Трибуна
6 мин.

UFC и Paramоunt: гармоничный союз или мезальянс? Кто выиграет от сделки на миллиарды

UFC все же нашел нового бродкастера. На протяжении всего 2025-го года ходили слухи о том, что промоушен и предыдущий бродкастер ESPN недовольны друг другом. Причины недовольства лежат на поверхности. UFC не устраивало, что ESPN здорово усложнило модель покупки платных трансляций (во времена Fox достаточно было заплатить деньги, а вот в случае ESPN сперва нужно было оформить подписку на ESPN+, что само по себе не дешевое удовольствие). Кроме того, нередки были случаи, когда качество сигнала во время номерных турниров падало, что также пагубно отражалось на статистике продаж PPV. ESPN наверняка не устраивало то, что большинство «плюшек» от сотрудничества достается UFC.

В частности, ESPN не имело никакого контроля над матчмейкингом и организацией турниров, чем UFC и пользовалось, с каждым годом увеличивая количество «мусорных» турниров, проводимых в UFC Apex и не привлекающих сколько-нибудь значительного внимания у зрителя.

Согласно инсайдерам, сделка заключена на 7 лет и оценивается в 7,7 млрд. долларов (1,1 млрд. в год). Это почти в три раза больше, чем UFC получают от ESPN. Однако, согласно условиям контракта, платные турниры будут упразднены, и UFC теперь не смогут получать доходы от PPV. Впрочем, это их вряд ли смущает. Гигантские доходы позволят перекрыть недополученную прибыль, покрыть издержки и неплохо заработать.

Как мы видим, от этой сделки UFC получат сплошные выгоды. Но так ли эта сделка выгодна бойцам UFC? Давайте разбираться.

Руководство UFC пообещало, что бойцы в накладе не останутся. Но можно ли им верить? С одной стороны, боссы промоушена никогда не были особо щедрыми, но и в излишней жадности они также не замечены. Скорее всего, фиксированные выплаты действительно слегка подрастут. Но это касается средних бойцов. А что до звезд промоушена?

Раньше UFC и их звезды были зависимы друг от друга. Доходы UFC прямо зависели от продаж PPV, которые генерировали звезды, а те, в свою очередь, были вынуждены держать за промоуше, поскольку ни в одном другом промоушене они бы не смогли заработать такие деньги. Но теперь баланс смещается в сторону промоушена. Зачем UFC платить Конору МакГрегору 10 или 20 млн. долларов за бой, если их доход от присутствия ирландца в карде не увеличится? Выплаты от Paramоunt фиксированные и вряд ли будут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от рейтингов (хотя и не исключено, что боссы Paramоunt включат подобный пункт в контракт). Но если нет, то у UFC нет больше стимула растить звезд. Зачем? Звезды капризничают, выдвигают свои условия, требуют большие деньги. А «отдачи» от их «звездности» никакой. UFC будет куда проще иметь дело с бойцами, которые говорят о себе: «Я – человек компании», чем с конорамимакрегорами, которые будут пытаться диктовать свою волю руководству.

С одной стороны, это хорошо, потому что есть вероятность, что в UFC спортивный принцип возобладает над коммерческим. Когда не нужно думать о том, как раскручивать тот или иной бой, нет смысла «пихать» медийных бойцов в «титульники». Свои шансы получат такие парни, как Мовсар Евлоев, Нассурдин Имавов и другие. Но у любой медали есть обратная сторона, и она состоит в том, что у бойцов пропадет мотивация «раскручивать» свои поединки. Это произойдет не сразу, но произойдет. Зачем тратить силы, время и энергию на конфронтацию с соперником и общение со СМИ, если это никак ни на что не влияет? PPV нет, следовательно, нет возможности оценить прибыльность бойца. По чем можно судить, по подпискам в соцсетях? Так у Тухугова почти столько же подписчиков, как у О’Мэлли, но в плане медийности они в разных вселенных. А ведь именно такие бойцы, как Конор, своей яркой харизмой привлекают интерес к ММА.

Резюмируя все вышесказанное, хочется сделать вывод, что в «среднем по больнице» доходы бойцов вряд ли вырастут, но, в первую очередь, за счет сверхгонораров звездам, в которых отпадет смысл.

Теперь давайте обратимся к Paramоunt. Что они получат?

Ну, прежде всего, медиапродукт стоимостью в сотни миллионов. Смешанные единоборства популярный во всем мире и, в первую очередь, в США. Paramоunt сразу получат рост числа подписчиков за счет аудитории UFC, что благоприятно отразится в отчетах компании. Вырастет капитализация и все, в конечно счете, останутся довольны. По крайней мере, на первых порах. В конце года, когда придет время сличать дебет с кредетом, может оказаться, что сотрудничество с UFC не так уж и выгодно, но это будет потом. В наше время боссы стриминговых сервисов так далеко не заглядывают. Им нужен рост аудитории здесь и сейчас. Да и их бонусы чаще привязаны к показателям роста аудитории стримминга, чем к его прибыльности. На первых порах Paramоunt  будут довольны сделкой (ESPN, кстати, тоже были довольны). А что произойдет дальше – увидим.

Теперь обратимся к UFC. Как я уже упомянул выше, данная сделка выглядит слитком золота, упавшим под ноги. UFC получают стабильный приток доходов на следующие 7 лет. Однако так ли хороша такая стабильность?

С одной стороны, когда у организации есть стабильный доход, это очень хорошо. Фондовый рынок такое любит. Акции TKO (материнской компании UFC) наверняка вырастут. Инвесторы получат солидную прибыль уже здесь и сейчас. Но что в долгосрочной перспективе?

Тут я рискую скатиться в область домыслов и предположений, однако все же рискну и сыграю в эту игру. Я думаю, что через 7 лет UFC будет в куда худшем состоянии, чем сейчас. Не финансовом, а, в первую очередь, медийном. Сравните UFC до и после заключения «эпохальной» сделки с ESPN. 2015-2016 годы были чуть ли не лучшими в истории промоушена. Стремительное восхождение Конора, миллионные продажи PPV, грандиозные турниры, огромный зрительский интерес – все это было на момент заключения сделки. Что сейчас?

Куча чемпионов, чьих имен не каждый американец сможет выговорить, турниры в Apex, которые не хочется смотреть, смешные цифры PPV и, кажется, некоторый отток аудитории. ММА больше не является самым «горячим» видом спорта. Аудитории приелись однотипные бои. Многие начали поглядывать в сторону поп-ММА и разных бредовых развлечений, вроде турниров по пощечинам. Может быть, это сугубо мое восприятие, но известно, что любой бизнес в отсутствии конкуренции начинает деградировать. А UFC после заключения нового контракта рискует потерять обратную связь с аубиторией, которая голосовала рублем. Это тоже может стать проблемой. Просмотры в соцсетях и на ютубе вещь хорошая, но едва ли отражает уровень популярности промоушена и уж точно не может являться мерилом правильности выбранного курса. Таким образом, UFC рискует остановиться в развитии и начать деградировать. Почему нет, когда твое будущее обеспечено на 7 лет вперед, да и в спину никто не дышит? Я не утверждаю, что так все и будет, но риск есть.

Резюмируя все вышесказанное, хочется сказать, что сделка, безусловно, выгодна UFC, однако таит множество «подводных камней». Главное для промоушена сохранить мотивацию двигаться вперед, захватывая все новые и новые рынки, и не превращать бизнес в «дойную корову», из которой нужно выкачать всю прибыль здесь и сейчас.