7 мин.

Алёна Косторная — девочка с самым нежным и острым коньком

Чем популярнее вид спорта, тем популярнее околоспортивные элементы, связанные с этим видом. Так произошло и с фигурным катанием. Команда Тутберидзе — это золотая яблоня. И каждое выпадание яблока из такого дерева воспринимается как трагедия. Но яблоки ведь не падают без причины: то черви разъедят, то ветерок бушует, то яблоко просто перезрело.

Девственно-женственная

Алёна Косторная выделилась из трио ТЩК сразу. В самый разгар споров о женственном катании Косторная стала его показывать уже в юниорах. Возможно поэтому в ISU забуксовали обсуждения увеличения возрастного ценза. Её телосложение и вестибулярный аппарат сделали её катание лёгким и тяжёлым одновременно. Это как истребитель, который делает невероятные для своих размеров виражи. На авиашоу все восхищаются не столько трюками, сколько самой машиной, способной их выполнять, идя на сделку с законами физики. Так и в фигурном катании Косторная показала, что необязательно быть тоненьким, как Щербакова, и атлетичным, как Трусова, чтобы добиться лёгкости в скольжении и пролётности в прыжках. Её главный талант состоял во владении телом, которое проявилось после интенсивных тренировок и обретения функциональности. Она освоила, пожалуй, самый красивый и техничный тройной аксель. При всей красоте и сложности трикселя Валиевой — это пилотаж легкомоторного самолёта. Триксель Косторной — это работает истребитель.

Естественно, чтобы этот истребитель продолжал восхищать, за штурвалом должен быть опытный пилот. Его смена на новичка неизбежно приведёт к падению машины. В школе есть отличники, которые сами любят учиться, а есть так называемые «способные», которым нужна помощь старших товарищей. У «способных» есть талант, но отсутствует желание. Чтобы восполнить этот пробел, наши родители постоянно нас подгоняют. В «Ангелах Плющенко» Косторную подгонять было некому. Приняв её к себе, Плющенко загнал себя в определённую ловушку — она-то из «Хрустального» уходила как раз от нагоняя. Буйная по характеру Алёна перешла конкретно к спокойному Сергею Розанову. Она считала, что легче всего добивается без взбучки. Ей казалось, что её катание никуда не уйдёт, а для техники ей достаточно будет Розанова, из-под рук которого выходили одна квадистка за другой. Но она не учла, что Розанов тоже тренировал под руководством Тутберидзе и под её контролем. Ставить прыжки ультра-си не так уж сложно. Сложнее добиться их стабильного исполнения. Этого можно добиться только в системе интенсивных тренировок. Именно в этом заключается слабая сторона Розанова — он не способен такую систему создать. Эту ключевую разницу между ним и Тутберидзе Алёна не видела в упор.

Рубя с плеча, не сжигая мосты

Плющенко принял Косторную без особого энтузиазма. Все силы он бросил на Трусову. Имея тесные контакты с её отцом, он сосредоточился только на Саше. Переход Алёны же был больше лихорадочным. Конкретная эмоция в конкретный день заставила её срубить всё с плеча. Мама, судя по всему, не стала сопротивляться, и просто пошла на поводу у находящейся в эмоционально нежном возрастном периоде дочери.

Плющенко и Рудковская создали по сути элитный оздоровительный отель. Он изначально ориентирован на детей богатых. Работа с основной группой ведётся по западному образцу, где главным образом обеспечиваются условия. Существенным отличием от западных школ является наличие обширной информационной пиар-кампании. В «Ангелах Плющенко» отказались от фундаментальной тренерской работы со спортсменами, ограничившись консультационной формой отношений. Проще говоря, там не заставляют, а направляют. На российской почве такая практика пока не работает, поскольку многие поколения воспитывались на государственных субсидиях. Детей финансовыми вопросами не обременяли ни школа, ни их родители. Приняв в группу таких «воспитанников», «Ангелы» неизбежно столкнулись с проблемами. Многие критикуют эту школу за наличие блатных учеников, но на самом деле такие ученики — единственный шанс «Ангелов Плющенко» добиться в России успеха на соревнованиях. Имея множество возможностей благодаря своим родителям, добровольный выбор фигурного катания может положительным образом сказаться на мотивации детей стремиться к медалям. Ситуаций, когда «я пришла в фигурное катание, потому что мама мечтала стать фигуристкой», станет меньше, а «я пришла в фигурное катание, потому что оно мне нравится» — больше. Косторная, очевидно, пришла в частную школу с «государственной головой». Иными словами, она привыкла, что её заставляют. С взрослением ей это перестало нравиться, но генетическая память работает по-старому.

Переманивание фигуристок Тутберидзе в команду Плющенко — не война, а прагматичный расчёт

Переход Косторной к Плющенко не был предательством, как думают многие. Трудно назвать предательством поступки, совершённые на эмоциях. Предательством можно назвать поступок Розанова, потому что он был спланированным. Именно Сергей переманивал учениц Тутберидзе, обзванивая их родителей. Поэтому некоторые из них, большинство из которых юниоры, согласились — они доверились Розанову, а не начинающему тренеру.

У Косторной нет звёздной болезни, как могло показаться. Её поведение — следствие взрывного характера. Он бы проявился и без медалей. У неё сложный характер, но, на её счастье, непостоянный, что делает её более решительной по сравнению с другими фигуристками. Если переход Трусовой цементировался месяцами, то Косторная приняла решение почти в мгновение. Она легко может хлопнуть дверью, но всегда оставляет её приоткрытой. Хотя она говорила, что ей пришлось усмирить свою гордыню, большого труда ей это не составило. Её решительность помогла ей пойти в «Хрустальный» и сделать то, чего не смогли сделать Полина Шелепень, Юлия Липницкая, долгое время не могла сделать её «эмоциональная сестра» Евгения Медведева, и не может её полная противоположность Александра Трусова. Все они менее эмоциональные, чем Алёна, но при этом менее решительные и... трусливые. Нет, не гордые, а именно трусливые. Страх перед первым шагом поставил длинный крест на их карьере и поставил под вопрос карьеру Медведевой. Загитова, Щербакова, Валиева и другие — уйди они из «Хрустального», их ждало бы такое же будущее. Поэтому всякий раз после неудачных выступлений Тутберидзе старается отбивать такие мысли своих учениц, которые непременно появляются. Этери понимает, что такой системы тренировок прямо сейчас больше нигде нет, а одна эмоция может умножить на ноль годы тренировок.

Туда, обратно и назад

Косторная — самая народная ученица Тутберидзе. Мы никогда не катались на льду как она, но мы ни в ком другом не узнаём себя и своё окружение, как в ней. Загитова, Щербакова, Валиева, Трусова — все они создают образ, которым мы восхищаемся и на который хотим быть похожими. Но давайте будем честны: большинство из нас — это Косторная и Медведева. Кого из нас в переходном возрасте не посещали мысли о побеге из дома? Кого из нас тогда не раздражали родители, учителя и прочие моралисты? Кто из нас не думал, что он лучше знает, а эти старпёры говорят что-то не то и бесят? Алёна прошла именно через это, но она совершила маленькую революцию — она не стала кому-то что-то доказывать и просто по времени сократила путь домой. Любовь живёт три года, а фигурное катание — и того меньше. Она это понимает, поэтому Финал Кубка России был главным экзаменом для «автономной Алёны». Она прошла этот рубикон и, в отличие от Медведевой, может перезапустить карьеру и снова стать конкурентоспособной. Она просто выиграла время.

Теперь она мотивирована как никогда. Одной из сильных мотиваций для Косторной станет токсичная аудитория. Она хочет вернуть былую лояльность болельщиков и сделать это можно только победами. Начала Алёна с интервью-раскаяния, в котором она слово в слово произнесла то, что от неё хотели услышать фанаты команды Тутберидзе. Следующая остановка — пьедестал.

Нейрохирургия — это то, что она просто однажды увидела в «Анатомии страсти» и немного пофантазировала. Лошади — это хобби, не более. Настоящее призвание — это то, чему была отдана вся жизнь, и будет просто идиотизмом выкинуть эти годы в топку в свои 17 лет. Остановить этого «монстра» теперь может только здоровье. Если она восстановит тройной аксель, мы получим ещё одну фигуристку с кинематографичным бэкграундом.

А Тутберидзе, как Танос, соберёт все свои «камни» обратно и укрепит своё величие. Очевидно, в чужих руках эти драгоценности не блестят. И хотя яблоки рано или поздно падают от яблони — падают они недалеко.