4 мин.

Феромоны Медведевой. Самодостаточное искусство

Сейчас несколько слов если не о главнейшем в творчестве Евгении Медведевой, то, несомненно, о важном, определяющем – о ее показательных номерах. В них фигуристка в полной мере выявляет свой драматический дар. Но в них же и создает наработки для соревновательных номеров. И в них же – лепит свой имидж, неповторимый, где-то странный, для многих спорный. Но очень многогранный и многомерный.

Буквально с первого же своего выступления на взрослом уровне в показательном номере на песню «Stayin’ Alive» британской группы «Bee Gees» Медведева поразила прежде всего своей необычностью.

Прибыв на исходную точку с лучезарной улыбкой, Евгения замерла, ожидая начала действа. Камера запечатлела выражение счастья на юном лице. Зазвучала, вспыхнула музыка – и понеслось. Точнее, сперва были просто ритмичные движения корпусом и руками на месте. И уже это выглядело зажигательно. Амплитуда маленькая, а энергия от фигуристки плещет волнами в камеры, в зал, достигает через океан Родины. Когда же Медведева помчалась кататься, то стало понятно: такого еще я в фигурном катании не видел – невидимые искры рассыпались вокруг по катку.

Гибкое, податливое тончайшим нюансам музыки тело, доскональное владение коньком. Она каталась и порхала легче, чем иные танцоры передвигаются по паркету. Фигуристка мимоходом, на скорости, снимала шляпу и, держа ее в руке, прыгала сложные каскады. Затем шляпа снова появлялась на голове. И только после поймешь: шляпа снималась, чтобы во время прыжков не падала с головы. Настолько все совершалось естественно.

Гибкость корпуса была такая, что Медведева на скорости иногда умудрялась по-змеиному изгибаться позвоночником. И делала это настолько непринужденно, что вроде как и не стоило это ей ничего. Выглядела совсем гуттаперчевой. Она жила музыкой, балдела под нее, словно это не первый ответственный этап Гран-при в США, а катает она уже на столь взыскательной публике добрых лет десять.

Создавалось одновременно впечатление совершенно раскованного ребенка, который обожает людское внимание, которому с детства говорили: встань на стул посреди зала, ты лучшая, самая красивая и талантливая. Но этот ребенок, в отличие от многих сверстниц, любящих позадаваться, действительно мог уже больше, чем многие взрослые, бывалые фигуристы. Воздействие Медведевой на публику потом станут называть магией, волшебством. То есть чем-то необъяснимым. Харизма и обаяние струились от нее во все стороны.

Но волшебство волшебством, а ролики в Ютубе с тренировок Медведевой в группе Тутберидзе показывают, что не совсем с неба это ей падало: часами, месяц за месяцем, стоя в хореографическом зале перед зеркалом, Евгения отрабатывала движения и мимику до совершенства. Путь к которому нащупывала не только через наставников, но и интуитивным чутьем. Как и всякий большой талант. А главное, получала от этого огромное удовольствие, которое невозможно было ей скрыть даже на самых ответственных соревнованиях.

Как в номере под песню «Stayin’ Alive», так и в драматической и даже трагической для Медведевой «Анне Карениной» на олимпиаде – лицо ее лучилось счастьем прежде всего. Причем неподдельным, потому что мгновенные снимки делаются с разных ракурсов, и фальшиво изобразить радость здесь не получится. Ребенок наслаждался процессом. Символично, что с «Анной Карениной» и закончилось в полной мере детство Медведевой, чего она так боялась все время. А начались суровые будни взрослой коварной жизни.

И тем не менее, я хорошо запомнил слова Евгении в интервью на следующий день после произвольной программы, на которую она вышла ужасно неудобным последним номером, когда судьи уже выставили убийственные для Медведевой оценки ее сопернице. Женя сказала себе перед стартом примерно так: олимпиада бывает не каждый день, так выйди и получай удовольствие. Может именно этот настрой на искусство вместо результата помог совершить ей головокружительный прокат и выиграть если не турнир, то хотя бы произвольную. Опять безошибочно в технике, как и на предыдущих ее шести прокатах чемпионатов мира и олимпиады. Но главное: многочисленные снимки запечатлели выражение счастья на лице фигуристки в самых разных ракурсах. Выходит, искусство для Медведевой самодостаточно, выделяемые через него феромоны счастья не способны убить никакие превратности судьбы.