в Сочи. Юлия Липницкая, которая постоянно заваливала программы до и после Олимпиады и провалила одиночные соревнования на Олимпиаде, настроилась на одну-единственную произвольную программу в командах и стала кумиром поколения. Липницкая, Медведева, Загитова... Это потому что Тутберидзе? Нет. Детский шарм, обаяние. Они всего достигли в таком юном возрасте... Похожие чувства возникают, когда думаешь о пионерах-героях. Мысль, что ребёнок способен на нечто большее, чем включить смартфон, заставляет восхищаться. Алиса Теплякова сдала экзамен на поступление в МГУ? Я/Мы Алиса Теплякова. Грета Тунберг что-то там прошипела про экологию? Не обижайте ребёнка. Шурыгина что-то там выпила на донышке? Не переключайтесь. Тарасова и Морозов тренируются у Тутберидзе уже около года, но вот проблема — они возрастные; никто их ни с кем не сталкивает, никто не караулит у туалета. А они между прочим двукратные чемпионы Европы и вице-чемпионы в командах Пхёнчхана того самого. Алиса Лю прыгнула четверной? Самое время столкнуть её с Валиевой. Что ещё нужно, чтобы тебя обсуждали? Миловидная внешность. Элизабет Турсынбаева первой прыгнула квад у взрослых? Ну, ей 19 было на тот момент, и внешне она не очень. Зато можно обсудить ТЩК, которые ещё толком не сформировались.

Загитова смогла сохранить этот детский шарм, за счёт которого у неё был большой кредит доверия. Все неловкие общения с прессой и скупое ведение соцсетей списывались на «она же ещё дитя совсем». И вот сейчас, когда это обаяние постепенно стало пропадать, за слоем макияжа начал проглядывать вполне взрослый человек, с которого уже и спрос как со взрослого. Папарацци уже не думают о возрасте в паспорте, когда пытаются выяснить, с кем из хоккеистов встречается внезапная любительница «Ак Барса». Можно сколько угодно ругать пишущую прессу, но если бы не она, вряд ли олимпийской медали хватило бы для того, чтобы до сих пор быть спортсменкой номер один в стране и за счёт этого иметь возможность получать коммерческие предложения, не завершая карьеры.

Позиция Алины понятна: смотреть можно, трогать нельзя. Но как объяснить детям, что нельзя обнимать кумира так же, как маму? Алина говорила, что расстраивалась, когда кумиры ей отказывали в совместном фото и автографе. Но наверняка разница в возрасте между ней и кумирами была куда больше, чем между ней и её юными обожателями, которые считают её «своей». Алина хочет, чтобы её личные границы не переступали? Справедливое требование. Но нереалистичное, когда ты спортсмен номер один. Нужно понимать, что это значит. Вождение машины без прав уже не рядовое событие. Многократное посещение матчей одной и той же хоккейной команды — не обычное совпадение, а повод журналистам принести очередную сенсацию. Это система, которую не сломать «неприступной крепостью» и образом альпийской пастушки. Войти в шоу-бизнес и остаться незамаранным невозможно в принципе. На Западе звёзды с этим живут всю жизнь — это давно часть культуры. В России всё ещё живёт самоцензура и журналисты всё ещё проявляют галантность. Но галантностью просмотры не соберёшь и семью не прокормишь. И если ты считаешь нужным скрыть какие-то детали твоей личной жизни, лучше не искушать журналистов посещением матчей определённой команды. На Западе для многих звёзд, близких к выходу в тираж, папарацци — единственный способ поддерживать к себе интерес, и если даже уже жёлтая пресса за тобой не следит, сказка заканчивается, приходится перебиваться. Алина слишком рано всё получила. Что такое перебиваться, она не успела узнать. Пока у неё есть всё, она видит в прессе врагов, но как только наступит следующая Олимпиада и появится новый герой, на которого переключится всё внимание прессы, она перейдёт в лигу Липницкой, которой ещё недавно посвящали клипы и аниме-рисунки, а сегодня немногие знают, чем она занимается.

Называть хейтерами всех, кто выходит за рамки слепого обожания — это позиция человека, который не желает смотреть на жизнь с разных углов. Когда хейт мешает тебе чисто катать прокаты на соревнованиях — это одно, а когда ты просто видишь хейт в любой критике, это уже говорит о том, что ты боишься за свою репутацию перед рекламодателями. Если Загитова выдвигает тезис, что всё внимание к ней должно быть исключительно как к спортсменке, то у «хейтеров» возникает закономерный вопрос: «А где выступления на соревнованиях?». Если она предлагает себя в качестве медийной звезды, отсюда другой вопрос: «От кого прячемся?» Алина жалуется, что пресса перекручивает о ней информацию, и видит в «Инстаграме» способ для прямого общения с публикой. Но за всё время ни одна информация через её страницу не была опровергнута, а соцсети по факту используются исключительно как рекламная площадка наперемешку с фотографиями из фотосессий и уже поднадоевшими любительскими танцами.

Между Алиной и фанатами на самом деле стоит огромная стена, которую пробить стараются журналисты. То, что они ей оказывают большую услугу, она поймёт только тогда, когда на Sports.ru вовсю будет обсуждаться новая олимпийская чемпионка. А пока ей комфортно жить в «яйце», с которым ради рейтингов носятся Авербух, Навка и прочие. Но к тому времени, когда она поймёт, что пора «вылупляться», будет уже слишком поздно.